Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Москва 2008 Авторский коллектив: кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы М. В. Леви; капитан милиции А. Н. Дубовская (гл. 3). Научный (стр. 9 из 19)

Таблица 3.

Блоки аудиовизуальной программы

Время
1. «Встречная» музыкальная программа 08.50 – 09.10
·Перерыв 09.10 – 09.40
2. Аудиовизуальная программа «врабатывания» 09.40 – 10.20
·Перерыв 10.20 – 11.30
3. Программа поддержки работоспособности. 11.30 – 12.15
·Перерыв 12.15 – 13.20
4. Программа отдыха (прослушивание музыкальных радиопередач «фонового» типа[24]) 13.20 – 14.40
·Перерыв 14.40 – 15.20
5. Программа послеобеденного восстановления работоспособности 15.20 – 16.00
·Перерыв 16.00 – 16.45
6. Программа поддержки работоспособности 16.45 – 17.30
·Перерыв 17.30 – 18.30
7. Программа предупреждения утомления 18.30 – 19.20
·Перерыв 19.20 – 20.00
8. Программа отдыха (прослушивание радиопередач[25]) 20.00 – 21.30
·Перерыв 21.30 – 22.30
9. Программа предупреждения утомления 22.30 – 23.20
·Перерыв 23.20 – 00.00
10. Программа отдыха (музыкальная) 00.00 – 00.35
11. Программа отдыха (визуальная) 00.35 – 01.00
·Перерыв 01.00 – 01.10
12. Программа «врабатывания» смены, отдыхавшей с 22.00 до 01.00. 01.10 – 01.40
·Перерыв 01.40 – 02.20
13. Программа поддержки работоспособности (музыкальная) 02.20 – 03.00
14. Программа поддержки работоспособности (визуальная) 03.00 – 03.30
·Перерыв 03.30 – 04.10
15. Программа «врабатывания» смены, отдыхавшей с 01.00 до 04.00. 04.10 – 04.30
·Перерыв 04.30 – 05.20
16. Программа поддержки работоспособности (музыкальная) 05.20 – 06.00
17. Программа поддержки работоспособности (визуальная) 06.00 – 06.30
·Перерыв 06.30 – 07.10
18. Утренняя программа (финальная) 07.10 – 07.50
· Перерыв 07.50 – 08.50

2.2. Словесно-музыкальные программы психологической поддержки в экстремальных условиях жизнедеятельности.

Одной из крупных задач для психолога (и всех, с кем ему приходится взаимодействовать) становится активное влияние на формирование окружающей среды (информационной, визуальной, акустической и т.п.) для участников событий экстремального характера. Участников чрезвычайной ситуации можно условно разделить, как правило, на три крупные категории, специфика работы психологов с каждой из которых различна[26]:

· Жертвы (пострадавшие, заложники и др.);

· Их родственники и знакомые, не пострадавшие лично;

· Специалисты, выполняющие свои служебные обязанности.

Теперь уже не приходится сомневаться, что музыка может психологически грамотно применяться террористами для осуществления «психической атаки», или «зомбирования»; такого мнения придерживается, например, психолог А. Карпенко[27]. Во время событий 23-26 октября 2002 года в Москве – захвата в заложники зрителей и участников мюзикла «Норд-Ост» – террористы включали в зале записи чеченской национальной музыки. Тем самым они создавали ни что иное, как свою акустическую среду, дополнительно обозначая для заложников и для самих себя, что помещение это в данный момент – их территория, что они здесь хозяева. А в это время за стенами театра, где собрались родственники заложников и «сочувствующие», артисты – участники спектакля исполняли без музыкального сопровождения песни из «Норд-Оста».

Известно, что с древности музыка (звуки труб, ударных инструментов и др.) служила тому, чтобы ободрить воинов и даже «устрашить врагов»[28]. Есть утверждения, что ритмичная музыка «применялась для возбуждения воинственности и жажды убивать»[29]. Существуют современные исследования влияния музыки на агрессивность, что может оказаться важным для охраны общественного порядка. В психиатрических лечебницах наблюдение за пациентами во время массовых прогулок по двору с музыкальным «фоном» показало, что меньше беспорядков происходило при звучании «кантри» и легкой электронной музыки, чем когда включался «тяжелый рок» и «рэп»[30]. С другой стороны, установлено, что повышение уровня эмоции гнева при звучании «тяжелого рока» наблюдается только у тех, кто не любит эту музыку[31].

Хорошо известно, насколько мощно может воздействовать песня на психическое состояние и поведение людей[32]. Когда поэзия сливается с музыкой, значительно увеличивается эмоциональность слов, а значит – их доходчивость; воздействие охватывает оба полушария головного мозга (левое полушарие отвечает преимущественно за восприятие смысла текста, а правое – интонационно-музыкальной стороны песни). В ряде случаев целесообразнее использовать инструментальную музыку, т. к. она меньше привлекает внимание и может служить фоном для выполнения какой-либо работы, беседы и т.п. Не менее важное значение музыка и словесно-музыкальные воздействия имеют как «заполнитель» времени при вынужденном отсутствии деятельности, ибо, по словам писателя Г. Грина, «слишком часто война только в том и состоит, чтобы ждать и ничего не делать»[33]. Не случайно, как мы сообщали выше, музыкальные записи и звуковоспроизводящее оборудование введены в экипировку персонала некоторых армий.

Специалисты-психологи упоминают о возможности музыкально-литературного воздействия на психическое состояние заложников[34]. Предлагается «организовать музыкальное воздействие таким образом, чтобы заложники сами могли управлять источниками музыки», что на практике чаще всего недостижимо. Собственно говоря, вообще организовать какое-либо прослушивание музыки заложниками, скорее всего, проблематично; однако гораздо больше таких возможностей существует в работе с их родными и близкими. Для организации прослушивания музыкальных программ в местах нахождения большого количества людей во время экстремальных ситуаций нужно предусмотреть наличие в помещениях необходимых технических средств (радиорубка, громкоговорящая связь или другое). В составлении программ вещания и организации трансляции должен совместно со звукорежиссером (оператором эфира) участвовать психолог, желательно – имеющий также музыкальное образование или опыт работы в аудио-индустрии. Звучание музыки и словесно-музыкальных программ должно чередоваться с информационными сообщениями по радио или телевидению, а также с обращениями к гражданам представителей власти, спецслужб, различного рода влиятельных лиц и т.п. Непрерывная телевизионная трансляция, которая велась 23-26 октября 2002 года в спортзале профессионального училища, где собирались родственники заложников, уже вполне доказала свою нецелесообразность: очевидно, что она усиливает утомление и повышает раздражительность. Телевидение вообще называют одним из современных наркотиков, и длительный просмотр телепередач может приводить психически неуравновешенных индивидов к нервному срыву. Вместо этого можно было бы каждый час передавать для собравшихся информационные сообщения продолжительностью от 10 до 20 минут. Музыкальные передачи и/или выступления артистов можно также проводить каждый час не более чем 35 минут подряд (такова и обычная продолжительность программ функциональной музыки для преодоления монотонности и повышения производительности труда на промышленных предприятиях[35]). В ночное время, как правило, если большинство присутствующих отдыхают, следует использовать только инструментальную музыку релаксирующего плана или специальные психорегуляционные композиции с минимумом словесных внушений, причем на очень невысокой громкости.