Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по курсу «История России XVII xviii в.» (стр. 4 из 30)

Кандидаты на престол.

Состав и продолжительность работы.

Итоги.

Собор 1613 г. Основные претенденты на царский трон две боярские семьи: Голицыны (потомки Гедимина) и Романовы (русского происхождения) Присутствовало не менее 700 человек. Продолжался более месяца. Восстановление государственной власти в стране.

Избрание Михаила Фёдоровича на царство

совершилось 21 февраля 1613 г. в первое воскресенье Великого поста.

Из истории налогов в России. Сбор налогов в Новгороде в 1601 году.

Задача поставленная перед сборщиками налогов Из донесений сборщиков в Москву.
«Велел государь с Новгорода с посаду и с Новгородского уезда свои государевы всякие денежные доходы на ныненшний … год собрати все сполна против 109 (1600) года». - «Стал глад великий, собрати … денег вскоре немочно». - «Крестьяне разошлися … а ныне безвестно». - «Денег … не дают, а сказывают, что их государь пожаловал, никаких податей с них имати не велел

Таблица составлена по материалам книги: С.А. Козлов, З.В. Дмитриева. Налоги в России до XIX в. Изд. второе. СПб.: Историческая иллюстрация, Стр.56-57

Россия и её соседи. Из истории начала шведской интервенции в России в Смутное время.

Договор между Россией и Швецией

Основные положения договора.

Секретный протокол к Выборгскому договору.

Подписан 23 февраля 1609 г. Место подписания: г. Выборг. -Россия от лица царя Василия Шуйского и Швеция от лица короля Карла IX -Россия и Швеция заключили договор против Польши. -Швеция предоставляет России иностранное наёмное войско: шведы, немцы, голландцы, ливонцы, эсты, латыши. Состав – 2000 конницы, 3000 пехоты -Россия оплачивает услуги войска: конница – по 50 тыс. руб. в месяц; пехота – по 36 тыс. руб. в месяц: Кроме того оплачивает главнокомандующего 5 тыс. руб., начальника кавалерии 4 тыс. руб., начальника пехоты 4 тыс. руб., офицеров – всем вместе 5 тыс. руб. ежемесячно. Подписан 28 февраля 1609 г. Содержание. Царь согласен передать Корелу (Кексгольм) и весь Корельский уезд Швеции за военную помощь. Однако жители Корелы заперлись в городе, никаких делегаций не пустили, грамот шведских и царских не приняли.

Таблица составлена по материалам книги: В.В. Похлёбкин. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. М.: «Международные отношения». 1995. Стр. 183-185.

Россия и её соседи. Начало оккупации Российских территорий Швецией.

Состояние России летом 1610 г.

Действия Швеции в этих условиях

24 июня 1610 г. полное поражение русского войска у села Калушино. Измена шведских союзников. Шведское войско частично перешло на сторону поляков, нарушив Выборгский договор. Разобщённость политических сил России. Оккупация новгородских земель, в первую очередь захват Корелы: Оккупация Ингрии, Ижорской земли, Захватили города Орешек, Ладогу, Ям, Копорье, Иван-город, и всё побережье Финского залива. С сер. 1611 г. шведы предпринимают захват Колы, Кольского полуострова, Русского Поморья от Кеми до Архангельска. (Полной оккупации помешали малочисленность шведских сил и огромные пространства России).

Таблица составлена по материалам книги: В.В. Похлёбкин. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. М.: «Международные отношения». 1995. Стр. 190-191.

Материалы для работы с первоисточниками.

Новая повесть о преславном Российском царстве (1610-1611 гг.).

“Станем подражать и подивимся тому великому нашему граду Смоленску, его обороне от Запада, как в нём наша же братия, православные христиане, в осаде сидят и великие всякие страдания и притеснения терпят, но стоят крепко за православную веру, и за святые Божии церкви, за свои души, и за всех нас, а общему нашему супостату и врагу, королю, не покорятся и не сдадутся. Сами знаете, с какого времени сидят и всяческие великие притеснения терпят, но никакой малостью не поступятся и ни на какие их дьявольские соблазны и обещания не польстятся, на те, что обещает им сам наш супостат. И все стоят единодушно, непреклонно и неизменно умом и душою против их соблазнительных ложных обещаний. А душ своих в грехе не потопят и навеки загубить не хотят, но готовы лучше умереть со славой, нежели жить в бесчестии игоре. А какое мужество показали и какую славу и похвалу снискали во всём нашем российском государстве!”.

Литература Древней Руси. Хрестоматия.М. “Высшая школа”. 1990 г., стр. 389

Вопросы, задания. Возможно ли по предложенному вам тексту определить о каком событии в нём говорится, где и когда оно произошло? Каково отношение автора к участникам этих событий? А какой будет ваша оценка?

Сказание Авраамия Палицына. Приход под Троицкий Сергиев монастырь панов польских и литовских и русских изменников, гетмана Петра Сапеги и пана Александра Лисовского и иных многих.

“ Когда же завершились всенощное славословие и молебен, тут же собралось множество народа, и по совещании начальников и всех людей было крестное целование, что сидеть в осаде без измены. <...> И стой поры было в городе братолюбие великое, и все с усердием без измены бились с врагом. И тогда литовские люди поставили стражу многую вокруг Троицкого монастыря, и не было проходу ни из ограды, ни в ограду.

<…>

“И была в городе тогда теснота большая, скорбь, беды и напасти. И у всех тогда оказавшихся в осаде кровью сердца кипели, но полезного дела, которое они начали, они не прекращали. Смерти они ожидали, но на Господа Бога упование возлагали и всячески врагам сопротивлялись.”

<…>

“Во время псалмопения внезапно ядро ударило в большой колокол, влетело в алтарное окно святой Троицы, пробило в Деисусе у образа архистратига Михаила доску подле правого крыла, и, ударившись вскользь по столпу, а затем в стену, отскочило то ядро в насвечник перед образом святой живоначальной Троицы, ранило священника, и отлетев в левый крылос, развалилось. В то же время другое ядро пробило железные двери с южной стороны у церкви живоначальной Троицы и пробило доску местного образа великого чудотворца Николы выше левого плеча подле венца; за иконой же ядра не оказалось.

И тогда в церкви святой Троицы напал страх великий на всех предстоящих людей, и все заволновались, и полит был пол церковный слезами, и пение замедлилось от множества плача. И воздевали все руки вверх и к пребезначальной Троице и к пречистой Богородице и великим чудотворцам Сергию и Никону и молили о помощи и заступлении от врагов. Во время же пения стихир архимандрит Иосаф в великой печали и сетовании погружён был в лёгкое забытьё, и вот видит великого архистратига Михаила; лицо же его как свет сияло, в руке своей он держал скипетр и говорил противникам: “О враги лютеране! Вот ваша беззаконники, дерзость и до моего образа дошла. Всесильный же Бог воздаст вам вскоре отмщение”. И сказав, святой стал невидим. Архимандрит же поведал об этом видении всей братии. И облеклись они в священные ризы и пели молебны всесильному Богу и архистратигу Михаилу.

Воинские повести древней Руси. Лениздат. 1985.стр.413, 414. 419-420

Вопросы. О каких событиях повествует Авраамий Палицын? Когда они происходили? Как духовенство помогало народу противостоять врагу?

Историческое прошлое в оценках историков.

Лихолетье в России. Голод в начале XVII в.

«В начале XVII в. на Россию обрушились неслыханные стихийные бедствия, вызвавшие массовое разорение деревни. В дни холодного лета 1601 г. длительные дожди помешали созреванию хлебов. Ранние морозы довершили беду. Крестьяне использовали незрелые , «зыблые», семена, чтобы засеять озимь. В итоге на озимых полях хлеб либо вовсе не пророс, либо дал плохие всходы. Посевы, на которые земледельцы возлагали все свои надежды, были погублены морозами в 1602. В 1603 г. деревне нечем было засевать поля. Наступил страшный голод.

По обыкновению цены поднимались к весне. Нечего удивляться, что уже весной 1601 г. хлеб стал дорожать. Через год цены на рожь – основной продукт питания русских людей – поднялись в 6 раз, а затем ещё втрое. Не только малоимущие, но и средние слои населения не могли покупать такой хлеб.

Исчерпав запасы продовольствия, голодающие стали ловить и поедать кошек и собак, есть траву и липовую кору. Голодная смерть косила население по всей стране. Трупы умерших валялись по дорогам. В городах их едва успевали вывозить в поле, где закапывали в большие ямы. Только в Москве городские власти за время голода погребли на трёх больших братских кладбищах 120 тысяч мертвецов. Эту цифру приводят такие осведомлённые современники, как француз Жак Маржерет и русский писатель и монах Авраамий Палицын.