Но Павла сгубила бессистемность, непоследовательность в политике иностранной. Несмотря на почти чудесные подвиги русских воинов в далёких Альпах под водительством гениального Суворова, причудливо перемешанные Павлом карты военных коалиций увлекли его на опасную дорогу войны с Англией вплоть до прямого похода на Индию. Тут английский посол Витовт уже прямо сговорился с наследниками «екатерининских орлов» о перевороте.»
Карташёв А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т 2. М.: ТЕРРА, 1992. Стр. 553-556
Из истории российского предпринимательства. Возникновение Прохоровской мануфактуры.
При изучении экономического развития России в ХYIII в. школьников можно познакомить с историей возникновения Прохоровской мануфактуры. Отец основателя производства Василия Ивановича Прохорова - Иван Прохоров принадлежал к монастырским крестьянам Троице-Сергиевой Лавры, в которой занимал должность штатного служителя. Он был достаточно приближен к митрполиту с которым часто ездил в Москву по делам приходаИ приторговывал заодно изделиями Троице_Сергиева посада. В 1764 году у монастырей были отобраны вотчины, поэтому Иван Прохорович освободился от крепостной зависимости, приписавшись к мещанам Дмитровской слободы. Своего сына он пристроил приказчиком к одному старообрядцу, занимавшемуся пивоварением; это и опредилило будущее Василия Прохорова. После 1784 года он открывает собственное пивоварение.
Дело шло довольно гладко, однако всё более серьёзной проблемой для Василия Ивановича становилось противоречие между собственной глубокой религиозностью и характером промысла. Его супруга одназды высказала то, о чём долго раздумывал сам Прохоров: “Не могу я молиться об успехе твоего дела, не могу желать, чтобы больше пил народ и через то разорялся”, - говорила Екатерина Никифоровна. Семья Прохоровых в которой было девять душ своих детей, взяла на воспитание и вырастила нескольких девочек, малолетрих дочерей своих дальних родственников.
Так что в смене занятий Василия Прохорова следует искать прежде всего нравственные соображения, нежели экономическую коньюктуру.
Судьба свела его с Фёдором Резановым - молодым честолюбивым и энергичным человеком редким знатоком красковарения и ситценабивного дела. Прохоров к тому времени сколотил небольшой капитал. Компаньоны наняли помещения и взяли в аренду землю близ речки Пресни. Договор между ними был прост: Резанов и Прохоров работают вместе пять лет, девять частей прибыли делят поровну, десятую часть будет брать себе Резанов “за занания и распоряжения”.
Ситценабивное дело было новым в России. Правительственная поддержка в то время касалась только военных производств, так что на кредиты рассчитывать не приходилось. Проблемой стал набор рабочих. Мало-мальски знакомых с ситценабивным делом людей в России катастрофически не хватало. Тогда Резанов стал на время педагогом, самостоятельно обучив не один десяток будущих рабочих и служащих фабрики.
Так знания Резанова и деньги Прохорова, соединившись, родили в ХYIII в. ситценабивную фабрику, положив тем самым начало текстильной империи на Трёх Горах.
Изложение по книге А.Кузьмичёв.Р. Петров. Русские миллионщики. ”Владос-МПГУ”. М., 1993 стр.83-84.
Народная жизнь. Быт. Повседневность.
«Металлическая монета создавала немало неудобств, особенно при расчётах и перевозках. Доставить такие тяжести за сотни и тысячи вёрст было хлопотно.
Бумажные деньги появились в России с середины ХYIII века. Они носили наименования ассигнаций. Но расчёты по-прежнему проводили, ориентируясь на серебряную монету, которая продолжала обращаться в стране.»
А.А. Преображенский. История раскрывает тайны, стр. 42.
Дворянское общество при Екатерина II . Из «Записок» Дмитрия Рунича. (Деятель екатериниской эпохи, управлял Почтамтом в Москве и Петербурге.)
«По вступлении Екатерины на престол жизнь высшего русского дворянства приняла решительное склонение к обычаям, нравам, вкусам и общественной жизни французов. Давно уже Париж был для Европы образцом утончённого вкуса и обхождения. <…> Высшее общество говорило по-французски чисто и правильно <…> прислуга была составлена из французов, швейцарцев и немцев. Новорождённого отдавали на руки мамке, обыкновенно из немок; в очень затейливых домах – англичанке. Как скоро ребёнок начинал переступать с ноги на ногу, к нему приставляли француженку, а по миновании семи лет – дядьку француза, бракуя при выборе все наречия, кроме парижского! <…> в губерниях многие помещики, по незнанию иностранных языков брали вместо французов в гувернёры и учителя смелых пройдох из немцев и даже из чухонцев.»
Русская старина. Путеводитель по XVIII веку. Авт.-сост. А.В. Кургатников. – М.: Рик «Культура»; СПб: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 1996. – стр. 258.
Милосердие.
«Повсеместно проявлялось гостеприимство к чужим людям, попросившим крова, в том числе и нищим. Просто удивительно, какое большое количество упоминаний о распространении милосердия, милостыни, гостеприимства у русских крестьян всей территории России встречается в документах XVIII-XIX веков. «Нищему никогда не откажут ни в хлебе, ни в ночлеге», - сообщали из Вельского уезда Вологодской губернии. «Нищие в редком доме получают отказ», - утверждал информатор из Пошехонского уезда Ярославской Губернии. «Очень гостеприимны и внимательны к нищим и странникам», - писал из Белозерского уезда Новгородской губернии. В последней информации подмечено, что большим гостеприимством и радушием к постороннему человеку отличаются крестьяне "среднего и бедного состояния.
Но есть и противоположные утверждения (из Вельского уезда Вологодской области) о том, что именно зажиточные крестьяне больше принимают у себя просящихся на ночлег и обязательно накормят при этом.»
М.М. Громыко. Мир русской деревни. М.: Молодая Гвардия. 1991. Стр. 87.
Из истории петербургских наводнений. Наводнение 10 сентября 1777 года.
«В этот день, в 10 часов утра, вода поднялась на 10 футов и семь дюймов, залила город, только литейная м Выборгская части не были под водою; в седьмом часу пополудни вода начала сбывать и в полдень вступила в берега. За два дня до этого бедствия в Петербурге стояла бурная погода; сильный юго-западный ветер был на столько велик, что отгонял воду к восточным берегам Ладожского озера, и все стоявшие у Шлиссельбурга суда обмелели. Буря особенно много принесла вреда садам и рощам Петеребурга. В «Академических Ведомостях» этого года есть объявление о продаже, с дачи г. Яковлева на Петергофской дороге, двух тысяч мачтовых деревьев, вырванных с корнем этою бурею. В Летнем саду буря причинила много вреда: сохраняющиеся до сих пор липы с железными скобками и с костылями пострадали именно тогда; в это же время, как мы уже упоминали, разрушены были бурею и фонтаны в Летнем саду, не возобновлённые уже с тех пор.
Во время этого наводнения, по словам Георги, небольшой купеческий корабль переплыл мимо Зимнего дворца через каменную набережную. Любское судно, нагруженное яблоками, занесено было ветром на десять сажень от берега в лес; почти по всем улицам ездили на маленьких шлюпках, и тогдашний обер-полицмейстер, Н.И. Чичерин, проехал на ялике от своего дома (теперь дом Елисеева у полицейского моста) прямо в зимний дворец. Множество оград и заборов опрокинуто было, не говоря о домах; одна изба переплыла на противоположный берег Невы. Все лавки с товарами размыло, уцелели одни только каменные в Гостином дворе, где вода была вышиною на 1½ сажени, в мучных лавках в 2 куля с половиною вышиною, в Большой и малой Коломне и в Мещанской более ста домов со всем строением и с людьми разнесло; на взморье смыло остров, в котором было до трёхсот человек; кругом Петербурга на одиннадцать вёрст находили на полях трупы животных и людей.»
Старый Петребург. Рассказы из былой жизни столицы. М.И. Пыляева. Издание А.С. Суворина СПб 1889 г. стр. 114-116.
Литература.
Р.Г. Абдулатипов. Судьбы ислама в России: история и перспективы. – М.: Мысль, 2002.
Ю.Г. Алексеев. Освобождение Руси от ордынского ига. «Наука» Ленинград.: 1989.
Г.А.Антипов. “Историческое прошлое и пути его познания” Новосибирск. Наука. 1987 г.,
В.И. Большаков. По закону исторического возмездия М.: Москва, 1998.
Воинские повести древней Руси. Лениздат. 1985.стр.413,
В.С. Виргинский В.Ф. Хотенков. Очерки истории науки и техники с древнейших времён до середины XV века. М. «Просвещение» 1993 г.
Лев Гумилёв. От Руси до России. Очерки по русской истории. М. «Дрофа» – «Наталис». 1996
Гонюхов С.О., Горобцов В.И. Российская полиция в мундире. М. «Рейттаръ» 2000 г.
М.М. Громыко. Мир русской деревни. М.: Молодая Гвардия. 1991. Стр. 96.
М.М. Дятлова, О.Н. Сазонов, В.А. Сенченков. Русь, Россия и её вооружённая организация в IX-XVII в. ВИККА им. Можайского. СПб. 1996.
В.В. Еремян, М.В. Фёдоров. История местного самоуправления в России (XII – начало XX в.). Издательство Российского университета дружбы народов. М. 1999.