ПРЕМИЯ (лат. praemium – награда) – денежное вознаграждение, одна из форм поощрения за успехи, достигнутые в труде, на научном поприще, в литературе, искусстве и др. общественно полезной деятельности.
ПРОБЛЕМНО-РЕФЕРАТИВНЫЕ работы — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
ПРОТОКОЛ (греч. protуkollon – первый лист, приклеенный к свитку манускрипта) – официальный документ строгой отчетности, фиксирующий фактические обстоятельства и содержащий запись всего происходившего на заседании, собрании, составленный и подписанный уполномоченными на то должностными лицами.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО – степень овладения человеком специфическим видом трудовой деятельности в любой среде общественной деятельности.
РЕГЛАМЕНТ (польск. reglament, франц. rиglement, rиgle – правило), устав, совокупность правил (постоянных или временных), определяющих порядок работы, регулирующих внутреннюю организацию и формы деятельности.
Режиссерское искусство – искусство создания единого, гармонически целостного художественного произведения театрального искусства с помощью творческой организации всех элементов спектакля.
Рейтинг (англ. rating – оценка, порядок, классификация) – термин, обозначающий субъективную оценку какого-либо явления по заданной шкале. Р. служит основой для построения многообразных шкал оценок, в частности, при оценке различных сторон трудовой деятельности, популярности отдельных лиц, престижности профессий и др. Получаемые при этом данные обычно имеют характер порядковых шкал.
Рекомендация (позднелат. гесоммеndatio) – письменный или устный благоприятный отзыв; совет, указание.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым С. влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. С. тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). С. получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной С.).
СОЛИСТ (итал. solista, от лат. solus – один), исполнитель музыкального произведения или отдельной партии (соло); артист, исполняющий в опере, оратории, хоре, балете самостоятельные партии, отдельные номера.
СПОСОБНОСТИ – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся С. проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития С. выражается понятиями таланта и гениальности.
СТАТУС (лат. status – положение) – фактическое или правовое на определенный момент положение чего-либо, характеризуемое и определяемое организационно-правовой формой, уставом, свидетельством о регистрации, правами и обязанностями, ответственностью, полномочиями, вытекающими из законодательных и нормативных актов.
Стратегия – наиболее общий план действия.
СТРУКТУРА (лат. structura – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
СТУДЕНЧЕСТВО (лат. Studens – усердно занимающийся) – учащиеся высших учебных заведений; социально-профессиональная и социально-демографическая группа, характеризующаяся территориальным распределением, уникальной общностью интересов, определенной численностью, половозрастной структурой, субкультурой и образом жизни при возрастной однородности. Студенческие годы – особая стадия социализации, которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.
ТАЛАНТ (греч. talanton, букв. – вес, весы) – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области.
Творческий процесс – совокупность стадий работы художника, писателя, ученого по воплощению замысла в законченное художественное произведение или научное сочинение.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Т. специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. Проблема Т. является предметом исследования многих наук (философии, культурологии, антропологии и др.). Т.– деятельность по созданию культурных ценностей и их интерпретации.
Театральное искусство – род искусства, отражающий действительность, характеры, события, конфликты, их трактовки и оценки посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актера перед публикой. В ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности: драматический, оперный и балетный.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ, ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЕ —интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить: проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео-, аудио- и сценических представлений и др.); поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; практическому применению знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования; проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
ФЕСТИВАЛЬ (франц. festival от латин. festivum – празднество, праздничный) – периодическое культурное празднество, показ, смотр искусства (театрального, музыкального и т. п.); массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства. Фестивали бывают национальные и международные.
Художественная деятельность – создание художественных ценностей; общение с произведениями искусства в различных формах; вычленение особого художественного содержания произведения искусства; деятельность педагога в области художественного творчества.
Художественное воспитание – целенаправленный процесс формирования способности воспринимать, чувствовать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности, развитие способностей и дарований в различных областях искусства.
Художественное образование – процесс освоения совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования образного мышления.
Художественное творчество – процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения. Психология Х. т. – это и феномен вдохновения, и тайна авторства, и загадка художественного восприятия, искусства не менее глубокого и возвышенного, чем умение создать шедевры. Из века в век подтверждается абсолютная истина – законы жизни неизменно соответствуют канонам красоты. Х. т. является сутью, фундаментом и вершиной творчества как такового.
Художественное чтение – особый вид эстрадного искусства; публичное исполнение произведений литературы – стихов, прозы, публицистики. Основные формы Х. ч.: выступление чтеца в смешанном концерте; самостоятельный литературный концерт, состоящий из ряда произведений или целостной композиции.
художественные способности – психологические качества человека, которые нужны для успешной работы в области искусства. Существуют разные точки зрения на то, какие качества относятся к Х. с. Иногда под ними понимают исключительно способности к отдельным видам искусства. В этом случае способности к изобразительному искусству, например, ищут главным образом в особенностях зрительной системы человека (тонкость цветоразличения, зрительная память, координация глаза и руки и пр.), музыкальные способности – в аналогичном комплексе качеств, связанных со слуховым восприятием, и т. д. Согласно другой точке зрения, в основе всех видов Х. с. лежит общее свойство человеческой личности, особое отношение к миру (эстетическое отношение), благодаря которому зарождаются художественные замыслы, требующие работы воображения, происходит создание образа, выражающего внутреннее идейно-эмоциональное содержание произведения в материале того или иного вида искусства. Эта точка зрения предполагает, что разные виды искусства имеют общий, единый исток. В ее пользу говорит тот факт, что многие известные деятели искусства обнаруживают явные способности в различных его областях, хотя и не имеют возможности развивать их до того же уровня, как в основной области своего творчества. В истории русского искусства это, в частности, В. Жуковский, А. Пушкин, А. Грибоедов, М. Лермонтов, И. Репин, К. Коровин, А. Чехов, Ф. Шаляпин и мн. др. Об этом же говорят результаты исследований современных психологов и педагогов-экспериментаторов: когда успешно идет развитие Х. с. детей в какой-либо одной области, например, в литературе или музыке, это само по себе повышает их способность решать творческие задачи в другом искусстве, например, в изобразительном. Современная наука склоняется к тому, что художественные способности потенциально свойственны всем людям и в той или иной степени их можно развить у всех детей. При этом не подвергается сомнению тот факт, что между людьми существуют большие различия в данном отношении, и лишь для немногих художественное творчество может стать делом жизни. Но судить о наличии, а тем более о границах или отсутствии Х. с. в каждом конкретном случае надо с большой осторожностью. Решающее значение для проявления и развития Х. с. имеет наличие у человека глубокой и устойчивой потребности в художественном творчестве. Поэтому педагогика искусства, имеющая целью развитие Х. с. учеников, в первую очередь стремится пробудить указанную потребность. Х. с. развиваются успешно, когда потребность обучающегося решать творческую задачу опережает имеющиеся у него на данный момент умения и навыки и побуждает овладевать недостающими, в чем ему и оказывает помощь педагог.