Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке / Чуваш респ.  дет юнош б-ка; сост. Н. В. Громова, Г. А. Кузьмина. Чебоксары, 2009. 26 с ил. (Курс н (стр. 4 из 6)

4. Совершил ли учитель Мороз подвиг? Что такое подвиг?

5. Что заставило Рыбака стать предателем – обстоятельства, враг или оплошность Сотникова? Что такое предательство?

6. Готовят ли себя к подвигу те, кто его совершает? Можно ли готовить себя к подвигу?

Вопросы к диспутам, проводимым среди подростков, должны детализироваться. Так, подростки, знакомые с понятием «гуманизм», нередко пользуются им, не понимая его смысл. Вот почему при проведении диспута «Что значит быть гуманным?» общий вопрос о понятии «гуманизм» требует конкретизации. Ребята размышляют над такими вопросами: «В чем проявляется гуманизм? В каких мыслях, чувствах, переживаниях, в каких поступках литературных героев?». Подростки приводят примеры из литературы, просмотренных фильмов и спектаклей, школьной жизни. Чтобы вызвать интерес читателей к диспуту, на видном месте в библиотеке вывешивается плакат, в котором содержатся вопросы, конкретизирующие тему, и рекомендуется литература. За две-три недели до диспута оформляется выставка, ежедневно проводятся индивидуальные и коллективные беседы по теме диспута, в школах – обзоры литературы. Собираются отзывы о прочитанных книгах, выпускаются газеты, бюллетени. Так у читателей поддерживается интерес к предстоящему диспуту, стимулируется желание принять в нем участие.

Диспуты, как правило, планируются заранее, чаще всего совместно со школой. Читатели к ним специально готовятся. Эта подготовка заключается не только в чтении соответствующей литературы, но и в просмотре спектаклей и кинофильмов, имеющих отношение к теме, в посещении музеев и картинных галерей. В ходе индивидуальных и групповых бесед библиотекарь выясняет, вокруг каких вопросов развернется борьба мнений на диспуте, советует прочитать соответствующую литературу и подумать над интересующими их вопросами.

Вдумчивая предварительная работа не только обеспечивает успех диспута, но и приучает юных читателей самостоятельно оценивать события, явления, факты, учит логически обосновывать мысли, делать выводы. Обязанности ведущего достаточно широки: это и вступительное слово, и управление спором, и комментарии по выступлениям, и заключение. Ведущий должен хорошо знать тему, уметь ярко и публицистично выступать. Это, как правило, эрудированный, хорошо знающий литературу человек, умеющий расположить читателей к доверительному разговору. Литературные диспуты обычно ведут педагоги или библиотекари, в отдельных случаях – наиболее активные старшеклассники.

Список рекомендуемой литературы.

1. Арбузова Н. Подросток. Книга. Жизнь / Н. Н. Арбузова // Новая библиотека. – 2006. – № 7. – С. 34-37.

2. Н. Дискуссионные качели : литературный семинар как способ расширения кругозора молодых специалистов / Н. Боброва // Библиотека. – 2002. – № 7. – С. 48-51.

3. Вяткина В. Методика образно-диалоговой выставочной работы в библиотеках для детей: общественно-политическая литература / В. В. Вяткина // Школьная библиотека. – 2006. – № 2. – С. 77-81.

4. Вдовина М. Дискуссионные формы работы в библиотеке: метод. рекомендации и разработки занятий / М. Вдовина, Е. Макарова, Е. Степанькова, О. Громова. – М. : Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотека в школе).

5. С. Дискуссионные методы : научно-популярная литература / С. А. Дьячкова // Читаем, учимся, играем. – 2005. – Вып. 2. – С. 102-108.

6. И. Заочная школа школьного библиотекаря: сб. лекций. – М. : Школьная библиотека, 2003. – 264 с.

7. Зуева Л. Дискуссии и ролевые игры : что дает использование активных методов обучения / Л. Зуева // Учительская газета. – 2009. – № 18. – С. 13.

8. С. Карнавалы. Роли. Маски: библиотечная игра как творчество / С. Г. Матлина // Библиотечное дело. – 2009. – № 2. – С. 2-8.

9. Морозова М. Диалоговые технологии в воспитательном процессе: классному руководителю / М. Морозова // Воспитание школьников. – 2006. – № 7. – С. 5-11.

10. Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма : лекция 7. Развитие критического мышления посредством дискуссионных форм работы. Стратегия «Уголки» / Игорь Загашев // Библиотека в школе. – 2004. – № 23 (131). – С. 59-63.

11. Подиум-дискуссия и другие разговоры / Нина Колоскова // Библиотека в школе. – 2004. – № 8 (116). – С. 10-11.

12. Рязанцева Л. Организация эффективной презентации / Лариса Рязанцева // Библиополе. – 2006. – № 9. – С. 26-30.

13. Учимся отстаивать право на свободу : цикл ролевых игр и занятий / В. Колесникова // Библиотека в школе. – 2008. – № 5. – С. 9-14.

14. Чуносова Л. Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению: материал мастер-класса / Л.Н. Чуносова // Школьная библиотека. – 2007. – № 4. – С. 12-16.

Приложение 1

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КНИГИ

· Автор, название, жанр.

· Кому, по-вашему, будет интересна книга? О чем она? (Содержание не пересказывайте!)

· Время и место действия книги.

· Основные персонажи книги.

· Как начинается книга? Насколько интригует завязка?

· Каков конфликт? Насколько он показался Вам интересным, важным для современной жизни? Какая проблема поставлена автором в книге?

· Чем интересна книга в целом?

· Сюжет книги. Какой эпизод особенно за­помнился? Почему?

· Какие персонажи книги показались осо­бенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему?

· Какое впечатление произвел язык, стиль автора?

· Какие фразы запомнились?

· Ваши читательские ощущения, мысли? Что Вам дало чтение этой книги?

Приложение 2

ФОРМА ЧИТАТЕЛЬСКОГО ЖУРНАЛА

Читательский журнал

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

(дата проведения)

Автор Название Жанр О чем книга? Замечания

Приложение 3

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДИСПУТА

«ЗАЧЕМ НУЖНЫ СТИХИ?»

· Нужны ли современному человеку стихи?

· Всем ли необходимы стихи? Может быть, поэзия существует только для любителей, а остальные могут вполне обойтись и без нее?

· Для чего нужны стихи?

· Чьи стихи Вам ближе: поэтов-классиков прошлого времени или наших современников?

· Существуют ли плохие стихи?

· Кому, по-вашему мнению, стихи нужны больше: тем, кто их читает или тем, кто их пишет?

Приложение 4

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДИСПУТА

«ПАТРИОТИЗМ: ЗНАК ВОПРОСА»

· Что вы думаете о патриотизме?

· Кто такой патриот современной России?

· С чего начинается Родина? Какой бы вам хотелось видеть свою родину?

· Что такое гордость за свое Отечество?

· Книга может воспитать патриотом?

· При исполнении Гимна страны спортсмены зарубежных стран, участники делегаций, просто граждане встают и с гордостью поют его вместе с оркестром. У россиян это не принято. Почему?

· «Какой знак поставили бы вы после слова патриотизм?».

Приложение 5

МАТЕРИАЛ К ПРОВЕДЕНИЮ

ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО РАССКАЗУ

ФАЗИЛЯ ИСКАНДЕРА «АВТОРИТЕТ»

Для учащихся среднего и старшего школьного возраста предлагаем провести читательскую конференцию по рассказу Ф. Искандера «Авторитет» (Искандер Ф. Авторитет : рассказ / Фазиль Искандер // Новый мир. – 1997. – № 11. – С. 49-63).

Все книги Фазиля Искандера можно читать как историю нашей страны. А рассказ «Авторитет» отличается от других его произведений. Почему? Ответ на этот вопрос читатели обязательно найдут, приняв участие в обсуждении примерных вопросов:

1. Что значит «авторитет», или быть авторитетным, иметь авторитетное мнение?

2. Может ли отец, имеющий большой жизненный опыт, умный, интеллигентный, со своими убеждениями, не совсем молодой и современный. Стать другом для своего сына-подростка, быть для него АВТОРИТЕТОМ? Что для этого нужно?

3. Кому Вы сочувствовали, читая рассказ: мальчику, которого пытаются заставить читать, или его отцу?

4. Правда ли, что современные дети так уж не любят читать? Действительно ли книга – «самый уютный, самый удобный способ общения с мыслителем и художником», ушла из жизни?

5. Теряет ли книга свой авторитет? Или все заменили компьютеры и телевизор?

6. С какой целью автор проговаривает вслух мысли Георгия Андреевича, проносившиеся во время игры с сыном?

7. В какой России вы хотите жить? Если отец мальчика страдает оттого, что «демократия пришла с таким чудовищными уродствами...», и считает себя за это ответственным, не думаете ли Вы, что ответственность за создание красивой, богатой России лежит на Вас?

8. А хотелось бы Вам уехать и жить за границей, если бы получили выгодное предложение? Почему?

9. Только ли будучи физически сильным человеком, отец может завоевать уважение сына?

10. Может ли нищий духом быть примером, или для этого обязательно нужны большие деньги?

11. Только ли деньги сегодня решают все? А начитанность и глубокие знания не делают разве человека успешным, авторитетным? Назовите хоть один пример из окружающей Вас жизни.

12. Кто является для Вас авторитетом? К чьим мыслям и действиям вы прислушиваетесь и хотите на него быть похожими?

13. Почему игра в бадминтон была необходима не только сыну, но и отцу?

14. Так читать или не читать? И что читать? Ваше мнение мы обязательно учтем при комплектовании фондов нашей библиотеки.

Приложение 6

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЧАСА ОБСУЖДЕНИЯ КНИГИ В.П. КРАПИВИНА «КОРАБЛИКИ»

(для среднего школьного возраста)

«Вся история человека и человечества

с древнейших веков и до наших дней –

это борьба добра и зла».

Вл. Крапивин

Эти слова подходят к героям Крапивина, которые на страницах книг борются со злом на Земле и в параллельных, придуманных автором мирах. В одном из последних произведений – «Кораблики» – эти две силы сталкиваются не только во внешнем мире, но и в самом человеке. Автор хочет донести мысль, что нормальный человек должен бороться «с дьявольскими семенами, которые прячутся в каждом из нас изначально», а иначе может случиться непоправимое. Он показывает, какие чудовищные вещи творятся, «когда имеющие власть над страною берут это злодейство себе на пользу, когда Полоз становится нужен правителям государства…».