Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Москва 2008 Авторский коллектив: кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы М. В. Леви; капитан милиции А. Н. Дубовская (гл. 3). Научный (стр. 7 из 19)

Представленные результаты приводят к выводу, что использование сублиминальных компонентов в звуковых и визуальных средствах психологического воздействия может оказаться эффективным при ряде дополнительных условий (сосредоточенности, внушаемости субъекта), а также при их прежде всего индивидуально-ориентированном, а не массовом применении.

Сублиминальными воздействиями на психику, в сущности, постоянно наполнена окружающая среда. И в некоторых случаях (и при определенном сочетании условий), видимо, психологические воздействия такого рода могут стать действенным, хотя и дополнительным средством модификации поведения и состояния человека.


Глава 2. Аудиовизуальные технологии в психологическом обеспечении несения службы.

В данной главе мы рассмотрим применение аудиовизуальных средств психологического воздействия и регуляции, проводимое в хронотопе (по месту и времени) несения службы, т.е. прямого выполнения сотрудниками органов внутренних дел своих профессиональных функций. Воздействие аудиовизуальными средствами может быть осуществлено как в отношении самих сотрудников, так и в отношении лиц, представляющих собой объект их деятельности.

2.1. Создание благоприятной аудиовизуальной среды и поддержка работоспособности личного состава в местах несения службы.

Эффективность выполнения основных профессиональных функций сотрудников во многом зависит как от их профессиональной подготовленности, так и от повседневной работоспособности. Поскольку психофизиологическая регуляция в специализированных кабинетах «психологической разгрузки (поддержки)» возможна лишь в весьма ограниченных временных рамках, также актуальной является задача ее проведения непосредственно в местах несения службы.

Мы рассматриваем типичные для основных силовых ведомств профессиональные ситуации: несение службы в дежурной части, на постах охраны и наблюдения. В данных ситуациях присутствует необходимость долговременного поддержания бдительности при наличии длительных периодов бездействия, ожидания или выполнения монотонной деятельности. Разработка и применение специальных программ психофизиологической регуляции способствует поддержанию высокой общей и в особенности – психической работоспособности в течение всего времени несения службы.

Для решения этой задачи перспективным представляется экологический подход, с точки зрения которого любое рабочее место, в том числе дежурная часть, рассматривается как экологическая ниша, характеризующаяся своеобразным комплексом условий среды, воздействующих на организм. Эти условия могут естественным либо искусственным образом регулироваться. Например, для поддержания определенного температурного режима и химического состава воздуха применяются обогреватели, вентиляторы и кондиционеры. Формированию же звуковой и визуальной среды мест несения службы уделяется совершенно недостаточно внимания. Телевизоры, которые установлены во многих дежурных частях, при почти бесконтрольном и неупорядоченном просмотре передач в основном оказывают дезорганизующее влияние на деятельность, хотя и доставляют сотрудникам некоторое развлечение. Аудиовизуальное кондиционирование среды проводится с использованием специальных (функциональных) музыкальных и цветомузыкальных психорегулирующих программ. Такие программы, например, внедрены в войсках противоракетной обороны США.

Воинскими уставами в нашей стране запрещается пение, игра на музыкальных инструментах и прослушивание музыки на гауптвахте (Устав ВС РФ, 1994); видимо, авторы устава резонно рассудили, что музыкальными средствами морально-психологическая тяжесть наказания в виде нахождения под арестом будет значительно снижена. Подобный запрет распространяется и на несение службы часовыми, что, на наш взгляд, имеет смысл только в ночное время, когда более важное значение приобретают слуховое восприятие и меры звуковой маскировки. В отношении постов наблюдения и дежурных частей таких запретов нет. Одному из авторов (М.В. Леви) в бытность солдатом срочной службы в пограничных войсках приходилось наблюдать, как солдаты вопреки запретам офицеров (устным) то и дело тайком брали на наблюдательную вышку радиоприемники. Это было, несомненно, стихийной мерой психологической регуляции, т.к. ведение наблюдения с неподвижного поста по 8 часов (при усиленном варианте несения службы – до 14 часов подряд) – высоко монотонная деятельность. К сожалению, идея преодоления однообразия условий деятельности и поддержки работоспособности музыкальными и аудиовизуальными средствами часто не находит понимания у командного состава силовых структур; так, нам известно, что в одной дежурной части начальник требовал убрать из помещения гитару, объясняя это так: «Если здесь будет гитара, вы будете водку пить».

Между тем есть немало достоверных данных о том, что использование музыкального и цветового воздействия позволяет повысить эффективность приема и переработки информации – как зрительной, так и слуховой, снизить утомляемость, оптимизировать эмоциональное состояние. Создание сенсорно обогащенной среды с помощью незнакомой и умеренно-приятной для субъекта музыки повышает качество распознавания «зашумленных» зрительных образов (Павлыгина Р. А. с соавт., 1998). Прослушивание в стрессовой ситуации любимой музыки снижает психоэмоциональное напряжение, что положительно сказывается на точности реакции на движущийся объект (Фудин Н. А. с соавт., 1996). Музыкальное сопровождение может не только не мешать восприятию вербальной информации, но даже улучшать запоминание слов, предъявляемых на слух (Шутова Н.В., 1995). Сходные результаты получены нами в отношении процессов слухового восприятия вербальной информации и внимания, о чем будет сказано ниже.

У человеческого мозга есть две системы активации – «специфическая», обеспечивающая работу внимания (направленность восприятия и мышления, сосредоточенность), и неспецифическая, отвечающая за общий уровень бодрствования; системы эти взаимно влияют, но и обладают относительной независимостью. При музыкальном воздействии специфическую систему активации преимущественно стимулирует ясная мелодическая линия, человеческий голос, некоторые инструменты (медные духовые, скрипки и др.); неспецифическую систему – мажорные созвучия, ярко выраженный ритм, быстрый темп, большие инструментальные составы.

Для эффективности аудиовизуальных программ поддержки работоспособности в местах несения службы нужно учитывать ряд психологических факторов труда сотрудников:

· Загруженность основных познавательных процессов, а также типичный характер перерабатываемой информации (зрительная, слуховая, вербальная и невербальная);

· Уровень напряженности деятельности, а также ее монотонности;

· Характер коммуникации, взаимодействия между сотрудниками.

Уровень информационной, а также эмоциональной нагрузки сотрудников дежурной части бывает неравномерным. Соответственно, вероятно возникновение, с одной стороны, стрессовых состояний, с другой – утомления, монотонии и психического пресыщения. Степень монотонности труда сотрудника дежурной части, оцененная нами по системной методике Н.П. Фетискина (Фетискин Н.П., 1993), соответствует умеренно повышенному уровню. Следовательно, для психорегулирующей программы требуется значительное разнообразие в сочетании с умеренной эмоциональной насыщенностью и эстетической выразительностью.

Сотрудникам дежурной части приходится вести телефонные переговоры, а также другие виды вербального общения (в основном днем). Поэтому до 18 часов весь музыкальный материал психорегулирующей программы должен состоять из инструментальных произведений и песен на иностранных языках, а после него – может содержать некоторое количество песен на родном для сотрудников языке. В дежурных частях милиции значительную нагрузку может получать зрительное восприятие сотрудников, поэтому в психорегулирующих программах предпочтительно использование цвето-геометрической абстракции и растительных ландшафтов, а не сюжетных образов.

Нами проводилась комплексная экспертная оценка возможности применения музыкальных программ в типичных ситуациях деятельности дежурной службы. Использовалось произведения, разнообразные по стилю, ритму, инструментовке и т.п.

Оценка включала следующие блоки:

1. Цветовые соответствия музыки на основе цветового теста отношений М. Люшера, с использованием расширенного списка из 10 наименований цветов (добавлены белый и оранжевый).

2. Геометрические соответствия (с какими фигурами лучше сочетается музыка), представляющие собой модификацию психогеометрического теста С. Деллингер;

3. Цели психологического воздействия, которым может отвечать услышанная музыка в сочетании с выбранными цветогеометрическими соответствиями.

4. Модифицированный вариант «семантического дифференциала» Ч. Осгуда (различение по признакам «грустный – веселый», «бодрый – вялый», «добрый – злой» и т.п.);

5. «Ценностный портрет» произведения (какие ценности жизни выражает музыка, что воспитывает в человеке), составленный на основе методик А. Маслоу и М. Рокича.

Экспертная оценка была направлена на поиск гармоничного соответствия визуального и аудио-ряда в проектируемой программе. Рассматривались три ситуации службы, имеющие отличия в психологическом содержании деятельности: «активное» дневное время; относительно спокойное вечернее и ночное время; ситуация осложнения оперативной обстановки. Данные обрабатывались методами корреляционного анализа, а также выявления различий по Т-критерию Стьюдента.