а) священное Писание и священное Предание;
б) памятники церковного законодательства и церковный обычай;
в) государственные законы, относящиеся к Церкви.
Церковное право, первоначальным источником церковного права в России были византийские церковные законы, и прежде всего сборник Номоканон, который под именем Кормчей книги служил руководством в церковных делах. Дальнейший ход церковного законодательства отражали уставы великих князей, как, напр., Владимира Святого, Ярослава Мудрого и др., уставы, содержавшие правила о церковной подсудности, о церковной десятине и др. С возникновением Московского государства главными источниками церковного права стали постановления Соборов, из которых особо значимы: Собор 1620, постановивший правила о перекрещении латинян, принявших Православие, Собор 1666-67, низложивший патр. Никона и установивший довольно много церковных дисциплинарных правил, часть которых вошла в Полное собрание законов. С Петра I, с учреждением правительствующего Синода и изданием его Духовного регламента, начался новый этап законодательной деятельности по устройству церковных порядков и регулированию церковных отношений, деятельности, продолжавшейся до н. XX в.
Таким образом., на н. XX в. главными источниками церковного права были: 1) Духовный регламент Петра I; 2) Устав Духовной консистории; 3) государственные церковные законы, находившиеся в разных частях свода; 4) указы Святейшего Синода; 5) Кормчая книга; 6) постановления некоторых Соборов.
Научная разработка церковного права в России началась в XVIII в. в московской Славяно-греко-латинской академии, когда указом Синода предписано было читать «Кормчую книгу о должностях приходских священников». Комиссией духовных училищ в 1808 решено было ввести преподавание канонического права в означенных училищах, а в уставе Духовной академии в 1814 преподавание этого предмета было настоятельно рекомендовано профессорам богословия. В 1835 преподавание канонического права было введено в университетах в качестве составной части богословия. Профессор Московского университета по кафедре римского права Крылов составил в 1841 проект преподавания в университетах канонического права, которое должно было поручаться лицу, получившему юридическое, а не богословское образование. Проект этот был представлен в Святейший Синод, который послал его на заключение митр. Московского свт. Филарета, но последний не одобрил его. По уставу 1884 кафедра церковного права была отделена от кафедры богословия, но преподавание этого права велось лицами, получившими образование в духовных академиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. «Основные правовые системы современности». М., 2006
2. Клочков В.В. Религия, государство, право. - М, 2006.
3. Николин А., священник. Церковь и государство. - М., 2007
4. Марченко М.Н. Источники права. М., 2004.
5. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. М., 2005.
6. Суворов Н.С. Учебник церковного права ,Зерцало-М, 2007.
7. Цыпин В., протоиерей. Курс церковного права: Учебное пособие. - Клин, 2007