Таблица составлена по материалам книги: Ю.А. Помпеев. История и Философия отечественного предпринимательства. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. СПб.: 2002. Стр. 98.
Из истории налогов в России. Налоги и повинности установившиеся в России после смуты.
Стрелецкий хлеб | Ямские деньги | Полоняничные деньги. |
«Хлебные запасы ратным людям на жалованье», Вначале – натуральный сбор ржи и овса, собиравшийся на кормовое жалованье стрельцам. Являлся общегосударственным налогом и собирался со всех городов и уездов. Постепенно хлебные сборы стали заменяться денежными платежами. Правительство сохранило за собой исключительное право решать вопрос будет ли взиматься стрелецкий хлеб или деньги за хлеб | Ямская служба (гоньба) после смуты находилась в плачевном состоянии. Дороги расстроены, ямы и ямские слободы разорены, ямщики разбежались одни от безвластия, другие не в состоянии нести службу ибо не получали жалованья. Государство взяло на себя восстановление ямской гоньбы и в 1614-1618 гг. ввело новый налог «государевы ямские деньги московским и разных городов охотникам на жалованье и пропитание» | Сборы денег для выкупа пленных у крымских татар, турок, Больших и Малых Ногаев. Общее количество пленённых татарами русских людей в первую пол. XVII в. как минимум 150 – 200 тысяч человек. Требовались колоссальные средства для выкупа соотечественников. Первоначально собирались нерегулярно. С 1649 г. Соборное Уложение провозгласило налог как «общую милостыню» и он становился ежегодным и обязательным для большинства населения. |
Таблица составлена по материалам книги: С.А. Козлов, З.В. Дмитриева. Налоги в России до XIX в.Изд. второе. СПб.: Историческая иллюстрация, Стр.84-87.
Социальные противоречия. Бунты в первые годы царствования Алексея Михайловича.
1648 Бунт в Москве. | Злоупотребления высших правительственных лиц: боярин Б.В. Морозов – царский воспитатель, И.Д. Милославский – царский тесть, Л.Плещеев – судья Земского приказа, П. Траханиотов – начальник Пушкарского приказа, Чисты – думный дьяк. | Ненавистных людей разыскивали по городу убивали, грабили их имущество. Жгли их дома. Правительство поспешило примириться с народом, стрельцов угощали вином и мёдом. |
1648-1649 Бунты в Сольвычегодске, в Устюге, Козлове. | Насилия и взяточничество местных приказных людей. | Волнения вылились в убийствах и грабежах. Для усмирения посылались стрельцы. |
1650 Мятеж в Пскове и Новгороде | Злоуптребления властей, искусственное повышение цен на хлеб. | Волнения продолжались несколько месяцев, усмирялись силой. |
Социальные противоречия. Причины и следствия бунта Стеньки Разина.
Причина | следствие |
Несправедливость, произвол правящих лиц, нарушение в правосудии, разлад между высшими и низшими классами общества, сильными и слабыми. | Ответом на это явились насилия и жестокости разинских шаек, разбойник-анархист превращается в «удалого молодца», «батюшку». Народный ореол, окружавший имя Разина – свидетельство тяжёлой болезни российского общества XVII в. |
Понятие «сословие в России»
Сословие | Большие группы людей имеющие свои особые права и строго определённые обязанности по отношению к государству, которые закреплены законом. Принадлежавшие им привилегии передавались по наследству. |
Из истории сословий в России. Деление населения по сословиям в XVII в.
Вотчинники | Землевладельцы распоряжавшиеся землёй. | Вотчинники и помещики несли государеву службу |
Помещики
| Владели поместьем за исполнение государственной службы | на общих основаниях. |
Крестьяне
| -Вотчинников и помещиков -монастырские и церковные; -дворцовые; -черносошные (государственные); -лично свободные | Работают на земле |
Духовенство
| -Белое (в основном приходские священники); -чёрное (монахи). | Несут церковную службу. Белое духовенство вносит платежи церковным и светским властям |
Посадские люди
| Промышлено-торговое население городов, при условии несения тягла. | Платят налоги - тягло |
Приказные люди | служащие государственных учреждений. | Приравнивалось к положению дворян
|
Приборные люди. | Стрельцы, пушкари, городовые казаки, проживавшие в приграничных районах и городах. | Несли военную, сторожевую службу. Получали государственное содержание. |
Казаки
| Военное население Дона, Яика и Терека | Несли военную службу. Вольные люди. |
Ясачные люди | Нерусские народы: манси, ханты, ненцы, буряты и др. | Платят подать мехами |
Русский город XVI-XVII в.
Русский город обыкновенно располагался тремя концентрическими кругами. Он не представлял собой единого общественного союза. | ||
Первый круг. Сердцевина городского поселения | Второй круг | Третий круг |
Кремль | Посад | Слободы |
Здесь жили дворяне, дети боярские, пушкари, затинщики и прочие служилые люди. Они подчинялись непосредственно воеводе, стояли особняком от посадских людей. | Здесь жили городские торговцы и промышленники – люди посадские. Они составляли посадскую общину, выход из которой запрещался. Все непосадские жители города – духовные, служилые являлись для них чужаками. | Группы дворов, в которых жили мелкие торговцы и ремесленники – слобожане - поселившиеся рядом с посадом, но всё-таки за его чертой. |
Здесь находился двор воеводы, представитель правительственной власти, назначенного из московского Приказа. Воеводская изба – канцелярия воеводы. Собор. Тюрьма. Помещения для размещения служилых людей, на случай их приезда во время мобилизации. | Здесь располагались дворы людей посадских. Гостиный двор. Городской рынок Мирская посадская изба – помещение для посадских советов (сходов). Старостинская изба – канцелярия местного выборного старосты. | Первоначально слобожане были свободны от обязанностей нести повинности и налоги, которыми государство облагало посадских людей. Посадские люди с крайним неудовольствием относились к податным и повинностным льготам льготам слобожан Слободы по Соборному Уложению 1649 г. стали облагаться посадским тяглом. |
Таблица составлена по материалам книги: В.В.Епемян, М.В. Фёдоров. История местного самоуправления в России (XII – начало XX в.). М: Издат. РУНД. 1999. Стр. 100-103.
Политическая жизнь России. Учреждение воеводского управления при Михаиле Романове.
Приказная или съезжая изба | Воевода Назначался государем по согласованию с Думой, из лиц назначение которых требовало местное население. Руководил городским хозяйством, обороной, охрана безопасности и благочиния, полицейски-надзорные полномочия, местное правосудие. |
Дьяки, подъячие- – в товарищах при воеводе. Назначались для управления финансово-хозяйственной деятельностью. |
Таблица составлена по материалам книги: В.В.Епемян, М.В. Фёдоров. История местного самоуправления в России (XII – начало XX в.). М: Издат. РУНД. 1999. Стр. 105-106.
Что такое самоуправление в России/
Самоуправление в России. | |
Право, предоставляемое государством областям, общинам, сословиям, корпорациям управлять самостоятельно своими внутренними делами | |
Административными | Хозяйственными |
под контролем представителя правительственной власти |
Россия и её соседи. Борьба России в XVII в. за возвращение русских земель утраченных в Смутное время..
Дата переговоров | Место переговоров | Итоги |
1617 г. январь-февраль | Переговоры со Швецией в сельце Столбово | России возвращались: Новгород, Старая Руса, Порхов, Ладога, Гдов с уездами, Сумерская волость (ныне Сланцевский р-он Лен. обл.). Россия Россия утратила: территорию Ижорской земли (Ингрии) – Иван-город, Ям, Копорье; территорию в бассейне р. Невы и Орешек с уездом; г. Корелу (Кексгольм) с уездом |
1618 г. декабрь | Переговоры с Польшей в дер. Деулино | Польша возвращала России: Можайск, Козельск, Мещеру, Вязьму. Россия теряла: Смоленск, Белый, Рославль, Дорогобуж, Серпейск, Трубачёвск, Новгород-Северский, Чернигов. Кроме того уступала: Стародуб, Перемышль, Почеп, Невель, Себеж, Красный, Торопец. |
1634 г. июнь | Переговоры с Польшей в с. Поляново в 21 км от Вязьмы. | Польский король отрекался от прав на российский престол. Польша сохраняла за собой все раннее захваченные у России земли. |
1667 г. январь | Переговоры с Польшей в дер. Андрусов в 32 км. К югу от г. Красный. | Смоленск, Северская земля, Черниговская обл. с 14 городами сохранялась за Россией. Северная часть Левобережья с 82 городами переходила к России. Польше возвращались Полоцк, Витебск, Динабург (Даугавпилс), Липецк, |
Из истории Русской Православной Церкви. Состав церковного притча России в XVII в.