Смекни!
smekni.com

Курс, 2 семестр список обязательных художественных текстов: Песнь о Роланде (стр. 1 из 2)

ЗОАЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ)

1 КУРС, 2 СЕМЕСТР

Список обязательных художественных текстов:

1. Песнь о Роланде.

2. Песнь о моем Сиде.

3. Песнь о Нибелунгах.

4. Роман о Тристане и Изольде.

5. Данте Алигьери. Божественная комедия.

6. Ф.Петрарка. Книга песен.

7. Д.Бокаччо. Декамерон.

8. Ф.Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль.

9. Т.Мор. Утопия.

10. У.Шекспир:

· Сонеты.

· Ромео и Джульетта.

· Гамлет.

· Отелло.

· Король Лир.

· Венецианский купец

11. Мигель Сервантес. Дон Кихот.

12. Эразм Роттердамский. Похвала глупости.

Методические рекомендации к написанию контрольных работ для ОЗО

Приступая к выполнению контрольной работы, студент должен знать, что работа будет зачтена:

1. При условии знания текстов и использования этого знания в контрольной работе;

2. При условии использования студентом нескольких источников (статей, монографий, справочной и другой литературы) для раскрытия избранной темы;

3. При условии культуры изложения материала: обязательного указания на источники, грамотного цитирования (прямого и косвенного) авторов, определения собственной позиции и обязательного собственного комментария приводимых точек зрения;

4. При условии грамотного оформления контрольной работы: соблюдения всех структурных элементов ( титульный лист, развернутый план, обязательные сноски, заключение и библиография).

5. При условии наличия анализа произведения, который должен строиться на принципе выявления взаимосвязанности элементов поэтики (сюжета, композиции, пространственно-временных отношений, образной системы и т. д.);

6. Обязательного вывода, который является необходимым итогом всех частных результатов, мнений, собственных наблюдений над текстом;

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Средневековая литература и духовный облик Средневековья. Периодизация и жанровый состав средневековой литературы.

2. Западноевропейская литература раннего Средневековья: культурные основы, хронологические границы, принципы классификации литературных памятников, важнейшие жанры.

3. Западноевропейская литература зрелого Средневековья: культурные основы, хронологические границы, особенности жанровой системы (соотношение куртуазных и некуртуазных жанров).

4. Западноевропейская литература позднего Средневековья: культурные основы, хронологические границы, важнейшие персоналии.

5. «Старшая Эдда»: происхождение и состав памятника. Жанровое своеобразие и поэтика эддической песни. Мифологическая картина мира в песнях о богах.

6. «Песнь о Роланде»: основные темы, сюжет и конфликт. Особенности эпического стиля.

7. «Песнь о Сиде» как вершина средневекового испанского героического эпоса: сюжет, композиция, образы, стиль.

8. «Песнь о Нибелунгах»: происхождение сюжета, композиция, образы, художественное пространство и время. «Песнь о Нибелунгах» и «Старшая Эдда» (сопоставление).

9. Происхождение и художественное своеобразие лирики провансальских трубадуров. Жанровый состав.

10. Происхождение и жанровое своеобразие средневекового романа

11. Роман и легенда о Тристане и Изольде. Поэтика сюжета и образов, проблема сюжетного инварианта, сказочные и романические мотивы.

12. Малые повествовательные жанры литературы зрелого и позднего Средневековья (фаблио, шванки, примеры, фацеции). Происхождение, картина мира, жанровое своеобразие, язык, стиль.

13. Средневековая драма: происхождение, этапы развития, жанры.

14. Жизнь и творчество Франсуа Вийона в контексте литературы позднего Средневековья. Своеобразие мировоззрения и поэтики, жанровый состав творчества (характеристика баллад и «завещаний»). Лирическая маска и лирическое «я» Вийона.

15. «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера: источники сюжетов, жанровое своеобразие, стиль, связь с традициями Средневековья и Ренессанса.

16. «Божественная комедия» Данте: жанровая уникальность поэмы и ее символическая структура, универсализм мышления. Образ Вселенной, иерархия грехов и добродетелей. Символические функции центральных образов (Беатриче, Вергилий, Данте). Стиль «Божественной комедии». Важнейшие темы «Божественная комедии» Данте (тема человеческого удела и человеческой доблести, тема Италии и Флоренции, тема поэзии и искусства). Античные традиции и мотивы, их переосмысление.

17. Культурное своеобразие эпохи Возрождения. Гуманизм. Национальные и региональные особенности развития ренессансной литературы и культуры (итальянский Ренессанс и Северное Возрождение).

18. «Книга песен» Франческо Петрарки: история создания, композиция и состав, соотношение с предшествующей традицией, основные темы. Образ Лауры и концепция любви. Особенности стиля лирической поэзии Петрарки.

19. «Декамерон» Дж. Боккаччо: своеобразие композиции и особенности гуманистической утопии (характеристика общества рассказчиков и целей рассказывания). Концепция любви в «Декамероне». Роль стиля в художественном единстве книги.

20. Северное Возрождение и Реформация. Литературное творчество Эразма Роттердамского. Античные и средневековые традиции в «Похвале Глупости». Образ Мории. Спор Эразма и Лютера о свободе воли.

21. «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле: источники сюжета и образов. Гуманистические идеи (теория воспитания, образ Телемского аббатства) и карнавальные мотивы в романе. Мотивы пародийного эпоса в 1-2 книгах романа.

22. Возрождение и гуманизм в Англии. «Утопия» Томаса Мора: идейные истоки и жанровое своеобразие памятника. Утопическое мышление и утопическая литература в эпоху Ренессанса.

23. Периодизация творчества У. Шекспира. «Венецианский купец» Шекспира: жанровое своеобразие пьесы, амбивалентность (неоднозначность) образов.

24. Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта»: источники сюжета, особенности конфликта, жанровое своеобразие, концепция любви. Система образов, стиль.

25. Сонеты Шекспира: основные темы и образы, соотношение с предшествующей европейской и национальной традицией. Концепция любви и поэтического творчества, связь сонетов с драматургией Шекспира.

26. Трагедия У. Шекспира «Гамлет»: проблематика, жанровое своеобразие, стиль. Элементы маньеризма и «трагического гуманизма» в «Гамлете». Особенности системы персонажей. Художественные функции приема «театр в театре».

27. Трагедия У. Шекспира «Отелло»: источник сюжета, своеобразие трактовки темы семейной чести, жанровое своеобразие. Образы центральных персонажей. Концепция зла.

28. Трагедия У. Шекспира «Макбет»: тема ренессансной «доблести», образы Макбета и леди Макбет, функции сверхъестественных мотивов.

29. Трагедия У. Шекспира «Король Лир»: проблема смысла жизни, мотив испытания. Образ Корделии, его нравственное значение. Образ шута.

30. «Дон Кихот» Сервантеса: замысел и композиция, переосмысление рыцарской «авантюры», мотив «большой дороги», «вставные новеллы». «Дон Кихот» Сервантеса: образы Дон Кихота и Санчо, их взаимодействие и эволюция. Гуманистические мотивы в романе.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

Средние века:

1. Истоки культуры и литературы Средневековья.

2. Особенности концепции человека в эстетике Средневековья.

3. Художественные направления в литературе Средневековья.

4. Клерикальная («письменная») литература на латинском языке (гимны, видения, жития святых…).

5. Возникновение героического эпоса в средневековой литературе (от устной традиции к письменной форме).

6. Художественное своеобразие испанского героического эпоса («Песнь о Сиде»).

7. Особенности поэтической структуры и образности «Песни о Роланде».

8. Героический и эстетический идеалы в «Поэме о Нибелунгах».

9. Основные мотивы и жанры лирики трубадуров.

10. Типы рыцарского романа. Особенности композиции рыцарского романа.

11. Концепция героя рыцарского романа («Тристан и Изольда»).

12. Жанры средневековой драматургии.

Возрождение:

1. Истоки Ренессанса: формирование новой гуманистической эстетики.

2. Основные черты ренессансного гуманизма. Художественные направления в культуре и литературе (маньеризм, готика, классицизм).

3. Темы и образы «Божественной комедии». Структура «Божественной комедии».

4. Характеристика сонета как поэтического жанра эпохи Возрождения. Поэтизация земной любви в лирике Ф.Петрарки.

5. Структура прозы «Декамерона». Человек – «главный герой и господин мира «Декамерона».

6. Концепция гуманизма Эразма Роттердамского. «Похвала глупости».

7. История создания и истоки романа Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (жанровое своеобразие). Система образов в романе Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюель».

8. Д. Чосер «Кентерберийские рассказы».

9. Утопия Т. Мора.

10. Художественный мир романа Сервантеса «Дон Кихот». Концепция героя в романе Сервантеса «Дон Кихот» (две сферы бытия героя: сфера безумия и сфера мудрости).

11. Сонеты У. Шекспира.

12. Анализ человека и общества в трагедиях Шекспира (на примере двух любых трагедий).

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК

1. Литература Средних веков и Возрождения : учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М., 1999.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

2. Литература и искусство западноевропейского Средневековья: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведения / Под ред. О.Л. Мощанской, Н.М. Ильченко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 208 с.

3. Литература Средних веков и Возрождения : учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М., 1999.

4. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 512 с.

5. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. – М.: Гуманит. издюцентр ВЛАДОС, 2001.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

6. Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия / сост. Б.И. Пуришев. – М.: Высш. шк., 2004. – 816 с.