Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие по курсу «теория государства и права» (стр. 7 из 18)

Думается, что авторы подобной точки зрения здесь не совсем правы. Дело не в самой идее неразрывной связи государства и права. Это, в принципе, аксиома. Дело в правопонимании, которое нельзя доводить до этатистского уровня, нельзя определять право только как средство (инструмент) государственного управления, не следует жестко связывать его только с государством. Право ¾ средство социального управления, имеющее собственную культурную ценность и глубокие корни в социальных отношениях, гражданском обществе (что может проявляться в референдумах, всенародных обсуждениях, во влиянии избирателей на законодательные органы и т. п.).

При всей взаимообусловленности государства и права, последнее всегда должно быть «открыто» для человека, различных социальных групп, классов, общества в целом. Иными словами, взаимообусловленность права с одними социальными институтами вовсе не исключает его взаимообусловленности с другими, что предполагает рассмотрение права в более «автономном плане». К тому же, исследуя проблемы государственности, мы в большей мере постигаем и само право. Одно без другого, как известно, существовать не может. Вот почему теорию права нет необходимости отрывать от теории государства.

Теория государства и права может выступать и в форме науки, и в форме учебной дисциплины. Их необходимо отличать друг от друга. Учебная дисциплина основывается на науке, призвана доводить до обучаемых в рамках учебного процесса и при помощи определенных методик уже добытые наукой и проверенные практикой знания. Теория государства и права, как учебная дисциплина, представляет собой систему необходимой для подготовки специалистов информации, соответствующей конкретной учебной программе.

Теория государства и права в период своего становления (конец XVI в.) называлась «энциклопедией права», «энциклопедией законоведения». Она испытала на себе влияние идей Аристотеля, Платона, Сократа, Гроция, Гоббса, Локка, Руссо, Монтескье, Гегеля, Канта, Радищева, Неволина, Бакунина, Маркса, Энгельса, Плеханова, Ленина и других мыслителей, определявших вектор ее развития.

В России данная наука стала преподаваться в XVIII в. в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Современное наименование она получила в конце XIX в. как результат осмысления учеными неразрывности государства и права. Среди дореволюционных представителей русской юридической науки, занимавшихся теорией государства и права, можно выделить Коркунова, Шершеневича, Новгородцева, Чичерина, Кистяковского, Трубецкого, Петражицкого, Хвостова, Гессена, Сорокина, Виноградова и многих других.

  1. Понятие и признаки государства

История человечества насчитывает несколько миллионов лет и вбирает в себя множество эволюционных и революционных этапов своего развития. Процесс замены родового строя государством также происходил длительное время. В различных частях земного шара он проходил по-разному.

Прежде всего, для определения государства важно отличить его от публичной власти родового строя, для чего один из основателей марксизма Ф. Энгельс выделил следующие признаки государства:

1. Деление населения по территориальному признаку. При существовании родового строя деление населения происходило по кровно-родственному признаку. Человек кровно принадлежал к роду или принимался в члены рода на общем собрании рода. Все члены рода проживали совместно, осуществляя хозяйственные и военные функции. Общественное разделение труда, усложнение социальных связей повлекло расселение людей по различным территориям. Этому способствовали миграции населения и завоевательные войны. Не имея возможности участвовать в управлении делами рода ввиду территориальной удаленности, люди стали объединяться в территориальные общины, формируя государственно-организованное общество. Появились административно-территориальные единицы. У человека появилось постоянное место жительства, на территории которого он мог реально осуществлять свои права и интересы, выполнять обязанности. Территориальный порядок организации населения складывался в результате острых противоречий, сопровождался переделом территорий и кровопролитными войнами.

2. Наличие публичной власти, не совпадающей с населением. Публичная власть представляет собой организующую государство силу, которая внешне выражена через аппарат управления. Именно управленческий аппарат, состоящий из профессионалов, является олицетворением политической власти в обществе. Государство органически не может представлять интересы всего населения, потому оно представляет интересы какой-либо группы или, по теории марксизма, господствующего класса. Публичная власть лежит в основе государства, не позволяет анархическим силам разложить государство изнутри. Однако она может служить инструментом для подавления воли народа, ущемления его прав и законных интересов. В этом случае мы говорим об авторитаризации власти, централизме.

Публичная власть осуществляется через сложный механизм управления обществом, социальными сферами и процессами, который представляет собой систему государственных органов и организаций, необходимых для выполнения задач и функций государства.

Аппарат управления существует не только в государстве, но и в других коллективных образованиях, например международных организациях, общественных объединениях. Но только государство с помощью аппарата реализует власть. Аппарат наделен государственно-властными полномочиями, предполагающими юридическую способность издавать правовые акты обязательной силы и обеспечивать их исполнение.

3. Налоги являются обязательным признаком государства. Государство материально зависимо от общества. Для осуществления своих функций государству требуются значительные расходы. Основным источником покрытия государственных расходов являются налоги.

Признаки государства, отличающие его от власти родового строя, характеризуют процесс исторического развития государства, его формирование. На определенном этапе истории именно образование государства позволило обществу выйти на новый виток, модернизировать общественные отношения и обеспечить значительный прогресс в общественной жизни.

В настоящее время в юридической науке выделяют также ряд признаков государства, которые отличают его от других организаций общества, показывают его исключительную организующую роль в обществе:

1. Государственный суверенитет. Понятие государственного суверенитета приобрело особое значение в Средневековье, когда период феодальной раздробленности сменился централизацией. Государственная власть приобрела независимость от власти церковной, освободилась от претензий церкви на управление всеми государственными и общественными делами.

Государственный суверенитет ¾ это свойство единой государственной власти самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять внутренние и внешние функции государства.

Суверенитет государства предполагает признаки верховенства, самостоятельности и независимости государственной власти.

Верховенство государственной власти означает, что власть распространяется на все общество, на все государственные и общественные органы, должностные лица, юридические лица, на всех граждан. Любые решения, юридически противоречащие законам государства, признаются незаконными и не подлежат исполнению, они должны быть отменены.

Самостоятельность государственной власти означает взаимное невмешательство государства и общества в дела друг друга. Государственная власть осуществляется внутри страны только уполномоченными государственными органами и должностными лицами. Они наделяются государственными полномочиями соответствующими правовыми актами, но должны использовать полномочия во благо государства и общества, не должны злоупотреблять ими. Общественным объединениям и гражданам, другим негосударственным организациям не разрешается вмешиваться в дела государства. Но граждане могут участвовать в управлении государством путем реализации избирательных прав, поступая на государственную службу, участвуя в отправлении правосудия. Независимость государственной власти на международной арене означает право государства самостоятельно вступать в отношения с другими государствами и международными организациями, является неотъемлемым признаком государства, без нее государство является колонией, частью другого суверенного государства.

Ряд авторов выделяют в качестве самостоятельного признака единство государственной власти, предполагающее правовое и организационное единство системы органов государственной власти.

Определенные проблемы вызывает содержание суверенитета в федеративном государстве. Во многих конституциях, в том числе и в Конституции РФ, закреплено, что субъекты или один из субъектов Федерации имеют статус государства. Возникает вопрос, обладают ли суверенитетом такие субъекты Федерации? Одни авторы стоят на позициях наличия у субъектов Федерации ограниченного суверенитета, не имеющего признака независимости государственной власти. Другие считают, что суверенитет следует рассматривать как цельное свойство государства и государственной власти. Потому суверенными будут являться только государства, полностью обладающие признаками верховенства, самостоятельности и независимости государственной власти. Думается, эта точка зрения верна. Не может быть суверенного государства в составе другого суверенного государства. Конституционный Суд Российской Федерации в одном из своих постановлений по вопросу толкования Конституции РФ подтвердил эту позицию.