(Н. Погодин. Увлечение, знание, изобретательство.)
2.2. В поисках фактов, в беседах с людьми существенно важно еще и умение верно, хорошо записывать услышанное. Всего подряд не запишешь. А при конспективном изложении легко упустить живую интонацию рассказчика, ту окраску его речи, в которой находят яркое выражение характер человека, его личное отношение к предмету рассказа. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы в блокноте остался не только перечень полученных от собеседника фактических сведений, но и подлинные выражения, к которым он прибегал, и ритмическая окраска его речи, и беглое описание его характерных жестов — одним словом, краткий набросок словесного портрета собеседника. Тут нельзя полагаться на свою память. Множество подробностей ускользает из нее куда скорее, чем рассчитываешь.
(К. Симонов. Перед первой страницей.)
2.3. Умение задать собеседнику ряд необходимых, точно поставленных и последовательных вопросов — это путь к умению раскрыть перед читателями психологию своего героя...
(К. Симонов. Перед первой страницей.)
2.4. Чрезвычайно важно хорошо, умело начать. Опытный очеркист, еще собирая материал, уже обдумывает начало, подбирая для этого нужные факты. В статье автор обычно идет от общего к частному, излагает положение, а потом иллюстрирует его примерами, подтверждает это положение. Очеркист чаще всего идет от интересных частностей к общему явлению, отбирая для начала какую-нибудь деталь или случай, которые бы, не предопределяя действия, все-таки раскрыли основные мотивы очерка. Ведь первое впечатление всегда запоминающееся.
Начало во многом определяет отношение читателя, определяет, в конечном счете, прочтет он очерк или нет. От начала и зависит действенность очерка.
(Б. Полевой. О работе над очерком.)
ПРАКТИКУМЗАДАНИЕ 2. Опираясь на приведенное ниже высказывание Б. Полевого, проанализируйте отрывки из очерка А. Аграновского «Баллада о деревне Иваньково». Определите, как в речи героини очерка проявляется ее индивидуальность, особенности характера.
Язык — основной материал каждого литературного произведения. От того, насколько журналист работает над словом, изучает грамматический строй речи, расширяет свой словарь, овладевает богатством языка, прямо зависит успех очерка. Язык очерка — нормальный литературный язык — точный, гибкий, образный. Но сколько еще можно найти в наших газетах очерков, где авторы стесняются или не считают нужным употребить художественное определение, сравнение, метафору и другие средства художественной изобразительности и выразительности, где действующие лица говорят одним языком, неотличимым от языка самого автора. А ведь в речи особенно ярко проявляется индивидуальность человека, его характер, его особенности. Уметь слышать эту живую речь, использовать ее для характеристики своих героев, не засоряя, однако, язык провинциализмами и жаргонными словечками,— одно из основных требований к очеркисту.
(Б. Полевой. О работе над очерком.)
Баллада о деревне Иваньково1
Вечером мы отправились с бабкой Маврой в путь-дорогу. Ей понадобилось проведать куму, кума жила на улице Курчатова в доме № 21. А сама бабка - на улице Вавилова. Для нее конец не близкий. Я попросился в попутчики. Дорогой мы о многом успели поговорить.
- Я что ни живу, удивляюсь. Внутри такая красота! Нет, я что похаю, а что похвалю... Меня врачи проверяли для жизни. Сказали: «Ничего, живи». Нога вот, ревматизм — где согреть? Зять сладил скамью у батареи. А все не русская печь... Пожила бы ещ е - год, два...
У Мавры Кузьминичны Семеновой семеро детей, двадцать два внука, девять правнуков. Маленькая, сухонькая, идет мелкими шажками, клонится к земле. А полна интереса к жизни, и память у нее отменная. Вот только говорить на ходу ей трудно, паузы прерывают мысль. А может, воспоминания?
- Нас когда первый раз переселяли, я не верила. Волгу! Волга разольется, так до самых Кимр. Пароход засвищет - под самыми окнами, словно... Шуточное дело. Волгу загородить! Не рук человеческих... Теперь всему верю. Позади Иванькова - шлюз. Где Федотова рига была - судоремонтный...
А что удивляться, когда самое Волгу запрудили и место, где родилась бабушка, ушло на морское дно? Город как город. И вот через десять лет после первого переселения снова пришли в Иваньково строители, разбили колышками проспекты и скверы, каменные дома поставили, магазины, больницы, школы, лаборатории, каких не знал мир, и вышел город ученых-атомников. Город Дубна.
- Со всеми языками живем, господи помилуй! У нас за стеной кореи живут. Ничего, справные. Ну, едят полегче, чем мы... Дочка ихняя с моей внучкой уроки готовит. По-нашему чисто понимает... Мясо мало едят, у них рис -первое дело. Угощали меня, я - их... Сверху — поляки. У этих все по расписанию. Летом, значит, спорт, зимой спорт. И все свое рукоделие: из двух палок полка... Еще венгерец. Ничего, уважительный... Не ведали, какие они есть, другие нации. Однако повидали: хорошие люди.
Идет бабка, размышляя вслух. Сосны вытянулись вдоль тротуаров. Только и напоминают, что был здесь некогда бор. Сосны могучие, прямые, они выше улицы, стоят среди шума особняков. Липы, те в городах кажутся ручными, а сосны — они и тут дикие. Хорошо, что строители не тронули их.
- Сережу тоже проведаем,— решает вдруг бабка Мавра. - Он мне родня. Мне полдеревни родня... Моего родного брата дочери сынок. Мельников Сергей, не знаешь его?.. Он эти, частицы, гоняет.
(А. Аграновский.)
??? Контрольные вопросы
1. С какой целью пишется портретный очерк?
2. Как лучше начинать портретный очерк?
3. Кто может быть героем портретного очерка?
Задание для внеучебной самостоятельной работы
Инструктаж: соберите материал для портретного очерка о нашем современнике.
1. Биография героя.
2. Портрет.
3. Обстановка, в которой живет герой, рабочее место и т. д.
4. Самые интересные эпизоды из его жизни.
5. Особенности личности героя.
Продумайте, ради чего вы пишете этот очерк, как лучше его построить, с чего начать. Используя собранный материал, напишите очерк о нашем современнике. Придумайте свое название и подберите эпиграф.
Тема 21. Сравнение
Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение...
План:
1. Сравнение. Сравнительное описание.
2. Основное правило сравнения
3. Структура сравнительного описания
Литература:
1. Развивайте дар слова. Пособие для учащихся. Сост.:Т.А.Ладыженская и Т.С.Зепалова. – М.:Просвещение, 1977. – С.134-138.
2. Речь. Речь. Речь.: книга для учителя / Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Педагогика, 1990. –С.284-297.
3. Речевые секреты.:Кн.для учителя начальных классов/Т.А.Ладыженская, Р.И.Никольская и др.; Под ред.Т.А.Ладыженской. –М: Просвещение, 1992. –С.117-127.
Оборудование: раздаточный материал (Речевые секреты.:Уч..для учителя начальных классов/Т.А.Ладыженская, Р.И.Никольская и др.;)
1. Сравнение. Сравнительное описание
Знаете ли вы, что все в мире познается через сравнение? Сравнение - это выявление сходства и различия между объектами. Операция сравнения включает в себя:
1) установление признаков сравниваемых предметов,
2) выделение оснований для сравнения,
3) сопоставление сравниваемых предметов по четко выделенным (сопоставимым) признакам.
Сравнительное описание основывается на мыслительной операции сравнения. Как и всякое высказывание, сравнительное описание создается для решения какой-либо задачи. Очень важно при работе над данным типом текста четко определить его основную мысль, т.к. в зависимости от этого происходит отбор признаков для сравнения (выделяются только признаки сходства или только признаки различия, либо те и другие вместе), а также отбор языковых средств.
ПРАКТИКУМ.
ЗАДАНИЕ 1.Прочитайте, что рассказала о себе одна маленькая девочка1.
Как-то так получилось, что долгое время я путала галок с грачами. Но мама однажды сказала:
-Что ты, Верочка! Хотя они и похожи друг на друга и дружны между собой, но это разные птицы.
Рассмотрите внимательно рисунки на с.118 («Речевые секреты»). Помогите Верочке, научите ее различать галку и грача. В ответе используйте слова: различаются, отличаются, разные, непохожи.
2. Основное правило сравнения
Можно сравнивать предметы только по одному и тому же основанию, то есть размер одного предмета можно сравнивать только с размером другого предмета, окраску одного предмета с окраской другого, форму с формой и т.д.
ПРАКТИКУМЗАДАНИЕ 2. Рассмотрите ветки ели и сосны на с. 119 («Речевые секреты»). Сравните ветки по длине иголок, по цвету, по расположению иголок на ветке1.
3. Структура сравнительного описания
ЗАДАНИЕ 3 Послушайте, как я буду сравнивать и описывать двух птичек (рис. 5 вклейки, «Речевые секреты»). Попробуйте по моему сравнительному описанию их узнать (текст записан на доске.)2
Синички бывают разными. И все они отличаются друг от друга оперением и называются по-разному.