Пользуясь смутой, возникшей в России, король Сигизмунд потребовал московской короны для своего сына Владислава и осенью 1609 года осадил Смоленск. Смоляне хорошо знали, что делал этот король в Литве, и дали обет стоять за веру и царя до смерти. Из русских на сторону Сигизмунда прежде всех пристали тушинцы. Оставленные поляками, которые были отозваны от них к своему королю, и ослабевшим самозванцем, который бежал в Калугу, они заключили с Сигизмундом договор и признали Владислава царём. Потом в пользу королевича образовалась партия в самой Москве. Ещё в начале 1609 года недовольные царём вытащили Гермогена на лобное место и , тряся его за ворот, требовали у него согласия на перемену царя. Патриарх не побоялся толпы и честно заступился за Шуйского. На этот раз попытка свергнуть Василия не удалась. Но, когда царь был заподозрен в загадочной смерти Скопина, когда русские войска, лишившись любимого вождя, были разбиты поляками и гетман короля Жолкевский стал под самой Москвой, провозглашая царём Владислава, патриарху уже невозможно было спасти Василия. В июле 1610 г. толпы народа, поднятые Захаром Ляпуновым, Салтыковым и другими боярами, свергли его с престола; потом сверженный царь был насильно пострижен в монахи»
П.В. Знаменский. История Русской Церкви. М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1996. 229-231.
Из истории ислама в России.
«В утвреждённом Земским собором 1613 г. грамоте об избрании на русский престол царя Михаила Фёдоровича Романова стояли подписи семи татарских мурз, от имени мусульман России высказавшихся за возрождение единого Российского государства».
Ислам в Российской империи. (законодательные акты, описания, статистика). Составитель Арапов Д.Ю. М.: ИКЦ «Академкнига», 2001 стр.17
Народная жизнь. Быт. Повседневность.
Лихолетье в России. Выступления разбойников.
«Урожай 1604 г. прекратил голод, но продолжалось другое зло. В голодные годы толпы народа для спасения себя от смерти составляли шайки и добывали себе пропитание разбоем. Главную роль в этих шайках играли прогнанные своими господами во время голода холопы. Богатые люди этим путём избавлялись от лишних нахлебников, но не давали им отпускных грамот, чтобы при удобном случае иметь право вернуть их обратно на законном основании как своих холопов. Борис приказывал таким холопам выдавать из Холопьего Приказа отпускные, освобождавшие их от холопства, но и это немного помогало, потому что и в свободном состоянии они не могли нигде пристроиться. Число этих голодных и беглых холопов пополнялось свободными голодавшими людьми, которых бескормица заставляла примыкать к холопьим шайкам и разбойничать. Ни одна область Руси не была свободна от разбойников. Они бродили даже около Москвы, и против одной такой шайки Хлопка Борису пришлось выставить крупную военную силу, и то с трудом удалось одолеть эту толпу разбойников».
С.Ф. Платонов. Лекции по русской истории. СПб., 1993 г. т. 1, стр. 269.
Домашние животные в жизни сельского жителя.
«Важной заботой сельских жителей было «оберечь» своё стадо от падежа, от «лютого зверя», «лихого человека» и других возможных несчастий. С мольбами о защите своего «скота крестьянского живота» жители каргопольской деревни обращались к небесным заступникам и покровителям: Николе, Георгию, Флору и Лавру, Модосту (Модесту) и Власию. Их многочисленные иконы были не только в церквах и часовнях, но и во многих крестьянских домах. А дни этих чтимых святых, когда животные были в центре внимания сельской общины. Священники служили водосвятные молебны и окропляли животных святой водой. Православные требники (книги, по которым совершаются церковные обряды – требы) наряду с молитвами, творимыми «над сеянием», «над гумном», «над пчелиным роем», содержат также и молитву «на благословение стада».
Русские: семейный и общественный быт. М.: «наука». 1989 г. стр. 265.
Добывание огня. Огниво. Трение.Д.К. Зеленин.
«Теперь обычно (имеется в виду XIX-начало XX вв. – прим. Майкова) пользуются огнивами. Имеющими форму овального кольца. С одной стороны оно не склёпано, и свободые концы отогнуты внутрь или наружу, так что образуются маленькие колечки (усики). Человек, высекающий огонь. Берёт огниво за это место. А другим его боком бьёт по обычному кремню. Это называется высекать. Вырубать, кресать огонь. При ударе появляются искры. Их ловят на трут. В качестве которого нередко используется обгоревшая тряпка. Обычно льняную тряпку ставят в закрытом сосуде на огонь, так чтобы она обгорела, но не превратилась в золу. В качестве трута применяют также сухие древесные грибы, чаще берёзовые, иногда сосновые. … Трут обычно держат в коробке с крышкой. Огонь высекают над этой коробкой. Чтобы искры попали на трут. После того как от загоревшегося трута разожгут огонь. Трут гасят, закрыв коробку крышкой.
С имеющегося трута огонь переносят – … на сухую бересту, … солому, паклю, сосновые угли …
Всё необходимое для добывания огня обычно носят с собой.
В старое время часто пользовались огнивом, имеющим другую форму: нечто вреде кинжала без рукоятки, с тупыми краями и острым концом. Длинной 9-30 см. Его нисили на поясе на длинном ремне, как нож.
В особых случаях пользуются ещё более древним способом добывать огонь: трут друг о друга два куска сухого дерева. Огонь добытый этим способом, называют живой, новый, деревянный огонь, а сам способ вытирать огонь.»
Д.К. Зеленин. Восточнославянская этнография. М.: Наука. 1991 г. стр. 127-128.
Быт. Отношение к огню наших предков.
«У всех восточных славян сохранилось множество следов персонофикации огня в прошлом и пережитки древнего культа огня. Прежде всего мы обнаруживаем целый свод предписаний, как обращаться с огнём. В этих предписаниях ощущается двоякая цель: не разгневать огонь и не запятнать его чистоту. Повсюду существует строжайший запрет плевать и мочиться в огонь, бросать в него нечистоты и т.п. Запрещено заметать в печи той же метлой, которой метут полы. Нельзя также гасить огонь. Затаптывая его ногами. Его следует задуть или прижать пальцами или рукой.
<…>
Самый чистый и благотворный огонь – это добытый трением двух кусков дерева. Этот священный огонь добывают во время эпидемий и эпизоотий; через него прогоняют скот от заразы. Когда добывают этот огонь требуется, чтобы все огни в деревни были погашены, т.е. прежние огни считаются осквернёнными. <…>
Огонь полученный с помощью огнива, также считается благотворным, хотя и значительно более слабым, чем добытый трением.
<…>
Совершенно особое место занимает огонь, возникший от удара молнии. Это страшный небесный огонь. Которым Бог поражает нечистую силу. Это особый огонь. Который от воды не гаснет, а ещё сильнее разгорается. Поэтому пожары вызванные ударом молнии, можно гасить только молоком или хлебным квасом, так как было бы напрасно заливать их водой. Вносить в дом огонь, возникший от удара молнии, боятся и всячески этого избегают.»
Д.К. Зеленин. Восточнославянская этнография. М.: Наука. 1991 г. стр. 132
Тема 2. . Россия в период правления царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. 1613 – 1676 гг.
Внутрипредметные связи.
ХYI в. - появление капиталистических предприятий в Англии. 1603-1625 -Яков I Стюарт в Англии. 1610-1643 - Людовик ХIII во Франции. 1617-1629 -война Швеции и Польши за господство в Прибалтике. 1618-1648 - Тридцатилетняя война. 1616 - плавание Уильяма Баффина в северных морях. 1621 - Возобновление войны Испании с Голлландией. 1621 - взятие Риги Швецией. 1624-1643 - кардинал Ришелье во Франции. 1634 - путешествие Ж.Никооле по Северной Америке, открытие озера Мичиган.
1640-1688 - Фридрих Вильгельм - великий курфюст, подъём внутреннего благосостояния Пруссии.1643- 1705 - Людовик ХIY во Франции. 1625-1649 - Карл I в Англии. 1625-1649 - Карл I в Англии. 1642- 1646 - Гражданская война в Англии. 1649 - казнь Карла I. 1649 -1658 - Оливер Кромвель, лорд-протектор. 1610-1643 - Людовик ХIII во Франции.1624-1643 - правление Ришелье во Франции.1643- 1705 - Людовик ХIY во Франции. 1661-1683 - Жан Батист Кольбер. 1618-1648 - Тридцатилетняя война. 1635-1659 - война Франции с Испанией.1644 - захват Пекина маньчжурами. 1649-1650 - ирландская экспедиция Кромвеля.1654 - присоединение Шотлландии к Англии. 1640-1668 - Война Португалии за независимость от Испании. 1649-1650 - ирландская экспедиция Кромвеля. 1653 - разгром кремвелем Долгого парламента. 1648-1649 - Фронда во Франции. 1661 - абсолютная монархия Людовика ХIY, подчинение церкви королю. 1648 - Вестфалшьский мир, предоставление лютеранам и кальвинистам свободы вероисповедания.
1660 - реставрация Стюартов. 1665- “великая чума в Англии. 1670-1680 - действия ирландских повстанческих отрядов против английских войск. 1679 - Образование двух политических партий - тори и виги в Англии. 1685-1688 - Яков II в Англи ; стремление к восстановлению католицизма и неограниченной власти короля. 1688 - революция, изгнание Стюартов. 1688 - билль о правах.1685 - отмена Нантского эдикта во Франции. Массовая эмиграция протестантов из Франции.Начло упадка и внутреннего расстройства страны. 1660-1697 - Карл ХI в Швеции. Утверждение первенствующего значения Швеции в северо восточной Европе. 1682- 1683 - экспедиция французов против Алжира. 1683 - осада турками Вены.
Состояние страны после восстановления царской власти в стране.
Россия в начале правления Михаила Фёдоровича Романова | - Повсюду шайки разбойников; - На северо-западе часть территории захвачена шведами; - Поляки удерживают западные районы со Смоленском. - Не прекращаются набеги крымских татар. - Острая нехватка финансовых средств. Поступления доходов в казну почти прекратились. |
История в цифрах. Численность населения Московского царства в XVI – XVII в.
Рост численности населения | Численность населения не увеличилась | ||
1500 | 1550 | 1600 | 1650 |
5,8 млн. чел. | 8,8 млн. чел. | 11,3 млн. чел. | 11,3 млн. чел. |
Вывод: отсутствие роста численности населения за 50 лет XVII в. свидетельствует о его громадной убыли.