Смекни!
smekni.com

Подготовка и проведение обязательного экзамена по русскому языку муниципальной комиссии (методические рекомендации) (стр. 8 из 9)

24. Прочитайте начало текста. Определите стиль и тип речи.

Наши чувства – это конь, который вдруг, порой в силу непонятных причин, выходит из-под контроля, выходит из-под контроля наездника, встаёт на дыбы и мчится во весь опор, сломя голову. Вероятно, каждый человек испытал в своей жизни унизительные моменты, когда собственные твои чувства выходят из-под контроля и заставляют совершать нелепые поступки. Как бывает стыдно и неловко.

Как же научиться управлять чувствами? (В. Розов)

25. Сравните предложения. Какие из них уместно использовать во вступлении, какие – в заключении? Почему? Определите, если можно, тип и стиль речи. Используя данные предложения, постройте собственное высказывание.

А) Любовь похожа на море, сверкающее цветами небесными. Не видно «того» берега в море, и вовсе нет берегов у любви.

Б) Множество голосов наполняло окружающее нас, озарённое утренним солнцем пространство.

Чудесный, сказочный, звонкий окружал нас мир.

26.Сравните построенные вами тексты с авторскими.

А) Любовь похожа на море, сверкающее цветами небесными. Счастлив тот, кто приходит на берег и, очарованный, согласует душу свою с величием всего мира. Тогда границы души человека расширяются до бесконечности, и человек понимает тогда, что и смерти нет, и нет того, что называется у людей «сегодня» и «завтра». Исчезает тогда черта, разделяющая всю жизнь на «тут» и «там». Не видно «того» берега в море, и вовсе нет берегов у любви.

Б) Множество голосов наполняло окружающее нас, озарённое утренним солнцем пространство. На опушке леса пели тетерева, крякали над рекой и озёрами утки, страстно хрипели, проносясь в воздухе, дикие селезни. Чудесный, сказочный, звонкий окружал нас мир.

Примечание. В качестве дидактического материала можно использовать также материалы ученических сочинений, изложений, учебных предметов: литературы, биологии, истории, географии и др.

Приложение 4

1. Как начать сочинение?

· Определяются темы текстов.

Терпение и уважение к чужой культуре определяется прежде всего стремлением познать её.

· Формулируются проблемы, затронутые в текстах.

Каким должен быть новый век? Веком развития гуманитарной культуры, воспитывающей доброту и совесть, или веком разобщённости и нетерпимости друг к другу? А искусство? Какую роль оно может сыграть в этом процессе? Об этом заставляет задуматься…

· Излагается собственная позиция по тем вопросам, которые были затронуты авторами исходных текстов.

Культура – это тот язык, который объединяет человечество. Так пишет об этом… Читая текст …, я убедился в том, что этот же вопрос волнует и …

· Можно привести краткую справку об авторах исходных текстов, о том, что их волнует, об общей направленности их работ…

· Вступление можно начать с лирического вступления.

Долго подыскивал я первую строку, которая … Но не нашёл ничего лучше слов, сказанных автором: «Чтобы понять другого человека, надо увидеть в нём прежде всего хорошее». Что значит понять и увидеть? Разве любой из нас не видит окружающее ежедневно? Но, очевидно, видеть не значит увидеть. Увидеть по-настоящему - это означает понять, почувствовать….

2. О чём писать в основной части сочинения?

Раскрыть основную мысль текстов, связать с темой сочинения, с личной позицией, привести аргументы.

Опорные слова: дело в том, что; об этом свидетельствуют следующие факты; мне кажется; я думаю; авторы заставляют задуматься; поражает умение авторов привлечь внимание к..; известно, что; возьмём, к примеру…; позиции авторов мне близки и понятны; каждый понимает; взгляды, конечно, могут с годами меняться, но; и т.д.

3. О чём писать в заключении?

Главное – подвести итоги.

Может быть, нам всем следует осознать ….Перефразируем слова известного …..; И в этом нам, конечно, поможет…

Приложение 5

Положение о грубых и негрубых, однотипных ошибках

1. Не учитываются ошибки:

· в переносе слов

· в авторской пунктуации

· описки

2. Негрубые ошибки считаются две за одну. К негрубым ошибкам относятся:

· исключения из правил;

· написание большой буквы в составных собственных наименованиях;

· слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

· раздельное и слитное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

· написание Ы – И после приставок;

· случаи трудного разграничения частиц НЕ и НИ в предложениях;

· написание собственных имен нерусского происхождения;

· постановка одного пунктуационного знака вместо другого;

· пропуск одного из сочетающихся знаков или нарушение их последовательности.

3. Повторяемые ошибки (в одном и том же слове или в корне

однокоренных слов) считаются за одну ошибку.

4.Однотипные ошибки (ошибки на одно правило, связанное с грамматической формой слова или его фонетическими особенностями) учитываются следующим образом:

три первых однотипных ошибки считаются за одну, каждая последующая учитывается как самостоятельная ошибка.

5. Все ошибки, допущенные в непроверяемом слове, считаются за одну.

6. При наличии в работе более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на один балл, но такое снижение не может привести к выставлению неудовлетворительной оценки. Оценка «5» не выставляется при наличии 3 и более исправлений.

Приложение 5

Классификация ошибок

Фактические ошибки:

· нарушение достоверности высказывания;

· ошибки в датах;

· смешение эпох, авторов, названий произведений, литературных персонажей;

· искажение фактов, описанных в произведении (в тексте);

искажение в цитировании и т.д.

Логические ошибки:

· несоответствие содержания работы теме;

· нарушение соразмерности частей работы;

· отсутствие логической связи между частями текста или отдельными предложениями;

· наличие противоречий между высказываниями;

· двусмысленность;

· ложная аргументация;

· объединение логически несовместимых понятий;

· абсурдные высказывания;

· неоправданное выделение абзацев или их отсутствие;

· пропуск слов или конструкций, приводящих к разрыву смысла.

Речевые ошибки:

· неоправданный повтор одних и тех же слов (Недавно я прочёл очень интересную книгу, в этой книге рассказывается);

· речевые штампы;

· плеоназм (избыточное словоупотребление: Он негодовал от возмущения, бесчисленное множество фактов);

· тавтология (употребление рядом однокоренных слов: в рассказе рассказывается);

· неточное понимание значения слова (И обратно он начал командовать);

· смешение паронимов;

· анахронизмы (смешение лексики разных исторических эпох: На богатырях надеты кольчуги, брюки, варежки);

· нарушение лексической сочетаемости слов (закоренелые патриоты);

· разрушение фразеологизмов;

· разрушение стилевого единства текста (Швабрину всех удалось объегорить);

· бедность и однообразие словаря и синтаксических конструкций.

Грамматические ошибки – это ошибки в структуре языковой единицы (в структуре слова, словосочетания или предложения); это нарушение какой-либо грамматической нормы (словообразовательной, морфологической или синтаксической)

· ошибки в словообразовании (взятничество, трудолюбимый, надсмехаться);

· искажение грамматической формы слова (рода, лица, числа, падежа и т.п.; например, многие чуда техники, деревья в вишнёвом саде; в партизанских движениях участвовали самые различные слои населения; Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы; мечта к свободе; согласно плана; Л.Н. Толстой описывает о войне; более интереснее; самый способнейший из героев; с пятистами рублями; это случилось в начале тысячи восьмисот четвёртом году; Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок (чьих – Тургенева или героя?); чуткий художник, он откликается на события окружающей жизни и отмечал в ней только что зарождающиеся в ней явления);

· нарушение видовременной соотнесенности глаголов (чуткий художник, он откликается на события окружающей жизни и отмечал в ней только что зарождающиеся в ней явления; брат сидел за столом и раскрашивает картинки);

· нарушение синтаксической связи (ошибки в согласовании, управлении);

· нарушение порядка слов в предложении (есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе);

· нарушение границ предложения;

· ошибки в употреблении причастного и деепричастного оборотов;

· смешение прямой и косвенной речи;

· ошибки в построении предложений с однородными членами (эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей; народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры);

· ошибки в построении сложных предложений (в повести содержится две идеи: всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; во-вторых, роль в этой работе широких слоёв интеллигенции).

Список литературы

1. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст, М., 2002 г.

2. Изложение с творческим заданием в 11 (12) классах как форма итогового контроля, Краснодар, 2003 г.

3. Лимонад Т.В. С изложением на «Ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов М., 2001 г.

4. Ивченков П.Ф. Обучающие изложения. 5 – 9 классы. М., 1993 г.

5. Костяева Т.А., Рыбченкова Л.М. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов средней школы, М., 1991 г.

6. Методика развития речи на уроках русского языка /Под редакцией Ладыженской Т.А., М., 1991 г.