Готовясь к третьему вопросу, следует охарактеризовать систему судопроизводства в этих государствах и судебный процесс, который носил выраженный инквизиционный характер, но имел особенности.
Семинар № 9. Тема № 6. Средневековое государство и право стран Востока. (время – 4 часа).
План.
1. Основы общественного и государственного строя Арабского халирата.
2. Мусульманское право, общая характеристика.
Литература.
Арабский халират и мусульманское право. М. 1997.
Большаков А.Г. История халирата. М. 1993.
Ислам. Религия. Общество. Государство. М. 1984.
Керимов Г.М. Шариат и социальная сущность. М. 1978.
Крывелев А.И. История религий. М. 1988.
Петросян Ю.А. Османская империя. М. 1990.
Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М. 1984.
Панова В.Ф. , Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М. 1990.
Рекомендации по подготовке к занятиям.
Начиная изучение данной темы, студенту необходимо знать, что в российской исторической литературе существует несколько концепций возникновения ислама, мусульманского государства и права.
Тем не менее, существует общее мнение, что Мухаммед действительно жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран, обосновал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе.
Мухаммед превратился из простого проповедника в политического лидера общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Мухаммеда были мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. В Медине Мухаммад сформировал основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. Создав в Медине военную организацию, Мухаммед начал покорять ближайшие к городу племена. Часть их добровольно принимала догматы Ислама, часть насильственно покорялась и включалась в мусульманскую общину. Со смертью Мухаммеда прекратился прямой «контакт» общины с Аллахом, ею стали управлять халифы - заместители Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных Мухаммедом и изложенных в Коране. В конце - концов, новая религия удовлетворила всех. Она ликвидировала многобожие, религиозную разобщенность, этническую и племенную раздробленность. Ислам стал платформой религиозного, экономического, этнического, военного и политического объединения страны.
Мусульманская община стала моделью формирования новой государственности, а правила ее жизни стали основой формирования мусульманского права. Изменялись идеология, религия, мировоззрение и менталитет и заменялись исламскими. На этой основе создавалась новая организационная, государственная и правовая структура, новый образ жизни. Основой формирования государственной власти вообще, и, прежде всего, верховной власти служил Коран. Коран указывает на три уровня власти, которые составляют структуру власти любого теократического исламского государства: 1. Аллах. 2. Его посланник – Пророк. 3. Должностные лица, поставленные Пророком. Так устанавливается исламская доктрина жесткой иерархии государственной власти, в которой совмещены религиозная и светская власти, законодательная, исполнительная, судебная и военная.
Доктрина исламского государства возникли в период перехода арабского общества от различных форм родоплеменной и полисной государственности, от раздробленности, множественности арабских государств и разнообразия их форм к объединению страны, к созданию единого арабского государства. Это государство основывалось на монотеизме, общих религиозных и нравственных установлениях, которые приобрели общеарабский характер. Они охватили всю территорию Аравии, все сферы жизнедеятельности арабов: производство, образ жизни, быт, социально-сословную иерархию, государство и право. Постепенно складывается не только единая, религиозная общность, но и языковая, этническая и военно-политическая общность, в ислам начали обращать покоренные народы, осуществляя заветы Аллаха - распространять ислам любой ценой. Так складывается Арабский халифат - огромная империя, от Центральной Азии до Атлантики с первоначально с центром в Дамаске, Дамасский или Сирийский халифат под управлением династии Омейядов (661 - 750 гг.). Следующий период развития Арабского халифата назывался Багдадским или месопотамским (750 -1055 г.), во главе которого стояла династия Аббассидов.
Религия не делала мусульманское общество монолитным, хотя степень его расчлененности была не столь рельефна, как в Европе. Считается, что доминирующее положение и устойчивость государственной собственности на землю и на воду в силу наличия ирригационного сельского хозяйства, орошаемое земледелие и централизованное водоснабжение способствовали сильной центральной власти. Частная собственность на землю, появилась из разложения общинного землевладения и распространения «мулька» - который якобы соответствовал западноевропейскому «аллоду», а «икта» - как форма условного земельного владения, выдаваемого за службу из государственного фонда, имела вид как бы «бенефициарного» владения. Правовое положение сословий в исламском обществе определяется мусульманским правом. Коран утверждает, что перед Аллахом все равны, что дает основание современным исламским идеологам утверждать, в исламских странах изначально существует правовое государство. Однако, в целом мусульманское право предусматривает сословные различия, но не по имущественному, а по этно-религиозным принципам. В целом здесь можно выделить три этно-религиозных группы или сословия: арабы - мусульмане, не арабы - мусульмане, не арабы - не мусульмане. Каждая из этих групп делилась на вертикальные и горизонтальные слои, сословия, хотя некоторые границы между ними не получили четкого правового определения, хотя вопрос требует специального исследования. Довольно сложная сословная иерархия сложилась в системе государственных органов Арабского халифата. Высшие посты в арабских государствах могли занять только родственники и потомки Мухаммеда. Чиновная иерархия делилась по отраслям управления по горизонтали и на ступени по вертикали. Выделялись высшие, центральные, военные, судебные, финансовые органы власти и управления и подчиненные им местные органы власти и управления. Этой иерархической структуре соответствовала социальная иерархия чиновничества.
Для мусульманских стран характерно мощное централизованное государство. В основном это теократические монархии с концентрацией у монарха высшей религиозной (имамат) и светской (эмират) власти. Государственный строй - монархическое унитарное государство, но границы провинций длительное время совпадали с границами завоеванных государств, где местная аристократия занимала привилегированное положение в управлении провинциями под контролем арабских чиновников и военных властей.
При подготовке ко второму вопросу следует знать, что мусульманское право является неотъемлемой частью исламского богословия. Источниками, корнями мусульманского права стали предшествующие и современные ему правовые культуры Востока и Средиземноморья, доисламское право арабов, арабских кочевых, оазисно - земледельческих племенных и городских полисных государств; право сасанидского Ирана, Византии, Римское право нормы иудейской и христианской этики и права. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве составной части божественного закона и порядка, которым управляется мир. Отсюда шариат и его собственно нормативная часть включают в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику ислама, мусульманскую мораль, а также нормы, определяющие "отношения мусульман с Аллахом". Идеи принципы мусульманского права, какое бы происхождение они не имели, должны быть обоснованы Кораном - его прямыми или близкими к нему указаниями. Такими близкими указаниями могут быть высказывания пророка Мухаммеда (Ал - Хадис), или описания его поступков (Ac - Сунна). Следующей группой норм исламского права являются согласованные и принятые на основе «рациональных» источников мнения - правили (Ал-Иджма). Еще одну группу источников мусульманского права составляют правила, умозаключения, выработанные наиболее авторитетными правоведами в результате сопряжения поставленных перед ними современных вопросов с Кораном, хадисами и Сунной методами дедуктивного исследования по аналогии (Кийас, хадиса, истислах и дж.). Эти четыре группы норм и составляют Ал-Фикх - мусульманское право.
Основные источники мусульманского права постепенно превратились в его общую доктрину, его фундаментальный источник, на основе которого возникло несколько правовых школ, когда был запрещен абсолютный «иджтихад» (свободное усмотрение) и была предусмотрена канонизация решений основных школ. Мусульманское право имеет следующие основные черты: независимость законодателя и права от государства, связь с правовой наукой, слабое обобщение и абстрагирование норм, рациональное осмысление общих предписаний и казуальных норм, нормы различных школ действительны и равны, но единообразия нет, распространение судейского выбора, невозможность заранее предсказать решение судьи.
Мусульманское право не разделено на устойчивые отрасли и институты права, однако с самого своего возникновения оно включало в себя ряд норм, которые определенно можно было отнести к нормам, регулирующим гражданско-правовые отношения, нормы, регулирующие правовое положение населения, семьи, сословий, права собственности, имущественное и вещное право, правила торговли, нормы о преступлениях и наказаниях, процессуальные нормы. Нормы, регулирующие имущественные, вещные отношения не были сгруппированы и не составляли отрасли права, но были довольно широко распространены и интенсивно развивались. В праве собственности большое внимание уделялось классификации вещей. Вещи делились также на движимые, недвижимые, заменимые и незаменимые. Земли делились на государственные, общинные и частные, брошенные и непригодные для обработки. Довольно подробно регламентировалось право собственности, ему приписывалось божественное происхождение и оно рассматривалось, как постоянное и неограниченное. В целом в арабских халифатах господствовала государственная собственность, прежде всего, на землю. Население завоеванных территорий теряло право на землю, которая переходила государству. Землю раздавали арендаторам, которые платили - налог, доходящий иногда до 80 % урожая. Важным институтом собственности на Ближнем Востоке и в Арабском халифате был Вакф или Вакуф, имущество переданное на религиозные и благотворительные цели мечетям, медресе и пр.