Многообразие трактовок сущности и природы права в российской юридической литературе нередко рассматривается как весьма позитивное явление, свидетельствующее о достаточно высоком уровне развития правовой науки, и прежде всего теории права.
33. Взаимосвязь права и политики, права и экономики в современном обществе
Взаимоотношение политики и права подчиняется общим закономерностям. С одной стороны экономические потребности общества объективно порождают необходимость правовой формы регулирования определенных законом отношений, юридического закрепления и охраны форм собственности, обеспеченности самостоятельности самостоятельности производителя. С другой стороны, правовая форма экономических отношений является не просто необходимостью, а выполняет активную организаторскую функцию и поэтому глубоко проникает в экономическую жизнь общества в качестве важного компонента экономических процессов. Взаимодействие права и политики определяется тем, что правовые нормы исходят от государства, которое является политической организацией общества. Любые интересы и потребности людей, прежде, чем стать правом, должны быть опосредованы государственной политикой. Политические требования становятся правом лишь в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством. Экономика – это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества. Существует два основных подхода к соотношению данных понятий. Согласно первому подходу, среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования общественных отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию, прежде всего, в праве и лишь затем претворяются в других сферах социальных связей. Здесь можно говорить о приоритетах права перед экономикой (например, в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения). Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономика над правом. Политика уже выступает посредником между данными явлениями и соответственно понятиями. Согласно второму подходу, экономика определяет политику и право. Последняя является надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие производственных отношений. Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.
Соотношение между гос-ом и правом проявляется двояко:
1) когда определяющим фактором выступает государство и
2) когда определяющим фактором выступает право.
34. Рецепции в праве и их роль в становлении национальных правовых систем
РЕЦЕПЦИЯ (лат. receptio) - в теории права означает заимствование или воспроизведение. В истории права термин "Р." употреблялся для обозначения заимствования, восприятия какой-либо национальной правовой системой принципов, институтов, основных черт другой национальной правовой системы. Именно в этом смысле говорят о Р. римского права.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА (англ national legal system) - в теории права правовая система отдельного государства как конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и преобладающей правовой идеологии. Н.п.с. отражает социально-экономические, политические, культурные особенности соответствующего общества и государства. Н.п.с. выступают в качестве единичного феномена, являющегося структурным элементом таких правовых массивов, как группы правовых систем и правовые семьи. В современном мире существует около 200 Н.п.с. Иногда как синоним Н.п.с. используется понятие «национальное право», которое в собственном смысле имеет все же более узкое содержание.
Рецепция права является необходимым инструментом развития правовой системы. Применение рецепции можно найти в государствах с различным правовым режимом и в различных формациях. Даже такие одиозные «закрытые» правовые системы, как, например, право Древней Спарты, не могли обходиться без реципированных «чужеземных» правовых институтов. История свидетельствует о критском происхождении многих спартанских институтов, включая систему воспитания и общественных обедов. Не являются исключением из правила и государства, чья идеология по каким-либо причинам полностью отрицает рецепцию иностранного права. Ее не гнушались социалистические и фашистские правовые системы, хотя декларативно и выступали против рецепции «буржуазного», «царистского», рабовладельческого римского права, ратуя за построение нового – «пролетарского» (РСФСР, СССР), за возвращение к национальному немецкому праву (Германия), но в действительности активно используя этот механизм усовершенствования права. И в настоящее время государства также по различным причинам либо не всегда сообщают общественности о произведенной рецепции либо, наоборот, афишируют данное явление.
Необходимо признать, что ни один инструмент и институт права (за исключением, пожалуй, права собственности) не приковывал к себе такого внимания и не вызывал жарких споров как в самой науке, так и в обществе.
С рецепцией связывались надежды на построение правового государства, на обретение государственного могущества, на обоснование привилегированного положения среди государств, имперские амбиции, на выход из кризиса, на упрощение подчинения колоний и оккупированных государств, на разграбление природных ресурсов и прочих богатств страны, на уничтожение вражеской державы либо стратегического противника, на установление превосходства над реципиентом. Рецепцию обвиняли и в уничтожении национального права, в его радикальном упрощении, в потере самостоятельности и самобытности общества, в уничтожении, в ухудшении его нравов, правовой ментальности. Как правовое явление, рецепция является самым востребованным (особенно для современности) инструментом модернизации права. Это объясняется, прежде всего, тем, что правовые системы всех стран никогда не существовали и не существуют изолированно. Они тесно взаимодействуют друг с другом, ведут между собой нескончаемый культурный диалог. Правовая культура отдельных стран подвергается постоянной «бомбардировке» со стороны попадающих в нее подобно метеоритному дождю случайных фрагментов других правовых культур, юридических текстов, процедур и правовых конструкций. Такая «бомбардировка» позволяет государству оценить собственный опыт правовой жизни, обрести «зеркало» для его рассмотрения, возможность развивать, совершенствовать отдельные элементы своей правовой системы, наполняя их новыми смыслами.
Так, например, правовая система Азербайджанской республики на современном этапе сочетает в себе отдельные черты и свойства правовых систем различных исторических типов, включая традиционное архаичное азербайджанское право, советское социалистическое право, а также элементы правового устройства современных государств, относящихся к романо-германской семье.
35. Отражение норм морали в нормативных правовых актах государственных органов и иных организаций
Под нормами морали подразумевают правила поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, выполняемые в силу внутреннего убеждения. Кроме вышеперечисленных, в систему социальных норм входят нормы права, которые представляют собой общеобязательные, формально-определенные веления, выраженные в виде общих государственно-властных предписаний, закрепляющие права и обязанности субъектов и регулирующие определенный вид общественных отношений. Взаимодействие права и морали проявляется в их взаимопроникновении и взаимовлиянии:
-взаимопроникновение состоит в том, что право основывается на морали. Так, Конституция РФ 1993 г., Уголовный кодекс РФ 1996 г. и ряд других нормативно-правовых актов закрепили моральные принципы справедливости, равенства и гуманизма в качестве основополагающих положений действующего законодательства;
-взаимовлияние проявляется в том, что мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации норм права. В свою очередь право поддерживает требования морали юридическими санкциями и тем самым защищает необходимый минимум нравственности.