Очень важна для оратора сила голоса. Если он говорит тихо, его слышат только находящиеся рядом слушатели. Чрезмерно громкий голос вызывает раздражение. Нужно учитывать и высоту вашего голоса. По природе голос может быть низким, высоким, средним. Главное, чтобы он был естественным!
Обращая внимание на темп речи, силу и высоту голоса, оратор должен избегать монотонности. Можно сделать определенные смысловые акценты, меняя темп речи. Такого же эффекта достигает оратор, меняя силу голоса. Очень хорошее впечатление на слушателей производят ораторы, которые умеют менять высоту своего голоса.
Интонация – это повышение и понижение голоса при произношении, а также манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон. Оратор, свободно владеющий своим голосом, т.е. умеющий легко изменять его темп, громкость, высоту, обладающий хорошей дикцией, может выразить голосом различные чувства и переживания. Ученые насчитывают свыше 20 интонаций, выражающих различные чувства: угрозы, радости, восхищения, злобы и т.д. Оратор должен стремиться выразить голосом то чувство, которое соответствует содержанию его речи. О веселом надо говорить радостным голосом, о грустном – печальным и т.д.
Дыхание свободно в каждой фразе.
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
С.Маршак
ГОЛОС- одежда нашей речи!
А) Зажмите нос указательным и большим пальцами. Произнесите фразу: «Сережа пропел восемнадцать романсов и восемь песен, и Света упала в обморок».
- Отметьте в тетради, произнесение каких звуков вызывает вибрацию в носу. Только звуки М и Н должны создавать дополнительную вибрацию. Если вы отметили и другие, значит в вашем голосе есть гнусавость. В таком случае следует проверить ЛОР-органы, а для устранения гнусавости делать специальные упражнения.
Б) Произнесите со всеми согласными сочетания гласных ОУ (боу, воу, гоу…), зажав ноздри.
- Только при произнесении сочетаний [моу] и [ноу] звук вибрирует в носоглотке. Остальные звуки должны полностью идти через рот. Если слышится гудение или звук рвется наружу через нос, вернитесь к предыдущим рекомендациям.
- Зажатость шейных мышц, челюсти, губ сделает ваш голос пронзительным и скрипучим. Необходимо учиться расслаблять разные группы мышц.
-
Г) Произнесите длинную скороговорку, записывая ее на магнитофон. Прослушайте запись. Определите: не слишком ли тихо звучит ваш голос? НЕ утрачивается ли его живость, выразительности к концу фразы? НЕ прерывается ли ваша речь судорожным добором воздуха?
- Ваш недруг – плохое, непоставленное дыхание, поэтому воздух попадает только в самую высокую часть грудной клетки, хотя должен находиться перед произнесением в середине дыхательных путей (в области диафрагмы, солнечного сплетения). Необходимо регулярно выполнять дыхательные и речевые упражнения.
-
Д) Прослушайте запись своего голоса, определите, не звучит ли он необоснованно однообразно.
- Нет ничего хуже монотонного голоса: он имеет очарование звука закрытого водопроводного крана . Варьируйте логическое ударение, силу, высоту, тембр звучания; чаще делайте внезапные паузы; почаще читайте малышам их любимые сказки. Запишитесь в драмкружок.
- Подведите итог своим наблюдениям над голосом. Дайте ему объективную оценку, перечислите недостатки. Обменяйтесь мнениями с соседом по парте. Сопоставьте результаты. Обсудите возможную совместную программу действий. В компании всегда интереснее!
УПРАЖНЕНИЕ 1. Задача: формирование умения правильно интонировать - выделять паузами и голосом наиболее значимую информацию. Прочтите пословицы, выделяя голосом указанные обороты. Делайте паузы в соответствии со знаками препинания:
ЗАПЯТАЯ | незначительная пауза |
ДВОЕТОЧИЕ | длительная пауза перед пояснением |
ТИРЕ | достаточно длительная пауза при сравнении или сопоставлении |
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ | длительная пауза в конце смыслового отрывка. |
А) Кто хочет много знать – тому надо мало спать!
Кто хочет много знать – тому надо мало спать!
Б) Красна птица перьем, а человек – ученьем!
Красна птица перьем, а человек – ученьем!
В) Тьма свету не любит; злой – доброго не терпит.
Тьма свету не любит; злой – доброго не терпит.
Г) Испокон века: книга растит человека!
Д) Речь – любит течь; фраза – идти потихонечку, а слово – бежать да играть.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Задача: учиться владеть смысловой интонацией
СНЕГ ПОШЕЛ | Спрашиваете, удивляясь - ?! |
Восхищаетесь, радуетесь - !!! | |
Огорчаетесь смене погоды… | |
Грустите, потому что не любите зимний холод-… |
МЫ ПОЙДЕМ В ЗООПАРК | Спрашиваете и просите одновременно- ?! |
Радостно сообщаете об этом друзьям - !!! | |
Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк, или еще куда-то - ?… | |
Заявляете на правах старшего младшему братишке - !… |
УПРАЖНЕНИЕ 3. Задача: с помощью тона передать эмоциональное состояние; научиться распознавать по интонации настроение человека в этой ситуации, его характер.
Прочитайте реплики литературных героев, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором.
Реплика а): «Николенька, полно сердиться! Извини меня, если я тебя обидел…» - сказал он мне простым, кающимся голосом (Л.Н.Толстой)
Реплика б): «Я ни в чем не виновата! Уверяю вас! – сказала она тихо, но решительно. (Л.Чарская)
Реплика в): «И она еще спрашивает! И она еще осмеливается спрашивать?! Неисправимая притворщица!» - кричала или даже взвизгивала мачеха, размахивая руками, как ветряная мельница своими крыльями. (Ш.Перро)
Реплика г) : «Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь!» - сказал он таким веселым голосом, что у меня словно камень упал с души. (В.Драгунский)
Реплика д): «Ну, я вижу - с тобой каши не сваришь!» - с сожалением протянул Мишка. (В.Драгунский)
УПРАЖНЕНИЕ 4. Прочитайте фрагмент из «Слова о полку Игореве» сначала тихо (но отчетливо произнося все слова), потом громче, затем громко. Затем прочитайте его разным тоном: низким, средним и высоким1.
Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон! Хочу копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону.
УПРАЖНЕНИЕ 5
Учитесь постепенно ускорять и замедлять свою речь! Прочитайте наизусть какое-либо стихотворение или отрывок из прозы; определите, за сколько минут вы его читаете. Постарайтесь ускорить, а затем замедлить темп чтения на полминуты, одну, две минуты.
1. Какую роль в успешном общении играет голос?
2. Что является основной помехой голосу?
3. Каких недостатков звучания нужно избегать?
4. Для чего нужна правильная интонация?
Инструктаж:
1. Выполнить упражнения 1-9 из учебника Н.Н.Кохтева «Риторика» (с.76-78).
2. Составить свой комплекс упражнений (5-6 упр.) на совершенствование силы, темпа и высоты голоса.
Тема 4. Работа со скороговоркой. Речевая разминка
План:
1. Работа над скороговоркой как преодоление всех возможных дикционных трудностей.
2. Речевая разминка, методика ее проведения.
Литература:
1. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. –Ярославль: Академия развития, 1997. – С.33-36.
2. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М.,1977.
3. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для уч.-ся 8-9 классов общеобр.учрежд. –М.: Просвещение, 1996. – С.76-83.
4. Речь. Речь. Речь. – М.: Педагогика, 1990. –С.63-65.
Оборудование: Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для уч.-ся 8-9 классов общеобр.учрежд. – М.: Просвещение, 1996.
1. Работа над скороговоркой как преодоление
всех возможных дикционных трудностей
Что делать людям, у которых плохая речь? Которые, например, говорят нечетко, не выговаривают некоторых звуков? Идти к специалисту-логопеду? Не у всех есть такая возможность. Самое лучшее лечение – собственный упорный труд. На предыдущих занятиях мы с вами уже работали над скороговорками. Эти маленькие тексты содержат максимальное количество «трудных», скользких» мест для произнесения, но, благодаря многократному повторению, вы добьетесь «чистоты» выговора, как писал М.В.Ломоносов.
Откройте учебник риторики на с.79. Вы найдете здесь наборы скороговорок на отдельные группы звуков.