Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по реализации направления «Государственная поддержка талантливой молодежи» (стр. 21 из 34)

Реорганизация системы образования Российской Федерации предопределила эволюционное видоизменение системы внешкольной работы, переход ее в новое качественное состояние в связи с принципиальными изменениями, произошедшими в обществе. В результате возросла необходимость различных видов неформального образования.

Одним из них признано дополнительное образование, основное предназначение которого – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей и молодежи.

В настоящее время дополнительное образование детей развивается по пяти основным направлениям: художественно-эстетическое, техническое творчество, физкультурно-спортивная работа, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение.

Однако на практике эти направления развиваются неравномерно: наиболее активно – объединения художественно-эстетического творчества, технического творчества, физкультурно-спортивной работы, в меньшей степени – эколого-биологические и туристско-краеведческие направления.

Заметим, что в представленных документах доля конкурсных мероприятий в номинации «Художественное творчество» не была столь же значительной.

Кроме объединений по основным направлениям деятельности в системе дополнительного образования России имеется более 56 тысяч других объединений (в т.ч. более 8 тыс. – на селе), среди них: клубы юных моряков и речников, авиаторов и космонавтов, десантников и парашютистов, пограничников и пожарных, объединения учебно-исследовательской деятельности, музеи, поисковые отряды, клубы международной дружбы, ассоциации юных лидеров, группы волонтеров социальных педагогов и многие другие. В настоящее время 38,8% обучающихся постоянно занимаются художественным и техническим творчеством, экологией, спортом, туризмом и краеведением.

Дополнительное художественное образование – это свободное, неформальное образование, в котором педагог ориентирован на гармонизацию процесса обучения с природой, интересами, потребностями и художественными способностями своих воспитанников.

Специфические возможности дополнительного художественного образования в том, что оно направлено на ценностно-ориентационную деятельность, создает условия для выбора уровня освоения конкретного вида художественной деятельности (от общего эстетического развития до профессиональной ориентации), а в случае необходимости для смены вида художественной деятельности, предоставляет возможность для выбора круга общения, формы культурного досуга.

Художественно-творческая деятельность детей и молодежи реализуется: в детских школах и студиях как самостоятельных видах учреждений дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности; в многонаправленных видах учреждений дополнительного образования детей (Центрах, Дворцах, Домах) как в форме школ и студий, так и в форме художественно-эстетических отделов и творческих объединений (клуб, кружок, театральный или хоровой коллектив, секция, ансамбль и пр.); в высших и средних учебных заведениях; в различных формах внеучебной художественной самодеятельности.

Организация дополнительного художественного образования основывается на следующих принципах.

Принцип открытости обусловливает «вхождение» каждого в художественно-эстетическую среду и художественную деятельность, способствует эстетическому развитию, адаптации личности к творческому коллективу, искусству, к собственно художественной деятельности.

Принцип целостности обусловливает организацию обучения как непрерывно развивающейся деятельности воспитанника по освоению определенной области культуры.

Принцип многоуровневости способствует выстраиванию логики освоения художественно-образовательного пространства по этапам с учетом педагогической целесообразности каждого этапа и с прогнозированием промежуточных результатов.

Принцип вариативности обусловливает свободу выбора индивидуальной траектории художественного развития на основе дифференциации содержания и форм работы, уровня сложности и темпа освоения художественной деятельности в зависимости от возраста, исходного уровня индивидуального развития, индивидуальных особенностей, специальных способностей, интересов и потребностей детей и молодежи.

Принцип развития обусловливает эмоциональное, духовно-нравственное, интеллектуальное, физическое развитие личности как основу ее психофизического развития.

Принцип социализации обусловливает: вхождение молодого человека в социальную группу (среду), отличную от семейной, школьной, вузовской; знакомство с ее структурой и социальными ролями; личностное проживание успеха и неуспеха в художественно-эстетической деятельности и во взаимоотношениях с другими; в результате – личностное становление.

Принцип релаксации обусловливает профилактику нарушений психологического и психического здоровья не основе снятия возникающих психологических затруднений (барьеров), а также коррекции имеющегося личного опыта неудач в учебе и общении. Важно, что процесс обучения носит неформальный характер, строится на деятельностном общении, в процессе которого происходит передача опыта «старшего – младшему», «мастера – подмастерью».

Принцип профессиональной ориентации обусловливает ускорение процесса социокультурной адаптации детей и юношества.

Принцип педагогической поддержки обусловливает помощь воспитаннику в разрешении конфликтов с родителями, педагогами, друзьями, в организации досуга, развивающего индивидуальные творческие способности.

Таким образом, художественная деятельность – это общение с произведениями искусства в различных формах.

Цель художественно-педагогической деятельности состоит в создании педагогом условий для приобретения обучающимися опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

«Средством» осуществления художественно-педагогической деятельности является посредническая роль педагога в организации коммуникации между воспитанником и художественным произведением

Успешность осуществления художественно-педагогической деятельности зависит от учета жизненного и художественного опыта обучаемых, отбора высокохудожественных произведений, «погружения» воспитанника в художественный контекст произведения (эпоха, стиль, автор) на основе его активной практической деятельности (слушательской, исполнительской).

Особенностью художественно-педагогической деятельности являются: наличие в контексте ее составляющих «художественно-творческого начала» с доминирующей ролью эмоционального фактора в процессе восприятия художественного произведения и практической художественной деятельности; неповторимость восприятия произведений искусства каждым человеком в зависимости от степени его подготовленности «идти навстречу художественному тексту» (Ю.Б. Борев); особая роль педагога в процессе организации художественного общения, проявляющаяся как в умении его организовать, так и в наличии своего, индивидуального отношения к художественному произведению и его автору.

Специфичным является и результат художественно-педагогической деятельности, который выражается не столько в усвоении специальных знаний, умений и навыков, сколько в особом эмоциональном проживании художественного содержания и, как следствие, в освоении системы ценностей мира через приобщение к эмоционально-ценностному опыту поколений. Результат художественно-педагогической деятельности предъявляется публично и, что очень характерно, в большинстве случаев в коллективной форме исполнительской и просветительской деятельности (концерты, концерты-лекции, выставки, беседы об искусстве, открытые занятия, мастер-классы, защита рефератов по проблемам искусства, презентации картины, сочинения и пр.).

Этапы отбора талантливой молодежи

в ведомствах и субъектах Российской Федерации

по данной номинации

В процессе подготовки к конкурсу целесообразно осуществить мониторинг конкурсных мероприятий, проводимых в регионе. Результаты мониторинга могут способствовать выявлению и представлению в перечне тех конкурсных мероприятий, которые в определенной степени отражают стратегические направления развития системы дополнительного образования детей и молодежной политики в регионе. В таком случае государственную поддержку, заявленную в федеральных документах, получат не только собственно претенденты на премию, но опосредованно и конкурсные мероприятия и, что особенно важно, стратегия развития работы с талантливой молодежью в регионе. В этой связи, в качестве ведущего критерия отбора конкурсных мероприятий для включения в перечень следует ввести критерий социальной значимости данного конкретного конкурсного мероприятия.

Теперь о собственно содержании представляемых конкурсных мероприятий по номинации «Художественное творчество».

Исходя из значимости данного общенационального конкурса его содержание должно базироваться на лучших образцах отечественной культуры и искусства: произведениях классики, шедеврах народного творчества, современных произведениях различной стилевой направленности конца ХХ – начала ХХI веков; произведениях гражданско-патриотической направленности; обязательных произведениях, соответствующих основной идее конкурсного мероприятия; и, в частности, художественных произведениях, связанных с великими датами (к примеру, 2006 год – год столетия со дня рождения Д.Д. Шостаковича).