Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке / Чуваш респ.  дет юнош б-ка; сост. Н. В. Громова, Г. А. Кузьмина. Чебоксары, 2009. 26 с ил. (Курс н (стр. 3 из 6)

Дискуссия при этой форме работы не получится, если текст, с которым вы решили работать, прямолинеен и не предполагает разных точек зрения на него, а также, если он не содержит предмета спора, например, волшебная сказка, притча, истории с полным торжеством добра.

Вторая форма, дискуссия в ходе чтения. Это один из приёмов технологии развития критического мышления средствами чтения и письма, называемый «чтение с расстановками». Технология отличается от привычного на уроках литературы комментированного чтения тем, что принципиально имеет целью дискуссию по вопросу, не имеющему однозначного ответа, и сравнение изменения собственных представлений о героях и поступках в ходе чтения.

Эту форму можно использовать лишь в том случае, если вы планируете читать текст, имеющий четкий сюжет. При этом с младшими ребятами можно брать и не очень дискуссионные тексты, но всё же такие, где поступки и ситуации не однозначны. В этой работе важен не только процесс чтения и обсуждения по ходу (очень важно также собственное предсказание слушателя), но и вся последующая работа.

Третья форма, дискуссия-беседа без подготовки. Эта форма работы без текста. Она может применяться в аудитории любого возраста и состава, которую нужно разбить на группы. Разбивка может быть случайной или продуманной, что зависит от ваших целей. Традиционно считается, что чем случайнее собраны группы – тем лучше. Однако, участников не должно быть намного больше, чем учеников в одном классе. Иначе или будет слишком много групп, или они будут очень большими и, следовательно, неработоспособными.

Обязательное условие этой формы – аудитория не знает заранее тему предстоящей дискуссии. Такая дискуссия отличается остротой и разнообразием мнений. Трудности – корректность поведения всех участников, несколько отстраненная роль ведущего и строгий регламент.

Эту форму хорошо использовать как «затравку» к обзору литературы по теме, после которой многие участники охотно берутся за чтение рекомендованных книг. Однако, если вы после такой дискуссии предложите исключительно «поучительную» литературу, отражающую лишь одну точку зрения, то второй раз в той же аудитории эта форма как способ привлечения к чтению может не сработать.

Четвертая форма, подиум-дискуссия. Форма довольно сложная в силу требований к регламенту и ролям участников, но именно соблюдение требований технологии не дает аудитории «заболтать» тему или устать не закончив.

Эту дискуссию можно проводить на любую аудиторию, как по возрасту, так и по количеству человек в зале. Собственно подготовкой дискуссии заранее занято 3-5 человек.

В любом случае вопрос, вынесенный на обсуждение, не должен иметь однозначного ответа, иначе дискуссия не получится. Если тема не связана с обсуждением одного произведения, то интереснее, когда никто, кроме готовящих «подиумную» часть, не знает темы.

Подиум-дискуссия хороша и просто в качестве формы обсуждения проблемы с последующей рекомендацией книг (выдержками из книг с выставки оппоненты могут «подогревать» дискуссию), и как способ проведения читательской конференции по одному произведению, где оппоненты должны подтверждать все свои доводы текстом, эксперты могут также использовать критические материалы, а организатор должен быть уверен, что хотя бы половина аудитории читала эту книгу. При этом совсем не читавшие обсуждаемое произведение иногда обостряют дискуссию, включаясь в существо обсуждаемых вопросов, а не собственно произведения. Это очень хорошо, особенно в аудитории старшеклассников.

Как правило, не очень хорошо удается эта форма при попытке обсуждать творчество писателя в целом, т.к. тогда трудно четко сформулировать тему для дискуссии.

Несколько общих правил организации дискуссий

· Ведущий даёт каждому возможность высказать свою точку зрения и не ставит себе целью привести всех участников дискуссии к одному мнению.

· Ведущий и другие участники дискуссии не оценивают высказанные мнения как правильные и не правильные.

· Ни за какие высказывания или факт участия/неучастия в дискуссии не ставятся оценки по предмету, даже если дискуссия в библиотеке связана с учебной темой.

· Эффективность мероприятия оценивается по степени открытости участников и доброжелательности общего тона в его ходе, а также по тому, влечет ли она за собой продолжение в виде интереса к чтению по теме. Количество высказываний и их правильность не должны служить оценкой эффективности дискуссии.

· «Подсадные утки» в аудитории, знающие заранее доводы оппонентов и готовые в любую минуту начать отстаивать нужную организатору точку зрения, чаще мешают в итоге, чем помогают. Неинтересность и формальность такой «дискуссии» подрывает авторитет библиотеки как места, свободного от формализованности учебного процесса.

В любом случае, даже если дискуссия, например, по повести В. Железнякова «Чучело», вызвана реальными событиями в школе, никакую дискуссию нельзя предварять словами типа: среди вас есть дети, поведение которых мы сегодня и обсудим. Чем меньше мы расставляем акценты сами, тем лучше это делают дети.

Диспут

Участие юных читателей в диспутах помогает разобраться в самых различных вопросах, всесторонне обсудить их. Эта форма работы способствует всемерному развитию и активизации личности растущего человека, формированию его мышления, интеллекта. Выступление на диспуте требует умения четко определять собственную позицию, приводить убедительные доводы в ее защиту, формулировать вывод. Подготовить по-настоящему интересный диспут – задача нелегкая. Прежде всего очень важно правильно определить тему, поставить проблему, отобрать литературу, на основе которой эта проблема будет рассмотрена.

Тема диспута должна быть актуальной, близкой молодым читателям. Тема диспута может быть определена проблемами формирования конкретного ученического коллектива – необходимостью развития дружеских отношений, культуры поведения, укрепления учебной дисциплины и т. п. Вместе с тем важно выявить у самих учащихся круг проблем, которые их волнуют. С этой целью проводят опрос: «О чем бы вы хотели поговорить с товарищами, поспорить с ними?», «Какие книги, газетные и журнальные статьи вызвали у вас интерес, какие хотелось бы обсудить?» и др.

Есть темы, которые извечно волнуют молодое поколение: дружба и любовь, смысл жизни, долг и обязанность и т. п. В юношеской аудитории всегда активно проходят диспуты на темы: «С чего начинается зрелость», «О чести и достоинстве», «Что значит быть настоящим человеком», «В жизни всегда есть место подвигам. Так ли это?». Большой интерес у подростков и юношества вызывают вопросы семейной жизни, социальные проблемы (детские дома, разрушенные семьи, несложившиеся судьбы), философские (смысл понятий «личность», «новое мышление», значение общечеловеческих ценностей и т. д.).

Диспуты подростков отличаются от диспутов старшеклассников. По-иному формулируются темы: «Интересно ли вы живете?», «Кто для вас является авторитетом и почему?», «Каким должен быть настоящий друг?», «Всякое ли дело может быть интересным?», «Знаете ли вы себя?», «Подвиг – мгновение или жизнь?» и т. п. Не обладая достаточными знаниями и развитой речью, подростки чаще всего выступают кратко, не всегда доказательно. В подтверждение своих доводов они нередко ссылаются на литературных героев, поступки которых им импонируют. Поэтому темы для подростков подбирают более конкретные и доступные для их понимания.

Определив тему диспута, важно сформулировать ее остро, проблемно. Она должна будить пытливую мысль ребят, располагать к размышлению.

Для подготовки диспута привлекают активистов библиотеки. Они оформляют красочную афишу с указанием темы диспута и перечнем вопросов к нему, пригласительные билеты. С помощью активистов организуются выставки книг, стенды, составляются списки литературы. Для участников предстоящего диспута проводятся обзоры, консультации, групповые беседы. В процессе предварительной работы важно научить юных читателей культуре спора. Не каждый старшеклассник, а тем более подросток, может четко сформулировать свою мысль, подобрать аргументы, выслушать мнение противоположной стороны и т. д. Вот основные положения «Памятки участнику диспута»:

1. Прежде чем спорить, подумайте, о чем будете говорить.

2. Спорьте честно и искренне, не искажайте мыслей и слов товарищей.

3. Начиная спорить, ясно и четко выскажите положения, которые будете защищать, доказывать. Эти тезисы должны оставаться неизменными на протяжении всего спора.

4. Помните, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты.

5. Доказывая и опровергая, говорите ясно, просто, отчетливо, точно. Старайтесь говорить своими словами.

6. Если доказана ошибочность Вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».

7. Заканчивая выступление, подведите итоги,сформулируйте выводы.

Успех диспута во многом зависит от четкой формулировки вопросов к его участникам. Они должны быть конкретными, доступными учащимся. Вот, например, какие вопросы были предложены старшеклассникам во время диспута на тему «Почему в одних и тех же условиях кто-то становится героем, а кто-то предателем?» по произведениям В. Быкова:

1. Почему В. Быков избрал объектом своего творчества события войны?

2. Что важнее для солдата – гуманность или жестокость? Нужно ли быть гуманным по отношению к врагу? Как этот вопрос решает В. Быков?

3. Как должен был поступить учитель Мороз: пойти к врагу или остаться в партизанском отряде?