Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Оршанка 2006 Министерство образования Республики Марий Эл Государственный комитет рмэ по профессиональному образованию (стр. 10 из 19)

Также и факт преступного деяния остается преступным — все равно, сидят ли на скамье подсудимых люди, которых вы никогда не видели, или люди близкие, хотя бы даже братья, друзья. Если вы пришли судить о факте, то вы его должны назвать белым, если он бел; если же факт не чист, то должны сказать, что он не чист, и пусть подсудимые знают, что им предстоит умываться и умываться...

Закончу я мою речь одним анекдотом из восточной жизни, — иногда не мешает оглянуться и на Восток, у которого есть прекрасные изречения и прекрасные анекдоты. Один турецкий рассказчик говорит, что в Турции был судья, которому пришлось судить деяния своего отца; он присудил отца к 90 ударам палкою и, смешивая слезы с чернилами, подписал вердикт. Во время исполнения приговора, когда отец претерпевал удары, сын стоял тут же и плакал, а когда удары были прекращены, он первым бросился обнимать и целовать отца.

Подражайте в хорошем Востоку: когда вы видите, что деяние преступно, скажите, что оно преступно, а затем, оставаясь людьми, сжимайте в своих объятиях людей, которые заслужили наказание по своей собственной вине...

(Ф. Н. Плевако1).

ЗАДАНИЕ 2. Считаете ли вы удачным следующие способы заключения речи?

1. «Жизнь прожить, не поле перейти»; «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»; «Любишь кататься, люби и саночки возить».

2. «Я сознаю, что мне не удалось объяснить все так, как следовало бы, но все же...»; «Мне неприятно наводить на вас скуку еще какими-нибудь подробностями, но, заканчивая речь, я хотел бы еще добавить, что...».

3. «Как вы видите, изменить (исправить) ничего нельзя,..»;«Мы можем только ждать и надеяться на удачное стечение обстоятельств...».

4. «Это все»; «Я уже все сказал»; «Это конец моей речи».

??? Контрольные вопросы:

1. Какую роль в ораторском монологе играет заключение?

2. Что может содержать в себе конец ораторской речи?

3. Почему заключение должно быть кратким?

Задание для внеучебной самостоятельной работы

Инструктаж: закончить работу над устным монологом. Написать монолог на чистовик, подготовиться к выступлению.

Тема 13. Устное выступление

Практическая работа № 3

Цель: представить свой ораторский монолог; оценить монологи товарищей.

Инструктаж: послушайте речи своих однокурсников и проанализируйте их по плану.

План анализа ораторской речи

План № 1

1. Раскрытие темы. Тема раскрыта, если:

· в тексте дан важный материал, вопросы раскрыты;

· основной материал автор подтвердил фактами;

· затронуты важные аспекты проблемы;

· факты достоверны, познания автора глубокие.

Культура речи оратора: правильность слов и выражений, их стилистическая уместность, правильность ударения и произношения и т.д.

3. Голосоведение: темп, ритм, паузы, тембр, громкость, интонация.

4. Пластика оратора: глазной контакт, поза, мимика, жесты…

5. Достигнут ли контакт с аудиторией?

5. Общие впечатления от выступления.

План №2

1. Тема и цель

Интересны? Уместны? Актуальны?

2. Вступление

Интересно ли? Использован ли прием привлечения внимания? Не слишком ли длинно?

3. Главная часть

Продуман ли план? Весь ли материал относится к делу? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель?

4. Заключение

Ясно? Есть ли обобщение сказанного?

5. Произношение Уверен ли в себе говорящий? Правильна ли поза? Жесты?

Удачен ли темп речи? Монотонно? Есть ли контакт с аудиторией? Есть ли речевые ошибки?

6. Советы выступающему

РАЗДЕЛ 3

ЮНЫЙ РЕДАКТОР

Тема 14. Типы текстов

План:

1. Понятие о тексте

2. Типы текстов

Литература:

1. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 1997. – С.133-150.

2. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы. – М.:Дрофа, 2004. – С.51-63

3. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для уч.-ся 8-9 классов общеобр.учрежд. –М.: Просвещение, 1996. – С.147-151

4. Речь.Речь.Речь: Книга для учителя/Под ред.Т.А.Ладыженской. – М.:Педагогика, 1990. – С.260-333.

1. Понятие о тексте

Текст - самая крупная единица синтаксической системы, ре­зультат сложной мыслительной и речевой деятельности. Знание языка и владение речью предполагает умение стро­ить текст и воспринимать его (понимать при слушании, чте­нии).

Текст - сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Предложения в составе текста располагаются в логически стройной последовательности. Важнейшие качества текста — цельность и связность. Цель­ность — смысловое внутреннее единство текста, а связность - наличие формальных (грамматических) и смысловых связей предложений в тексте1.

Тема текста - это то, о чем (о ком) в нем говорится. Тема текста определяет все его характеристики: способы выра­жения темы, типы речи, синтаксис текста, способы и средства связи частей текста и т. д.

При создании текста нужно хорошо осмыслить его тему. Текст должен быть информативным, т. е. содержать актуаль­ное сообщение, интересное для адресата. Адресат — это лицо (лица), для которого предназначен текст. Создатель текс­та должен учитывать ситуацию общения, характер адресата ре­чи и ряд других факторов.

2. Типы текстов

2.1. Повествование

Повествование - это тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени.

Повествование динамично. В нем есть движение. Текст-повествование строится по следующей схеме: [1]→ [1]→ [1]→ [1]→…

Такой способ связи называется цепным.

Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т. д. В начале предложения могут быть сло­ва как-то paз, однажды и др., обозначающие время и место со­бытия. Основной показатель текста-повествования — формы глаголов совершенного вида. Следующие предложения (2-е, 3-е и т. д.) показывают, как одно действие (событие и т. д.) сменяется другим, одна картина — другой. Количество таких предложений неограниченно.

Рассмотрим описание грозы у Л.Н.Толстого1:

...Левин замолчал и обратил внимание гостей на то, что тучки собрались и что от дождя лучше идти домой. <...>

Но туча, то белея, то чернея, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шага, чтобы до дождя поспеть до­мой. Передовые ее, низкие и черные, как дым с копотью, облака с необыкновенной быстротой бежали по небу. До до­ма еще было шагов двести, а уже поднялся ветер, и всякую секунду можно было ждать ливня. <...>

В этот короткий промежуток времени туча уже настолько надвинулась своей серединой на солнце, что стало темно, как в затмение. Ветер упорно, как бы настаивая на своем, останавливал Левина и, обрывая листья и цвет с лип и безоб­разно и странно оголяя белые сучья берез, нагибал все в одну сторону: акации, цветы, лопухи, траву и макушки дерев. Ра­ботавшие в саду девки с визгом пробежали под крышу люд­ской. Белый занавес проливного дождя уже захватывал весь дальний лес и половину ближнего поля и быстро подвигался к Колку. Сырость дождя, разбивавшегося на мелкие капли, слышалась в воздухе.

Нагибая вперед голову и борясь с ветром, который выры­вал у него платки, Левин уже подбегал к Колку и уже видел что-то белеющееся за дубом, как вдруг все вспыхнуло, заго­релась вся земля и как будто над головой треснул свод небес. Открыв ослепленные глаза, Левин сквозь густую завесу дождя, отделявшую его теперь от Колка, с ужасом увидал прежде всего странно изменившую свое положение зеленую макушку знакомого дуба в середине леса. «Неужели разби­ло?» — едва успел подумать Левин, как, все убыстряя и убы­стряя движение, макушка дуба скрылась за другими де­ревьями, и он услыхал треск упавшего на другие деревья большого дерева.

Свет молнии, звук грома и ощущение мгновенно обдан­ного холодом тела слились для Левина в одно впечатление ужаса.(….)

(Л. Толстой. Анна Каренина)

Характерными признаками текста-повествования являются глаголы совершенного вида, обозначающие действия, сме­няющие друг друга во времени. Единичные глаголы несовер­шенного вида обозначают продолжительность или повторя­емость действий. Так, у Толстого «облака с необыкно­венной быстротой бежали по небу», «сырость дождя... слышалась в воздухе».

Описания надвигающейся и разразившейся грозы - заме­чательные образцы текста-повествования в художественной литературе (ср. также описание грозы у А.П.Чехова, «Степь»).

Как средства связи предложений в повествовательном текс­те употребляются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т. п., обозначающие начало текста; затем, потом, после это­го и др., обозначающие течение событий; наконец, в конце кон­цов, в заключение и т. п., нередко заключающие текст. Последовательность действий, смена событий и т. д. может выражаться лексическим значением глагольных форм:

Прохо­дят день и ночь. Наступает мутное и сухое утро. (А. Куприн)

Повествование может быть представлено серией назывных (номинативных) предложений. Стремительно развивается по­вествование в следующих примерах:

Скрылась хата за пригорком.

Мчатся санки прямиком.

Поворот, усадьба Горки,

Сад, подворье, белый дом.

(А. Твардовский)

2.2. Описание

Описание -это тип речи, в которой с разной степенью полно­ты указываются признаки и свойства различных предметов.

Предметом описания могут быть представители живого и растительного мира (человек, животное, птица и т. д.), приро­да, населенный пункт, помещение и т. д. Текст-описание обычно строится по схеме: