Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по реализации направления «Государственная поддержка талантливой молодежи» (стр. 31 из 34)

ДЕТСКАЯ, МОЛОДЕЖНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – самодеятельное, самоуправляемое на основе устава (и других документов) равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся. Более того, формально созданы условия взаимодействия, взаимопроникновения и взаимозависимости, так как на начальном этапе. Д. о. может быть во многом охарактеризована как детское общественное объединение. В свою очередь, на более высоком этапе развития сформированы органы детского самоуправления, определились лидеры, осуществляется коллективное планирование и т.д.

Детское творчество – В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, свое умение владеть телом, голосом, речью и пр. Д. т. помогает решать задачи развития творческого потенциала ребенка. В раннем возрасте отличительной особенностью художественного Д. т. является его импровизационный характер. Художественное Д. т. – по преимуществу опосредуемое и управляемое явление. Между различными видами художественного Д. т. существует тесная взаимосвязь, которая нашла наиболее убедительное истолкование в теории так называемых сензитивных периодов детского развития (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев) – об изменяющейся с возрастом расположенности ребенка к различным видам художественного творчества и восприятия, о последовательной смене в детстве и юности предпочтительного интереса (периодов актуальности) к танцевально-драматической, изобразительной, литературной и музыкальной деятельности и изменении восприятия.

Изобразительное творчество – самое массовое среди детей, не достигших подросткового возраста. Изображать узнаваемые предметы ребенок начинает, как правило, с 3-4-х лет (изображение наглядно-действенно; особенно доступны конструктивные и пластические виды изобразительной деятельности; позднее – это графический рассказ с игровым уклоном и сюжетностью). С 9-10 лет юные рисовальщики проявляют активный интерес к осмысленным графическим навыкам. В условиях систематического обучения (или активного самообразования) отроческое изображение безболезненно вступает в полосу «предметного рисунка» с тщательной разработкой деталей. Опыт лучших педагогов показывает, что предметный рисунок младшего подростка закономерно приобретает новые творческие качества. Подростки и юноши проявляют повышенный интерес к вопросам художественного мастерства, а некоторые из них ищут в искусстве свое призвание.

Элементы литературного Д. т. проявляются с того момента, когда ребенок, овладевая родной речью, начинает манипулировать словами, играть ими, складывать в разных сочетаниях, подчас только ритмически передающих настроение. От 2 до 5 лет, когда литературное Д. т. является частью игры, трудно провести грань между лирическими и эпическими элементами, трудно отделить литературное творчество от других видов художественной деятельности: ребенок рисует, одновременно сочиняет стихи или рассказ на тему рисунка, напевая и приплясывая при этом, - все это отражает синкретизм Д. т. С возрастом литературное творчество детей становится более целенаправленным, проявляются склонности к различным литературным жанрам – поэзии, прозе, и, в частности, к очерку, репортажу, интервью, рецензии.

Д. т. в области музыки рассматривается не как процесс создания произведений искусства, а как один из методов музыкального воспитания (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Щацкая, Б.Л. Яворский и др.).

В фото- и кинолюбительстве детей самостоятельность детей проявляется в выборе сюжета и композиций, в разработке сценария фильма.

В исполнительских видах художественной деятельности детей (в театральных, хореографических, хоровых, оркестровых и др. самодеятельных коллективах) заложены большие возможности развития творческих способностей, самостоятельности в интерпретации порученной роли, музыкального произведения, читаемого текста.

Развитию художественного Д. т. способствуют занятия пением, ритмикой, рисованием, лепкой и др., организуемые в детских садах; уроки литературы, музыки, изобразительного искусства, а также факультативные занятия искусством в общеобразовательной школе; различные ученические художественные кружки и коллективы в школах, внешкольных и культурно-просветительских учреждениях; сеть музыкальных и специальных художественных школ для одаренных детей; регулярно проводимые выставки, смотры, конкурсы художественного Д. т.

Диалог (греч. Dialogos – собеседование, обмен высказываниями, разговор двоих) – форма устной речи, которая осуществляется через обмен репликами (содержание диалога заключено не только в словах, но и в паузах между ними, жестах, в молчании, в интонации) двух и более людей. Умение строить Д. – важный показатель педагогического мастерства. Д. – самая привычная форма общения между людьми.

Дополнительное художественное образование детей – самостоятельное звено системы образования в России; многомерное пространство – информационное, культурное, правовое, социальное, способствующее социальному становлению и развитию личности.

Жанр (фр. genre – род, вид) – исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на Ж. специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные Ж. определяются прежде всего по предмету изображения: пейзаж, портрет, бытовой Ж., исторический жанр и др. В литературе – поэма, роман, рассказ, повесть, комедия, трагедия и т.д. Ж. музыкальный – многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи сих происхождением, условиями исполнения и восприятием. Каждому Ж. присущи определенные, характерные только для него, средства художественной выразительности. В современных условиях происходит сложный процесс переплетения и взаимодействия жанров, рождение их новых разновидностей (рок-опера, стихотворная проза и т.д.).

ЖЮРИ (англ. и фр. jury, от лат. Juro – присягаю) – группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премий и наград на конкурсах, спортивных состязаниях и т.п.

Импровизация (лат. improvisus – неожиданный, внезапный) – создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения, без подготовки; выступление с чем-либо, не подготовленным заранее.

ИНСТРУКЦИЯ (лат. instructio – устройство, наставление) – указание о порядке и способах выполнения какой-либо работы, пользования машиной, прибором и т.д.

Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно И. обнаруживается в эмоциональном фоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту И. Удовлетворение И. не ведет к его угасанию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. И. в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей И. Различают непосредственный И., вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный И. к объекту как средству достижения целей деятельности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе И. не вызывает, но выполнение которой является условием осуществления интересующей человека деятельности. Оценка широты или узости И. в конечном счете, определяется его содержательностью и значимостью для личности.

интерпретация (лат. interpretatio – толкование, объяснение) – в искусстве – истолкование авторского замысла в процессе восприятия, критического анализа или исполнения произведений. И. произведения зрителем, читателем или слушателем зависит от особенностей его личности, от его художественного опыта и общей культуры, от господствующего в данную эпоху мировоззрения и художественного направления и от многих других факторов.

И. ярко проявляется в исполнительском искусстве. Творческая индивидуальность актера, певца, режиссера, пианиста, дирижера и т.д., особенности его времени, национальной культуры сказываются в том, как он «прочитывает» авторский текст, как расставляет акценты, какие стороны художественного содержания выдвигает на первый план и т.д. Звуко- и видеозапись позволяют сопоставлять И. одних и тех же произведений разными певцами, пианистами, танцовщиками, чтецами, режиссерами и актерами. Сопоставление и анализ разных И. является одним из эффективных, но пока недостаточно распространенных приемов педагогики искусства.

Искусство актера – искусство создания сценических образов; вид исполнительского творчества. Процесс актерского творчества в своей конечной стадии совершается на глазах у зрителя в момент спектакля. И. А. призвано воплотить на сцене авторский замысел, выявить идейный смысл драмы.

Исполнение музыкальное – воспроизведение музыки с помощью тех или иных исполнительских средств, вид художественного творчества. Существующее в нотной записи музыкальное произведение получает реальное звуковое воплощение только в процессе И. м.; поэтому исполнитель является необходимым посредником между композитором и слушателем. И. м. бывает вокальное, инструментальное и смешанное.

В зависимости от количества исполнителей И. м. подразделяется на сольное (один исполнитель) и коллективное (группа исполнителей). Задача И. м. – не просто точное воспроизведение нотного текста, но и возможно более полное воплощение намерений автора. Большое значение для исполнителя имеет изучение эпохи, в которую жил композитор, его эстетических взглядов и т. п. Все это помогает глубже понять содержание произведения. Каждый исполнитель, раскрывая авторскую концепцию сочинения, неизбежно вносит в исполнение и индивидуальные черты, определяющиеся как его личными качествами, так и господствующими в данное время эстетическими взглядами. Таким образом, всякое исполнение произведения является и его истолкованием, интерпретацией.