Старые гвардейские полки, вообще весь класс дворянский, интеллигенция того времени с затаённым чувством обиды смотрели на предпочтение, оказываемое при Дворе и по службе людям немецкого происхождения, на заносчивость и высокомерие, с каким те держали себя. Внешней политикой Заправляли люди, не понимавшие заветов Петра в. … Победоносная война с Турцией, удавшийся поход на Крым – мечта стольких поколений! – завоевание Азова, Очакова, Хотина, Ясс, блестящая победа при Ставучанах дали результаты самые ничтожные. Близорукая и продажная дипломатия свели тяжёлые жертвы, принесённые государством, на нет: по белградскому миру (1739 г.) за нами оставили один только Азов (потерянный в 1711 г.), ди и то с обязательством снести его укрепления; гнездо крымских разбойников и низовья Днепра по-прежнему оставались за гранью русских владений: Россия по-прежнему не могла держать в Чёрном море даже торгового флота, не говоря про военный.
Анна никогда не могла простить верховникам их конституционной затеи: она видела в них личных врагов. Чувство мести говорило в ней сильнее голоса справедливости. «Я знаю, что буду жертвой неудачи этого дела», - сказал кн. Д.М. Голицын после того, как гвардия провозгласила Анну самодержицей, и он не ошибся: несколько лет его оставляли в покое, но в 1737 г. впутали в тяжебное дело его родственников, обвинили в кощунстве и оскорбительных отзывах о государыне и заточили 74-летнего старика в Шлиссельбургскую крепость, где он в следующем году умер.
Ещё горестнее была судьба Долгоруких: сперва их разослали по дальним местам, кого в Берёзов и Пустозерск, кого в Соловки и Оренбург, отняли у них всё, нарочно держали в чёрном теле, чтобы резче дать почувствовать переход от недавней роскоши и довольства; заставили, для вящего унижения, есть деревянными ложками, пить из оловянных стаканов и, недовольствуясь этим, позже, в 1738 г., воспользовались низким доносом людей, озлобившихся на них из-за личных счётов, обвинили в «вредительных и злых словах к поношению чести её императорского величества» После жестоких пыток и истязаний суд приговорил четырёх Долгоруких, в том числе Ивана Алексеевича, бывшего фаворита Петра II, и верховника Василия Лукича, к смертной казни; остальных заслали в Камчатку, не дозволяли никуда выходить, кроме церкви. <…>
На фоне «суетного и опасного века» как определяли современники годы царствования Анны, ярко светит благородный облик Натальи Борисовны Долгорукой, жены фаворита Ивана. Дочь Б.П. Шереметева, она была невестой в ту пору, когда её жениха постигла опала. Как ни уговаривали её родные, она самоотверженно решилась разделить участь своего суженного, обвенчалась с ним и отправилась вместе в ссылку, явив собой редкий образец нравственной чистоты и мужества в страданиях. Это пушкинская Татьяна XVIII века, пробабка будущих жён декабристов.»
Евгений Шмурло. История России. М: Аграф, 1999. Стр.462-464.
Иноземное засилье времён Анны Леопольдовны.
«Устранение Бирона существенных перемен не принесло: один немец сменился другим; пожалуй, даже хуже стало: Бирон всё же обладал известным опытом, мог разбираться в государственных вопросах, освоился с техникой дела; Анна же Леопольдовна, ленивая, бесхарактерная и необразованная, лишена была и этого. Она вечно ссорилась со своим мужем, проводила время за картами; саксонский министр Линар занял при дворе такое же место, как раньше Бирон при Анне Иоановне. Недовольство русских росло; всё чаще и чаще вспоминали время Петра В.; суровое, тяжёлое, подчас непосильное, оно, по крайне мере, могло оправдать себя высокими, благородными целями, к каким вело страну. Младшая дочь великого императора, Елизавета, явилась тем знаменем, вокруг которого сгруппировались недовольные; оставалось только сделать решительный шаг, и в ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. Елизавета во главе преображенских гренадёров, самолично арестовала правительницу и малютку-императора и вступила на прародительский престол, при всеобщей радости и надеждах на лучшие времена. В четвёртый раз русская гвардия решила вопросы первостепенной государственной важности; на протяжении всего каких нибудь 16 лет три императрицы обязаны были ей своей короной, судьба четырёх женщин зависела от её расположения и поддержки.»
Евгений Шмурло. История России. М: Аграф, 1999. Стр. 468.
Усиление крепостного права при Елизавете Петровне.
«Подушная подать ещё со времён Петра В. составляла главный источник государственных доходов; но, непосильная для населения, она собиралась с громадными недоимками; население старалось всеми силами уклониться от неё…
Однако население страдало не от одной подати, но и от способа её взимания: её собирал земские комиссары, объезжая поместья и крестьянские волости в сопровождении военных команд. Своими насилиями и вымогательствами команды эти оказывались тягостнее самого налога, тем более что содержать их приходилось тому же населению. Тогда правительство отменило должность земских комиссаров и обязанность сбора, с ответственностью за него, возложила на помещиков (1731). Эта мера неизбежно поставила крепостных людей ещё в большую зависимость от помещика. С этих пор крепостное право в наиболее худшей его форме, начинает всё более и более входить в жизнь.
Помещики становятся полными господами над своими крестьянами; различие между крепостным и холопом сглаживается совершенно; единственно ещё оставшееся у крестьянина преимущество перед холопом сводилось к тому, что помещик не мог выставить его за себя на правёж, как это он имел право сделать с тем. Ещё в царствование имп. Анны дворянин, негодный к службе. Получил право выставить за себя рекрутом своего крестьянина и перенести следуемое ему наказание на своего слугу: так, за скорую езду в Петербурге «били нещадно кошками» не его, приказавшего быстро ехать, а кучера, исполнившего приказание своего барина. Помещики с этих пор выменивают крестьян на вещи, точно какой товар, продают их без земли и поштучно, отдельно от семьи; женят и выдают замуж по усмотрению; ссылают на поселение в Сибирь за простой проступок (1760, даже ссылают на каторжную работу (1765)
Крестьяне потеряли право выдавать векселя, выступать на суде поручителями: они не смели жаловаться на своих господ, т.е. всё более и более становились бесправными и превращались в собственность, становились вещью другого человека. Насколько к концу царствования Елизаветы они действительно превратились в собственность и вещь, можно судить по сенатскому указу 29 января 1762 г.: дозволяя помещикам переводить своих крестьян с места на место без соблюдения, ранее необходимых, формальностей, сенат пояснил, что он это делает в целях 2изобрести легчайший способ к удовольствию всех помещиков».
Евгений Шмурло. История России. М: Аграф, 1999. Стр 474.
Из истории ислама в России.
«Политика дочери Петра Великого – императрицы Елизаветы Петровны, женщины чрезвычайно набожной, весьма благоволившей буддистам, была по отношению к исламу неблагосклонной. Но государственные интересы и тогда, как правило, преобладали. Именно при Елизавете Петровне в 1775 г. первым русским генералом мусульманином стал сподвижник Петра Великого, крупный дипломат, незаурядный, но жёсткий администратор Кутл-Мухаммед Тевкелев.»
Ислам в Российской империи. (законодательные акты, описания, статистика). Составитель Арапов Д.Ю. М.: ИКЦ «Академкнига», 2001 стр.18
Народная жизнь. Быт. Повседневность.
Честь и достоинство русского крестьянина.
«В ходу было множество пословиц о твёрдом слове: «Моё слово золото»; «Не давши слова крепись, а давши держись»; «Уговор дороже денег» и другие.
Умение держать слово особенно проявлялось в сделках, которые крестьяне заключали между собой без письменных документов. Не случайно о договоре, заключённом на словах, говорили, что он заключён «на совесть». По договору – «ряду» – нужно было делать всё беспрекословно. «Не исполнять данного слова, обещания крестьянами считается и за грех. И за стыд.
Крестьянское понятие чести включало в себя также для мужчин – отсутствие оснований для оскорблений и умение ответить на незаслуженные поношения; для девушек – чистоту; для женщин – верность.»
М.М. Громыко. Мир русской деревни. М.: Молодая Гвардия. 1991. Стр. 96.
Чистота восточных славян.
«Чистоту восточные славяне считают признаком в основном не физическим, а моральным. Об этом свидетельствует уже сам язык: русские называют всё нечистое словом поганый, которое раньше означало «языческий, загрязнённый языческой кровью». Нечистыми считаются собаки, кошки, мыши, и т.п. Русский никогда не станет есть из посуды, из которой лакала собака или кошка; если собака обнюхала какую-нибудь пищу, её уже не едят.
<…>
Среди всех восточных славян самой большой и даже болезненной чистотой отличаются севернорусские – сибиряки, а за ними - русские староверы. Особенно следят за чистотой жилища;: некрашеный деревянный пол моют каждую субботу, причём скоблят его ножом, трут голиком (веником без листьев) и посыпают крупным песком, пока не станет он белым как снег. Пол обычно застилают дорожками (половиками) и нередко даже ходят по нему не в сапогах, а только в чулках. Несколько раз в год, перед большими праздниками внутри дома моют все стены. Особенно тщательно следят за чистотой в тех домах, где есть взрослая дочь – невеста, иначе никто в тех домах не захочет на ней жениться.»
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Наука 1991 г. стр. 280
Тема 5. Россия во второй половине XVIII века.
Внутрипредметные связи.
1763 - Англия получает от Франции Канаду и Сенегал,от испани Флориду.Англия достигает высшей степени колониального могущества. 1762-1763 - миссия И.И.Кропотова в Китай.