Причт церкви в XVI – XVII вв. | Священнослужители (члены клира): -священник -дьякон. | Требования к ним: знание грамоты, Библии, церковной службы, обладание голосом, соответствующими сану моральными качествами (трезвость, скромность поведения). | Избирался прихожанами. Утверждался епископом, после проверки подготовленности кандидатов. |
Церковнослужители -дьячок -пономарь -псаломщик |
Церковный раскол в XVII в. Обрядовые отличия Русской Православной церкви и старообрядчества
Русская Православная Церковь | Старообрядчество | |
Крестное знамение | Троеперстное – верующий осеняет себя крестным знамением. Двуперстное – священнослужитель благословляет верующих | Допускается только двуперстное в обоих случаях. |
«Алилуйя» (по-еврейски: «слава Тебе, Боже» | Трегубая – повторяется трижды. | Сугубая – повторение дважды. |
Крест | Собор 1667 г. допустил 4-х, 6-ти и 8-конечную форму креста | Исключительно восьмиконечный |
Число просфор на проскомидии. | Пять. | Семь. |
Крестный ход. | Хождение против солнца. | Посолонь (хождение по солнцу). |
Иконы | Допускаются различного письма. | Допускаются исключительно старого (до времён Никона) образца, или позднейшие, но строго по старым образцам. |
Написание имени Спасителя. | Иисус – постановление собора 1667 г. | Исус – по Стоглаву. |
Из истории предпринимательства в России.
Сер. XVII в. | Общегосударственная акция по замене находившихся в обиходе весов, новые образцы предписывалось приобретать в казне. |
Таблица составлена по материалам книги: Ю.А. Помпеев История и философия отечественного предпринимательства. СПб государственный университет культуры и искусств. – СПб.; 2002 стр.113.
Из истории налогов в России. Изменения в налогообложении при царе Фёдоре Алексеевиче.
1678-1679 гг. общероссийская перепись населения. | Сбор налогов с сохи отменялся. Налогообложение стало подворным | Отныне тяглецами стали наравне с крестьянскими и посадскими дворами дворы бобылей, холопов и прочих. |
Таблица составлена по материалам книги: С.А. Козлов, З.В. Дмитриева. Налоги в России до XIX в. Изд. второе. СПб.: Историческая иллюстрация, стр 118.
Материалы для работы с первоисточниками.
Яков Рейтенфельс “Сказание светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии”. 1680г.
“ И, действительно, они не только радушно принимают иностранных мастеров, европейских и азиатских, являющихся к ним по собственному желанию, но и приглашают их к себе, предлагая через послов и письменно большое вознаграждение, причём так успешно подражают им, что нередко превосходят их новыми изобретениями. В кузнечном мастерстве, в искусстве приготовлять порох и тканье сукна они уже стали весьма опытны. В более сложных же и требующих знания и опытности делах, как-то: добывание металлов и приготовление их на дело, они более полагаются на знание и опытность французов и немцев, чем на собственное.
Последние добывают в округе г. Тулы, расположенном близ источников р. Волги, и в иных местах железо, а близ Новгорода медь с большой выгодой для государства. Не так давно царь послал некоторых за Казань по направлению к Сибири, откуда незадолго перед этим были доставлены в Москву прекрасные образцы скрытых там сокровищ, для обстоятельного исследования недр тех гор <...>.
Что касается прочих ремёсел, то мосхи обладают особенно им свойственным наследственным умением строить чрезвычайно изящные деревянные дома, вытачивать из дерева разного рода утварь, искусно ткать полотно, идущее на исподнее платье, и некоторыми другими, требующими усидчивости. Не буду здесь говорить о мастерствах, требующих постоянного сидения, но живопись у них совершенно своеобразна, обращена на священные предметы, ибо кроме некоторых цветочков и животных, они пишут исключительно одних давно умерших святых, по греческим образцам. Мало того, считается поступком, не только не благочестивым, но заслуживающим наказания, если торговец изображениями блаженных небожителей выставит на продажу рядом с ними картины светского содержания.”
Хрестоматия по истории СССР.Т.1. Учпедгиз.1937. Стр. 302-303.
Вопросы, задания. Какие сведения может почерпнуть исследователь этого документа о хозяйственной жизни, торговых связях России в ХYII в ? Что мы узнаём об обычаях народа? О каких ремесленных центрах свидетельствует документ? Найдите их на карте.
Адам Олеарий. Подробное описание путешествия гол-штинского посольства в Московию и Персию в 1633 , 1636 и 1639 годах. Извлечение.
«Люди эти очень способны к разным ремёслам, легко перенимают всё, что увидят у немцев, и в немного лет они научились и переняли у последних много такого, чего прежде совсем и не знали. Поэтому в настоящее время они улучшенные изделия свои продают уже за гораздо высшую цену в сравнении с прежними ценами. Особенно удивили меня русские золотых дел мастера, которые делают теперь серебряную с разными украшениями посуду с таким искусством и изяществом, что не уступают в том нисколько немцам.»
Московское государство. XV-XVII вв. по сказаниям иностранцев. Составитель Н.В Бочкарёв. М.: «Крафт+» 2000 стр. 40.
Задание. Найдите в вашем учебнике сведения о экономике России в XVII в. Что нового узнаём мы о профессиональном мастерстве русских ремесленников из этого документа.
Послание к некоему иноку о хмелю.
«Что сего, любимиче мой, страшнее и болезнненее, како святая Богородица, надежда наша и заступница, ненавидит пьяного и не молится о нём, и ни в чём не помогает ему? Аще бо пьяный начнёт молитися, токмо более Бога прогневает, молитва бо его неприятна и начинание его непотребно, понеже Дух Святой дело ненавидит пьяного и ангел-хранитель далече от него отбегает, ако ото пса смердяща.
Великий апостол Павел глаголя: «Не упивайтесь вином, в нём же несть спасения».
<…> И всякое злодейство от пьянства рождается.»
Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга вторая. М. «Художественная литература». 1989. Стр. 248.
Вопрос. Какие проблемы в жизни России XVII в. волнуют неизвестного автора этого документа?
Адам Олеарий. Подробное описание путешествия гол-штинского посольства в Московию и Персию в 1633 , 1636 и 1639 годах. Извлечение.
«Из добываемых в недрах земли самое замечательнейшее произведение составляет слюда, которую в некоторых местностях находят в каменоломнях и во всей России употребляют вместо стёкол.,
Московское государство. XV-XVII вв. по сказаниям иностранцев. Составитель Н.В Бочкарёв. М.: «Крафт+» 2000 стр. 27.
Вопрос. Какие подробности о жизни людей XVII в. мы узнаём из этого документа.?
Историческое прошлое в оценках историков.
Политическая жизнь России. Монархия в XVII в.
«После смерти Ивана грозного в 1484 г. монархия из наследственной фактически превратилась в избирательную и в такой форме существовала до XVIII в. Все 7 царей либо избирались, либо утверждались на престоле земскими соборами, включая самого Петра I , избранного на царство 27 апреля 1682 г. Избрание каждый раз санкционировалось «утвердительною грамотою», т.е. актом избрания, за подписью избирателей, что считалось необходимым условием легитимности нового царя. Обязанность населения повиноваться новому государю подтверждалось присягой, или крестным целованием, которую приносили все мужчины независимо от социального положения. Именем Божьим боярство и служилые люди клялись нести службу, бояре – также не отъезжать в другие государства, а посадские и крестьяне – выполнять гражданские обязанности. Легитимность нового царя в XVII в. по-прежнему обуславливалась его кровным родством с умершими и сакральным ритуалом коронования – «венчанием на царство», освящаемым православной церковью и участием народа в коронационных торжествах. Коронование называлось «священным» и считалось народом таковым, так как сопровождалось особым таинством – миропомазанием. Согласно православному учению, во время миропомазания царь получал от Бога силу и мудрость для осуществления власти в государстве и церкви, хотя и не посвящался при этом в духовную иерархию и не принимал на себя власть священнодействия и учительства, как это было в случае с византийскими императорами, хотя начиная с венчания Фёдора Алексеевича в 1676 г. он причащался по священному чину и тем самым признавался равным человеку, имеющему священство. Обряд коронования имел и магический и религиозный характер. После церемонии материя, покрывающая помост, на котором проходило венчание, разрывалась на куски и дарилась присутствующим. А царь после обряда должен был 8 дней не умываться и не менять платья. Подобно тому как брак без венчания в церкви не имел законной силы, так и «брак» царя с царством не имел силы без обряда венчания на царство. Обряд соединял государя с народом в священный нерасторжимый союз, возлагавший обязанности на обе стороны. А не только на народ. Государь брал обязательство защищать православную веру и подданных от внешних врагов, править «по правде и справедливости», по-христиански, т.е. в соответствии с христианской моралью, а народ обязывался повиноваться. Во время венчания 1 сентября 1598 г. Борис Годунов всенародно заявил: «Бог свидетель, что не будет в моём царстве бедного человека! – и тряся ворот рубашки своей, продолжал: - И эту последнюю рубашку разделю со всеми». Присяга и участие народа в коронации считалось необходимым, но они рассматривались не как акт делегирования народом власти царю. А как готовность повиноваться и как народное одобрение нового монарха. Легитимность власти давала государю известную свободу рук или свободу воли.»