Академия управления МВД России
Аудиовизуальные технологии в психологическом обеспечении органов внутренних дел
Методические рекомендации
Москва – 2008
Авторский коллектив:
кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы М.В. Леви;
капитан милиции А.Н. Дубовская (гл.3).
Научный руководитель:
доктор психологических наук, полковник милиции В.Н. Смирнов.
Содержание
стр.
Введение | 4 |
Глава 1. Современные аудио-визуальные средства психологического воздействия. 1.1. Функциональное использование музыки. 1.2. Психологическая регуляция и коррекция словесно-музыкальными и музыкально-цветовыми средствами. 1.3. Сублиминальные (неосознаваемые) психологические воздействия звуковыми и визуальными средствами. | 6 7 15 22 |
Глава 2. Аудиовизуальные технологии в психологическом обеспечении несения службы. 2.1. Создание благоприятной аудиовизуальной среды и поддержка работоспособности личного состава в местах несения службы. 2.2. Словесно-музыкальные программы психологической поддержки в экстремальных условиях жизнедеятельности 2.3. Психологическое воздействие аудиовизуальными средствами при охране общественного порядка на массовых мероприятиях. | 30 30 40 51 |
Глава 3. Аудиовизуальные технологии в служебно-боевой и психологической подготовке личного состава ОВД. 3.1. Функциональная музыка в служебно-прикладной физической подготовке 3.2. Моделирование экстремальных условий в «лабиринте внезапности и опасности» 3.3. Словесно-музыкальные суггестивные программы для непосредственной подготовки к боевым столкновениям и к действиям по охране общественного порядка. | 60 60 69 74 |
Заключение | 80 |
Список литературы | 81 |
Введение.
Психологическое обеспечение на сегодняшний день является одной из ведущих сфер работы с личным составом органов внутренних дел. Психологическая работа в ОВД направлена на «компенсацию воздействия негативных факторов служебной деятельности, поддержание необходимого уровня профессиональной адаптации и социально-психологического статуса, обеспечение личностного развития сотрудников» (Ажимова О.А. с соавт., 2005).
Данные рекомендации разработаны в русле научных исследований в области психологического обеспечения деятельности подразделений МВД России, а также других силовых ведомств. Технологии работы специалистов в области психодиагностики, психологической подготовки, психологического воздействия, а также психологической реабилитации и коррекции постоянно совершенствуются, что связано как с новыми запросами практики психологического обеспечения ОВД, так и с быстрым развитием технического оснащения, позволяющим психологам по-новому решать многие задачи своей деятельности.
В частности, большие возможности воздействия на психику и организм человека заключают в себе звуковые и аудиовизуальные программы, применяемые с помощью современных технических средств. Зрение и слух являются ведущими сенсорными системами, обеспечивающими осуществление человеком сознательной и социально значимой деятельности. Именно поэтому в позднейшие десятилетия благодаря сложившемуся в психологической науке экологическому подходу всё шире применяются понятия визуальной и звуковой среды обитания, имеющих прежде всего большое психологическое значение (в отличие от физико-химической среды, значимой в первую очередь биологически), а также визуального и звукового «кондиционирования».
Под аудиовизуальными технологиями прежде всего подразумевается разработка и применение (с помощью современных средств воспроизведения) специальных (целевых) программ, содержащих словесные, музыкальные, шумовые и зрительные стимулы. Интерес к научно обоснованному внедрению функциональных музыкально-словесных и аудиовизуальных программ в области психологического обеспечения ОВД в последние годы существенно возрос, но научно-методическая база их использования нуждается в развитии с учетом современных технических реалий.
Использование музыкально-словесных и аудиовизуальных программ помогает решать следующие задачи психологического обеспечения:
· Преодоление негативного воздействия условий монотонности и сенсорной изоляции при длительном несении службы, улучшение качества аудиовизуальной среды;
· Дополнительная психологическая подготовка личного состава к действиям в напряженных и опасных условиях, ситуационно-целевое формирование психических состояний;
· Снятие излишнего психо-эмоционального напряжения как в рамках мероприятий психологической реабилитации и коррекции, так и на местах несения службы;
· Оказание воздействия на эмоциональное состояние людей при охране общественного порядка.
В данной работе мы постарались сформулировать основные принципы разработки функциональных музыкально-словесных и аудиовизуальных программ, дать представление о возможностях их применения в психологическом обеспечении ОВД.
Авторы ставили перед собой задачи:
- Раскрыть и дополнить основные представления о функциональном использовании музыки, музыкально-словесных и аудиовизуальных программ;
- Представить некоторые типовые образцы специальных музыкально-словесных и аудиовизуальных программ для применения в различных направлениях психологического обеспечения ОВД.
Рекомендации предназначены для использования практическими психологами системы МВД и других силовых ведомств, сотрудниками подразделений по работе с личным составом, для проведения занятий в рамках повышения квалификации специалистов психологического обеспечения ОВД, а также для всех тех, кто интересуется вопросами, с одной стороны, психологии искусства, с другой – психологии экстремальных ситуаций и профессий силового профиля деятельности.
Глава 1. Современные аудио-визуальные средства психологического воздействия.
К аудио-визуальным средствам психологического воздействия относятся функциональная музыка, а также ее сочетание с иными звуковыми стимулами, цветовой или визуально-образной стимуляцией, и словесное воздействие (как через слуховую, так и через зрительную систему), сочетаемое с музыкальным и/или цветовым и зрительно-образным.
Мы рассматриваем только такое воздействие, которое является функциональным, или целевым. Для систематизации представлений о целях, с которыми используются аудиовизуальные средства, мы предложили выделить несколько уровней воздействия на человека, что в целом соответствует теории интегральной индивидуальности[1] (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Уровень воздействия | Цели использования |
Биологический. | Смягчение физического дискомфорта, уменьшение болевых ощущений; Влияние на различные физиологические процессы (кровообращение, дыхание, внутреннюю секрецию, иммунитет и др.); Терапия болезней, повышение эффективности различных методов лечения при комплексном их применении. |
Психофизиологический. | Преодоление однообразия стимуляции органов чувств; Повышение физической работоспособности; Улучшение функций восприятия, внимания, памяти, сенсомоторных реакций; Повышение уровня бодрствования, преодоление сонливости; Релаксация, ускорение засыпания. |
Психологический | Улучшение настроения, создание положительных эмоций (тимогенная функция); Снижение тревожности, отвлечение от неприятных мыслей (анксиолитическая функция); Избавление от скуки или пресыщения какой-либо деятельностью; Выявление и отреагирование – внешнее выражение – накопившихся переживаний (функция катарсиса); Изменение состояния сознания, создание чувства погружения в «другую реальность». |
Ценностно-смысловой | Воодушевление на выполнение какого-либо дела, способность вызывать энтузиазм и т.п.; Формирование мировоззрения, системы ценностей, направленности личности; Развитие нравственных качеств человека. |
Социально-психологический | Улучшение способности к общению, повышение контактности, преодоление явлений аутизма; Сплочение, объединение коллектива людей, улучшение их взаимоотношений; Влияние на поведение больших и малых групп. |
1.1. Функциональное использование музыки.
Огромное значение музыкального искусства в жизни человеческого общества связано прежде всего с возможностями психологического воздействия музыки на человека.
Термин «Функциональное использование музыки» мало употреблялся в научной литературе. Он появился в одном описании практического опыта (Сергеев В., 1970). Гораздо более распространено понятие «функциональная музыка». Этим термином в нашей стране в основном обозначалась музыка, звучавшая на производстве для работников с целью повышения выработки и снижения утомления. В странах Запада «функциональной» также именуют музыку, звучащую в местах торговли и потребления с целью увеличения объема продаж и дополнительного привлечения потребителей; в таком значении термин «функциональная музыка» всё активнее утверждается в России последние 5-6 лет.
Однако словосочетание «функциональная музыка» похоже на название некоего жанра, между тем как к музыкальным жанрам прямого отношения не имеет. Для функционального значения музыки важно не то, какая это музыка сама по себе, а то, как она используется (в каких ситуациях, с какими целями и какими способами). Слово «функциональный» образовано от «функция»; в математике это – результат, получаемый при неких заданных условиях; музыка также входит в совокупность условий, обеспечивающих достижение какого-либо ожидаемого результата, только результат не определен с такой точностью, как в математике (в чем, по сути, состоит специфика почти любых гуманитарных технологий).