- Процесс обучения собственно изобразительной деятельности необходимо сразу строить на основе анализа познавательных и творческих задач, управляя, таким образом, развитием учебных действий: планирование, контроль, оценка и т.д.
- В процессе изучения изобразительного искусства необходимо развивать различные виды рефлексии: анализ результатов собственной деятельности и процесса творчества, способы управления своими действиями, а также восприятие художественного произведения (замысла, средств выразительности, эстетической ценности, принадлежности к определенной эпохе, направлению и стилю искусства и т.д.).
Обучение изобразительному искусству должно производиться с учетом следующих компонентов:
· Развитие кругозора и предметной эрудиции.
· Развитие умений и навыков изобразительной, творческой и универсальной учебной деятельности.
· Развитие познавательных способов и ………….
· Самоопределение и самореализация личности.
· Самоорганизация и саморегуляция.
При этом первые два компонента отвечают традиционному знаниевому подходу, при котором образовательный процесс нацелен больше на знакомство с различными видами, стилями и образцами искусства в сочетании с развитием определенных умений и навыков универсальной учебной деятельности.
Реализация последующих компонентов слабо представлена в практике преподавания изобразительного искусства в начальной школе. Вместе с тем изобразительное искусство как школьный предмет несет в себе значительный потенциал для их реализации. В течение урока, за небольшой промежуток времени, важно и можно обеспечить творческую самореализацию личности и необходимо научить ребенка эффективно организовывать свою деятельность: организация своего творческого пространства, планирование, подготовка, реализация, анализ и коррекция, подведение итогов творческой деятельности и т.д.
Урок для каждого ученика должен представлять собой полностью завершенный цикл управления собственными учебными действиями. Именно на уроках изобразительного искусства этому следует осознанно учить школьников, так как изобразительная деятельность на начальном этапе является достаточно простой по своему составу, содержит множество отдельных внешних действий. Полученный ребенком опыт самоорганизации может быть легко перенесен в другие учебные и жизненные контексты. Это особенно важно для последующего обучения в целом и, прежде всего, интеллектуальной деятельности, где не так легко привести ребенка к осознанию структуры учебных действий.
Относительно развития навыков саморегуляции изобразительное искусство позволяет организовать диагностику эмоционального состояния ребенка и затем в ходе творческой деятельности (особенно в работе с цветом) трансформировать различные негативные переживания, таким образом, ребёнок обучается управлять своим настроением.
Развитие самоорганизации и саморегуляции учеников на уроках искусства может также основываться на организации уроков самопознания личности при помощи художественных средств, при умелой организации рефлексии.
Уровень сформированности универсальных учебных действий в результате обучения изобразительному искусству в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.
До недавнего времени цели обучения изобразительному искусству определяли как усвоение общеучебных и специальных знаний, умений и навыков, или как формирование ключевых и специальных компетентностей. Сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Именно деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека средствами изобразительного искусства, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения, навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Из всего сказанного возникает вопрос: Каким образом согласно стандартам второго поколения будет реализован на практике деятельностный подход к обучению изобразительному искусству?
Во-первых, деятельностный подход реализуется в самом определении целей образования, а значит в требованиях к результатам обучения изобразительному искусству на ступени начального образования. Цели обучения изобразительному искусству выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть школьник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей.
Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира средствами изобразительного искусства.
Во-вторых, задачей образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, в том числе и изобразительного искусства, но и совокупности универсальных учебных действий.
В-третьих, деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных программ.
Учебные программы по изобразительному искусству должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к искусству как базовому предмету, формирование универсальных учебных действий, и, как следствие, развитие творческих способностей, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.
В требования к организации обучения включены:
– организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;
– выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;
– организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.
Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей.
Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.
В новых образовательных стандартах начального общего образования формированию общеучебных умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок как на уровне минимума содержания, так и на уровне требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Проблемой общеучебных умений и навыков в педагогической науке и образовательной практике занимаются не одно десятилетие, однако, до сих пор главный недостаток современного образования, в том числе и начального, связывают с неумением школьников учиться.
При рассмотрении процесса формирования у младших школьников учебной деятельности на уроках изобразительного искусства возникает ряд вопросов, требующих выяснения: 1) специфики ее структурных компонентов, свойственных творческой деятельности, ее потребностей, мотивов, задач, действий и операций; 2) происхождения ее индивидуального выполнения из коллективных и групповых форм учебной работы при разновозрастном обучении в условиях малокомплектной школы; 3) динамики взаимосвязи ее компонентов, когда, например, учебная цель может стать мотивом, а учебное действие может превратиться в операцию и т. п.; 4) этапов ее развития на протяжении 1 – 4 классов (первоначально она формируется как ведущая, а затем развивается на основе других ведущих деятельностей); 5) ее взаимосвязи с другими видами деятельности детей, в том числе и творчеством.Таблица 1
Формирование универсальных учебных действий в процессе преподавания ИЗА в начальной МКШ
Универсальные учебные действия | Характеристика УУД | Формирование универсальные учебных действий | Основные характеристики сформированных УУД | |
Учителем | Учеником | |||
Личност- ные универсальные учебные действия | Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностное, профессиональное, жизненное САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗО- ВАНИЕ установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕ-СКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. | Создание образовательной ситуации для присвоения и проявления ролей художника (живописец, график, скульптор, дизайнер и т.д.), автора, зрителя, критика, экскурсовода, искусствоведа и т.д. Использование только позитивного обращения к личностному своеобразию (формирование позитивной Я-концепции). Создание ситуации для проявления своей личностной позиции. Обеспечение адресного выполнения творческой работы с обязательным указанием имени автора. Проведение персональной выставки юных авторов. Публичная защита авторской концепции/проекта. Создание системы позитивной и качественной обратной связи по результатам и процессу творческой деятельности. | Воспитание интереса к изобразительному искусству, формирование представлений о добре и зле. Обогащение нравственного опыта. Развитие нравственных чувств. Развитие уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески. Развитие способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру. | Самоопределение: - чувство сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества; - сознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России; - образная картина мира культуры и искусства как порождение творческой преобразующей деятельности человека; - знание профессий в искусстве, их социальную значимость и содержание; - Я-концепция и самооценка личности на основе адекватной позитивной осознанной самооценки и самоприятия. Смыслообразование: - ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности; - развитые познавательные интересы и учебные мотивы; - единый целостный образ мира при разнообразии культур, искусства, национальностей; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой и изобразительным искусством; - уважение истории, культуры и искусства всех народов, развитие толерантности; - знание основных моральных норм, моральная самооценка; - доброжелательность, доверие, готовность к сотрудничеству, оказании помощи; - установка на здоровый и безопасный образ жизни; - нетерпимость и умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества. |
Регулятивные универсальные учебные действия | Обеспечивает организацию учебной деятельности. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что неизвестно. ПЛАНИРОВАНИЕ – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. КОНТРОЛЬ – сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. КОРРЕКЦИЯ – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. ОЦЕНКА – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. САМОГЕРУЛЯЦИЯ – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. | Вера в способности и талантливость ученика! Выявление индивидуальных интересов и ожиданий от урока. Совместное целеполагание, использование мотивирующих метафор, сказок, легенд и историй. Использование особо эмоциональных высказываний выдающихся деятелей мировой культуры и искусства. Индивидуальное планирование результатов продвижения в освоении творческой деятельности. Организация художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, моделирование из бумаги, создание проекта дизайна и т.д. Восприятие и анализ произведений искусства: созерцание, разглядывание, высказывание собственного мнения, создание отзыва, написание рецензии и т.д. | Понимание учебной задачи. Определение последовательности действий. Работа в заданном темпе. Проверка работы по образцу. Оценивание своего отношения к работе. Выполнение советов учителя по организационной деятельности. Владение отдельными приемами контроля. Умение оценить работу товарища. Умение планировать учебные занятия. Умение работать самостоятельно. Умение организовать работу по алгоритму. Владение пооперационным контролем. Оценивание учебных действий своих и товарища. Умение работать по плану и алгоритму. Планирование основных этапов работы. Контролирование этапов и результатов. | Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной и творческой деятельности; - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; - адекватно воспринимать оценки и отметки; - различать объективную трудность и субъективную сложность; - взаимодействие со взрослыми и со сверстниками в учебной и творческой деятельности; - целеустремленность и настойчивость в достижении целей; - готовность к преодолению трудностей; |
Познава- тельные универсальные учебные действия | Общеучебные, логические, постановка и решение проблемы. Общеучебные: Универсальные логические действия: - анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез, как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнивания, классификации объектов; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы. Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) | Построение обучения на основе: -восприятия художественного произведения. -изображения формы, выбора и смешения красок, изображения света и тени, создания композиции, отражения перспективы и т.д. -разработки и реализации творческой работы/проекта. -анализа художественного произведения (замысла автора, использования комплекса выразительных средств, определения принадлежности произведения к эпохе, стилю и т.д.). -создания отзыва и написания рецензии. -продуктивного посещения выставки и галереи. -организации экскурсии. | Самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации. Овладение приемами работы различными графическими материалами. Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета. Наблюдение природы и природных явлений. Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве. Использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен. Использование контраста для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать простейшие средства компьютерной графики. | - Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - знаково-символическое моделирование - преобразование модели с целью выявления общих законов изобразительного искусства; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - умение выбирать наиболее эффективные средства изобразительного искусства для воплощения творческого замысла; - рефлексия способов и условий творческой деятельности; - контроль и оценка процесса создания произведения искусства и результата; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
Комму- ника- тивные универсальные учебные действия | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; – определение цели, функции участников, способы взаимодействия; - постановка вопросов, разрешение конфликтов; - управление поведением партнеров; - умение выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи. | Обеспечение обоснованного личностного выбора в обучении: - индивидуальной или групповой работы, - формы и вида деятельности, - темы, художественных средств, сложности работы, - индивидуальной или групповой деятельности, - формы домашнего задания. Периодическое обсуждение использования результатов обучения изобразительному искусству в жизни ребенка. Организация бесед и дискуссий: диалога, полилога. Организация творческих проектов. Организация выставок детских работ, школьной галереи. | Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, письменном сообщении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений. Оценивание учебных действий своих и товарищей. Умение отвечать на вопросы различного характера. Вести диалог на основе увиденного. Анализ творческих работ учащихся. Участие в обсуждении произведений различных искусств по характеру, эмоциональному состоянию. | - социальная компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; - умение слушать и вступать в диалог; - участие в коллективном обсуждении проблем; - интегрирование в группу сверстников; - продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение работать в группе: слушать и слышать других, прислушиваться к чужим высказываниям, и аргументировано отстаивать свое; умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации; понимание различий, уважение друг друга, умение выстроить диалог с человеком другой культуры. способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, готовность к сотрудничеству, искать и находить содержательные компромиссы как основу непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни. |
Методические рекомендации по преподаванию русского языка