Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях г. Томск 2009 (стр. 11 из 35)

Урок в классе Х Урок в классе Х Урок в классе Х Урок в классе Х
Урок в классе У Урок в классе У Урок в классе У Урок в классе У
Урок в классе Z Урок в классе Z Урок в классе Z Урок в классе Z
Урок в классе P Урок в классе P Урок в классе P Урок в классе P

Продолжительность совмещенных уроков сокращается до 40 мин., последних уроков – до 35 мин. В 1 классе продолжительность уроков составляет в 1 полугодии 30 мин., во 2–35 мин. Второй перерыв (20 мин.) используется для питания детей. Третий (20 мин.) - для игр на свежем воздухе. В первом классе после 3 урока проводится 2,5 часовой перерыв, во время которого организуется обед, сон, игры. В условиях полного совмещения проводятся уроки физкультуры, труда, пения, рисования.

Приложение 2

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ

НА УРОКАХ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ

СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Длительность просмотра (мин.)
Классы диафильмов, диапозитивов кинофильмов телепередач
1 -2 7-15 15-20 15
3-4 15-20 15-20 20
5-7 20-25 20-25 20-25
8-11 - 25-30 25-30

Количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3–4, обучающихся II и III ступени – 4–6.

При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.

Методические рекомендации по преподаванию ИЗО в начальной малокомплектной школе в рамках перехода на ФГОС второго поколения

В. В. Листова, учитель изобразительного искусства МОУ «Синеутесовская средняя общеобразовательная щкола»

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сейчас главной целью начального образования считается обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности – уровень умений и навыков учащихся.

Начальное образование должно закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр.

Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Таким образом, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника – умением читать, писать, считать), в содержании обучения должен быть деятельностный компонент, что позволит соблюсти баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения.

Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т. е. формируются средствами каждого учебного предмета, дает возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

Особое место в решении данных проблем, на мой взгляд, отводится предметам образовательной области «Искусство», непосредственно изобразительному искусству. Любой подход в обучении изобразительному искусству предполагает необходимость ответить на ряд вопросов:

- Какова цель обучения искусству в школе?

- Что именно дает занятие конкретным видом искусства для личностного развития ребенка?

- Какие базовые психические механизмы лежат в основе творческой деятельности?

- Чему следует учить в рамках школьного образования?

- Как обучать искусству наиболее эффективно с точки зрения развития личности и образовательных результатов?

Развивающая роль искусства связана со следующими составляющими личностного опыта:

- с развитием чувственно-эмоциональной сферы;

- с развитием восприятия и фантазии;

- с развитием интеллектуальных операций;

- с развитием инструментов и навыков моделирования;

- с развитием речи и мышления;

- с развитием эстетических и нравственных норм и идеалов;

- с развитием механизмов поиска и создания личностных смыслов;

- с развитием Я-концепции.

- с развитием индивидуальной картины мира (модели).

Занятия искусством способствуют развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ученика модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений школьника с окружающей действительностью. Ученик на определенном этапе своего развития, благодаря сложнейшей системе внутренних установок, накопленных знаний, тончайшей системе интерпретаций и личностных смыслов, начинает в большей степени исходить из созданной им модели мира, чем объективной реальности. А от того, насколько широкой, многомерной и гибкой она будет, зависит настоящее и будущее ученика.

Человеческая психика изначально таит в себе способность к созданию различных языков моделирования, она позволяет человеку строить множество внутренних реальностей, часть из которых становится основанием для переустройства окружающей нас действительности.

Моделирование реальностей — это и есть ключевое назначение искусства, ведущий инструмент человеческого прогресса и творческого преобразования мира. Поэтому уроки искусства как способ совершенствования инструментов моделирования трудно недооценить для развития интеллекта и личности в целом. Именно отсюда проистекает понимание основного предназначения уроков искусства — формирование умений и навыков построения бесчисленного множества реальностей, что является фундаментальной основой мышления и творчества. Мышление и творчество неотделимы, так как любой мыслительный процесс всегда связан с преобразующим оперированием внутренними элементами сознательного плана действия (сенсорными репрезентациями, интеллектуальными операциями, структурами речи и т.д.). Корни человеческой фантазии сокрыты в самой природе интеллектуальных трансформаций (моделировании), вызывающей переживание уникальных эмоциональных состояний. Поэтому в творческой деятельности наиболее ярко и целостно удается соединить воедино эмоциональную, интеллектуальную и духовные сферы деятельности.

В основе обучения изобразительному искусству лежат следующие принципы:

- Обучение изобразительному искусству направлено на самовыражение и развитие личности, на приобщение к образцам мировой художественной культуры.

- Авторство ученика изначально первично: сначала он выступает в качестве создателя своего произведения, а лишь затем анализирует и соотносит результаты собственного творчества с работами других учеников, мастеров искусства.

- В ходе обучения искусству школьнику необходимо овладеть различными ролевыми позициями: «автор», «зритель», «критик», «искусствовед», «живописец», «график», «скульптор», «дизайнер» и т.д.

- Любые виды творческой и учебной деятельности на уроке должны носить личностный смысл, согласовываться с интересами ребенка, сориентированы на реальное их использование в жизни ученика.

- Развитие интереса к искусству и художественного вкуса строится на основе имеющегося личностного опыта творческой деятельности, сформированных собственных эстетических эталонов, освоения языка искусства.

- В ходе обучения изобразительному искусству необходимо как можно больше предоставлять детям свободу выбора: создания замысла творческой работы, вида деятельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой работы, сложности выполнения творческой задачи, формы домашнего задания и т.д.

- На начальных этапах учитель показывает ученикам различные приемы изобразительной деятельности, а впоследствии дети, овладевая ими, формируют собственный опыт художественной и учебной деятельности.