Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Москва 2008 Авторский коллектив: кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы М. В. Леви; капитан милиции А. Н. Дубовская (гл. 3). Научный (стр. 8 из 19)

Результаты показывают следующее. В вечерне-ночной программе на первое место выходит такая цель психорегуляции, как «Преодолеть скуку, однообразие обстановки». При осложнении оперативной обстановки, в отличие от обычных условий, становится значимой цель «Побороть страх, прибавить храбрости». Для несения службы днем в штатных ситуациях активно отвергается цель «Создать измененное состояние сознания»; в сочетании с отвержением ценности «Мистицизма» это показывает, что психорегуляция в «активное» время должна быть направлена на поддержание максимально ясного и реалистичного сознания. По семантическому дифференциалу в ситуации осложнения оперативной обстановки становится значимой характеристика «серьезный» и утрачивает значимость характеристика «интересный», а для вечерне-ночного периода приобретает значимость характеристика «мирный». Ценностный спектр воздействия аудивизуальных программ специфичен для разных ситуаций; общими для ситуаций осложнения оперативной обстановки и несения службы в штатных условиях днем являются предпочитаемые ценности справедливости, истины, порядка, а для штатных ситуаций несения службы в дневное и вечерне-ночное время – ценности оптимизма и доброты.

Наиболее предпочтительными цветами во всех ситуациях являются желтый, белый и зеленый; как благоприятные также оценены оранжевый и синий. Обладающий наибольшим «возбуждающим» качеством красный цвет получил нейтральные оценки, уступая в предпочтениях более «мягкому» оранжевому; это подтверждает, что стимуляция работоспособности чрезмерно сильными средствами нецелесообразна. Черный и серый цвета стабильно отвергаются. Из геометрических фигур во всех ситуациях предпочитается круг, символизирующий дружественность, коммуникабельность, гармонию. Отвергается зигзаг, ассоциированный с такими качествами, как оригинальность, непредсказуемость. В ситуациях более напряженного характера деятельности предпочитается треугольник, считающийся символом лидерства, а в спокойное время – волнообразная кривая, которую можно соотнести с качествами мягкой подвижности, гибкости. В ситуации осложнения оперативной обстановки отвергается прямоугольник, являющийся одновременно «малоподвижным» и «неустойчивым», а квадрат, символ консерватизма и стабильности, для всех ситуаций расценен нейтрально.

В число наиболее предпочитаемых музыкальных произведений вошли следующие:

· Композиции П. Тодоровского из кинофильмов;

· Перуанская фольклорная музыка в эстрадной обработке;

· Быстрые части струнного концерта Т. Альбинони (18 век).

Высоко также оценены обработки классических произведений, выполненные как в 1930-е годы (Г. Ломбардо), так и в последние десятилетия (Дж. Ласт). Вокальные произведения на европейских языках (И. Берлин, Б. Хейли) признаны подходящими в основном для использования в вечернее время.

В целом для включения в аудиовизуальные программы поддержки работоспособности предпочтительны музыкальные произведения следующего характера:

· В дневное время – умеренно быстрый или быстрый темп, преобладание мажорного лада и мягких тембров, ровная мелодика, малая эмоциональность, стилевая разнородность при отсутствии резких контрастов между соседствующими произведениями; не более 1/3 программы могут составить вокальные произведения на иностранных языках;

· В вечернее и ночное время – разнообразие темпов (кроме очень медленных), чередование мажора и минора, богатство, средняя эмоциональность, допустимость стилевых контрастов; не более 1/2 программы могут составить вокальные произведения, из них до ¼ – на русском, остальные – на иностранных языках;

· При сложной оперативной обстановке – преобладание быстрого с включением время от времени умеренного темпа, примерно равное соотношение мажора и минора, преимущественно ровная мелодика; не более 1/4 программы могут составить вокальные произведения на иностранных (экзотических) языках.

Помимо описанного выше, нами был проведен эксперимент по изучению приема и переработки вербальной слуховой информации в затрудненных условиях восприятия с использованием музыкального и музыкально-словесного сопровождения. В эксперименте моделировались условия деятельности, типичные как для дежурных служб МВД и МЧС («01», «911», «02»), так и для территориальных дежурных частей, когда сотрудники (несколько человек одновременно в одном помещении) ведут переговоры по телефону и должны безошибочно и быстро фиксировать поступающую информацию, чаще всего в стандартизованной форме. В таких условиях требуется ясность слухового восприятия, высокая концентрация и устойчивость внимания. Участники эксперимента разделялись попарно. В каждой паре один из участников зачитывал вслух информацию (адреса, приметы людей и автомобилей), а другой должен был находить соответствие в выданных ему таблицах и заносить в бланк цифры, под которыми в таблицах находится сообщаемая информация. На выполнение задания отводилось ограниченное время (5 или 10 минут). Зачитывание и фиксация информации проводились одновременно 3 парами участников в одном небольшом помещении (им выдавались разные варианты задания, которыми потом они обменивались), что создавало трудные условия для восприятия. Изучалась продуктивность приема и переработки информации в 3-х экспериментальных условиях: 1. «Тишина» (в кавычках, потому что участники постоянно слышали голоса друг друга); 2. «Радио», когда включались записи передач коммерческих радиостанций, где звучали разговоры ведущих и отечественные популярные песни; 3. «Фоновая музыка», когда звучала специально составленная музыкальная программа «Тонус», состоящая из инструментальных произведений умеренно-быстрого темпа. Последовательность предъявления экспериментальных условий в разных сериях эксперимента была рандомизирована. Результативность действий каждого из участников рассчитывалась по формуле: Nпр2/ ((Nош+1)*120), где Nпр – число правильно выполненных заданий, Nош – число ошибок, 120 – максимально возможное число правильно выполненных заданий в каждом варианте, которое в реальности никогда не достигалось.

Результаты исследования оказались в некотором роде неожиданными. Наименьшая результативность и в 5-минутной, и в 10-минутной серии была показана в условии «тишины». При этом в условиях кратковременной работы (5-минутной серии) результативность в условиях «радио» и «фоновая музыка» значимо не отличалась (и была значимо выше, чем в условии «тишина»), хотя изначально предполагалось, что словесная информация, которая содержится в радиопередаче, будет обладать отвлекающим действием и снижать результативность. В условиях большей продолжительности работы наилучший результат достигался при условии «фоновая музыка», но и при условии «радио» он был выше, чем в «тишине» (все отличия статистически значимы). Фоновая музыка, таким образом, помогает отвлечься от тех разговоров, что звучат рядом, и сосредоточиться на своей работе; отчасти это способна делать и звуковая стимуляция другого плана (содержащая словесный компонент), т.к., видимо, наибольшим отвлекающим действием обладает звучащая рядом словесная информация того же типа, какую человек должен воспринимать. Однако в последнем случае, очевидно, требуется больше усилий для поддержания концентрации, поэтому длительная работа в таких условиях нежелательна. Практический вывод из результатов эксперимента – допустимость кратковременного включения радиоприемников в помещениях дежурных служб и целесообразность внедрения там функциональной музыки.

Общими принципами формирования аудиовизуальных программ поддержки работоспособности, по результатам исследований, являются следующие:

· Принцип фона, или поддержки рабочей доминанты, также формулируемый как «слышать, но не слушать», «видеть, но не вглядываться».

· Принцип оптимума стимуляции заключается в том, что воздействие средств поддержки работоспособности не должно быть ни слишком слабым, ни слишком сильным; чрезмерная стимуляция приводит к переутомлению и нервным срывам.

· Принцип необходимого разнообразия, являющийся универсальным в области искусства. Чрезмерное разнообразие программы создает дополнительную нагрузку восприятия, а недостаточно разнообразная и слишком длительная программа теряет стимулирующее действие, вызывает пресыщение. В течение дня нежелательно повторение ни музыкальных произведений, ни визуального ряда. В дневное время нежелательны резкие контрасты между соседствующими произведениями, в ночное – целесообразны.

· Принцип нарастающей (пульсирующей) стимуляции означает следование друг за другом элементов программы, каждый из которых оказывает более сильное стимулирующее действие, чем предыдущий; однако последовательно выдерживать нарастание стимуляции целесообразно не более 20 минут подряд.

Воспроизведение аудиовизуальных программ может осуществляться через компьютер либо через видеомагнитофон и музыкальный центр, поддерживающий формат МР3.

Наилучшее качество звучания достигается при использовании потолочных громкоговорителей, так как позволяет добиться более равномерного звука. Для правильного расчета требуется учитывать, что «пятно» от одного потолочного динамика имеет радиус, равный высоте помещения минус высота от пола до ушей слушателя. Для равномерного озвучивания помещения требуется рассчитать и установить громкоговорители так, чтобы их «пятна» располагались с некоторым перекрытием. Ниже приводится таблица соответствия площади – высоты потолков – количества громкоговорителей (материалы выставки MIPS-2001,
инф. с сайта: www.telsi.ru):

Таблица 2.

Высота потолка, м

Полезная площадь помещения (кв.м.)

25

35

50

80

100

150

200

3

4

5

7

11

14

20

27

3,5

2

3

4

6

8

11

15

4

1

2

3

4

5

7

10

4,5

1

1

2

3

4

5

7

5

1

1

2

2

3

4

5

5,5

1

1

1

2

2

3

4

6

1

1

1

1

2

3

3

Нами предлагается примерный распорядок применения аудиовизуальных программ в течение суток: 18 программ (3 визуальных, 7 аудио, 8 смешанных), продолжительность каждой от 20 до 45 минут (см. таблицу 3).