Численность вооружённых сил России конец XVII – XVIII в.
Годы | 1680 | 1725 | 1764 |
Численность армии тыс. | 164 | 210 | 226 |
Численность населения млн. | 10,2 | 16.0 | 23.7 |
Число военных в % | 1.6 | 1.3 | 0.95 |
Таблица составлена по материалам книги: Б.Н. Миронов. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.) т.1. Д.Б.: Санкт-Петербург. 1999. Стр. 210
История в цифрах. Рост фабричного производства в XVIII в.
Начало царствования | Конец царствования. | |
Количество фабрик и заводов в период правления Екатерины II. | 984 | 3161 |
1700 г. | 1800 г. | |
Производство чугуна | 150 тыс. пудов | 9млн.971 тыс. пудов |
Производство металла в России к началу XIX в. | 149 заводов выпускали дешёвый металл высокого качества. | Россия вышла на первое место в мире по выплавке металла |
Таблицы составлены по материалам книги: Ю.А. Помпеев. История и философия отечественного предпринимательства. Санкт-Петербургский университет культуры и искусств. СПб: 2002. Стр. 155, 188.
Внутренняя политика Павла I.
Мероприятия в армии. | Указы о крестьянах | В церковной жизни. |
Укрепление дисциплины в армии. Изданы новые уставы. Дворян не служивших, но уклонявшихся от службы велено предавать суду. | Указ о приведении к присяге крестьян при вступлении Павла I на престол. 10 фев. 1787 г. повелено “дворовых людей и крестьян без земли не продавать с молотка или с подобного на сию продажу торга. 5 апреля 1797 указ о запрещении работать в воскресный день и ограничение барщины 3 днями в неделю. . | 18 дек.1797 учреждение в Петербурге и Казани духовных Академий. 1798 г. страрообрядцы нижегородской губернии получили разрешение иметь свои церкви и священнослужителей Отмена телесных наказаний для духовенства. |
Материалы для работы с первоисточниками.
Из сочинений императрицы Екатерины II.
«Глава V. О состоянии всех в государстве живущих.
33.Надлежит, чтобы законы, поелику возможно, предохраняли безопасность каждого особо гражданина.
34.Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам.
36.Общественная или государственная вольность не в том состоит, чтобы делать всё, что кому угодно.
38.Надобно в уме себе точно представити: что есть вольность? Вольность есть право всё то делать, что законы дозволяют; и ежели бы где какой гражданин мог делать законами запрещаемое, там бы уже больше вольности не было, ибо и другие имели бы равным образом сию власть.
39.Государственная вольность в гражданине есть спокойствие духа, происходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается безопасностию; и чтобы люди имели сию вольность, надлежит быть закону такову, чтобы один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы все одних законов.
Глава X. О обряде криминального суда.
205.Намерение установленных наказаний не то, чтобы мучити тварь чувствами одарённую; они на тот конец предписаны, чтоб воспрепятствовать виноватому, дабы он впредь не мог вредить обществу, и чтоб отвратил сограждан от соделания подобных преступлений. Для сего между наказаниями надлежит употреблять такие, которые, будучи уравнены со преступлениями, впечатлели бы в сердцах людских начертание самое живое и долго пребывающее, и в то же самое время были бы меньше люты над преступником телом.
240.Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать.
244.Сделайте, чтоб люди боялись законов и никого бы кроме их не боялись.
245.Хотите ли предупредить преступление? Сделайте, чтоб просвещение распространялося между людьми.
248.Наконец самое надёжное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания.»
Историко-литературная хрестоматия нового периода русской словесности. Т.I . Составил А. Галахов. М. 1901. Стр.225 – 227.
Отдельные статьи из текста документа могут быть использованы при изучении деятельности Екатерины II.
Из указа Павла I 5 апреля 1797 г.
“ Оъявляем всем нашим верным подданым. Закон Божий, ... научает нас седьмой день посвящать ему; почему в день настоящий, торжеством веры христианской прославленный, и в который мы удостоилися восприять священное мира помазание и царское на прародительском престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред Творцом и всех благ подателем подтвердит во сей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работе, тем более, что для сельских изделиев остающиеся в недели шесть дней, по равному числу оных в общее разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным потребностям.”
Император Павел I. Историко-биографический очерк Н.К.Шильдера Спб 1901.стр.344.
Вопрос. Определите по документу в какие дни запрещалась работа. Сколько дней по закону Павла I крестьянин работает на барщине, а сколько в своём хозяйстве?
Эпоха на страницах газеты. Ведомости 4 июня № 45.
«Минувшего Декабря 28 дня 1761 году Морского шляхетского Кадетского корпуса работник Тимофей Белых. Идучи в 3 часу по полудни с корпусного двора к кабаку стоящему в десятой линии к берегу Невы поднял в одиннадцатой линее коженой через с деньгами. Которых по счёту явилось серебреною монетою 53 рубля 50 копеек: чего ради ежели кто потерял оные деньги, тот бы явился с верными доказательствами в канцелярию Морского шляхетского Кадетского корпуса».
Роковые годы России. Год 1762. Документальная хроника. Информационно-издательское агентство «Лик» 2001 г. стр. 27.
Вопрос. Что представляет собой этот документ. Где и когда он был написан? Что узнаёт исследователь знакомясь с его текстом.
Историческое прошлое в оценках историков.
Из истории сословий в России. Дворянство в XVIII в.
«В дворянстве постепенно развивалось чувство дворянской чести м принадлежности к благородному сословию, которое во всём отличается от других классов населения. Даже русские просветители и писатели XVIII в. считали необходимым противопоставлять дворян народу, полагая, как, например, А.П. Сумароков, что дворянская мораль должна отличаться от крестьянской морали, или как Д.И. Фонвизин, что дворянин во всех отношениях должен стоять выше простолюдина. И действительно, в течение XVIII в. дворянство шаг за шагом отрывалось от народа, чему в большей степени способствовало правительство. Дворяне стали отличаться именем и фамилией, языком и образованием, манерой и одеждой (Жалованная грамота и последующие правительственные указания установили дворянскую униформу не только для мужчин, но и для женщин), западноевропейской ориентацией и менталитетом. Даже монастыри стали разделяться по сословному признаку – одни предназначались для дворян, другие – для народа. Например, в 1780-е гг., по свидетельству Фонвизина, в Киеве во Флоровский монастырь постригались благородные монахини, а в Богословский – простолюдинки. Указ 1766 г. постановил изменять фамилии принятых на военную службу солдат с дворянскими фамилиями. Если, например, поступал в рекруты Семён Петрович Боборыкин, а фамилия Боборыкиных считалась дворянской, то рекрут становился Семёном Петровым, лишаясь отчества и родовой фамилии. Командир гусарского полка при Павле I генерал-майор Чорбай так ревностно изменял фамилии своих солдат, что почти все они стали носить три фамилии – Иванов, Петров, Семёнов, отчего возникали трудности при учёте солдат в Военной коллегии.