Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Оршанка 2006 Министерство образования Республики Марий Эл Государственный комитет рмэ по профессиональному образованию (стр. 7 из 19)

СИНЕКДОХА – разновидность метонимии, замена множественного числа единственным, употребление части вместо целого или наоборот: И слышно было до рассвета, как ликовал француз; Все флаги в гости к нам (замена всего явления его частью);

ГИПЕРБОЛА и ЛИТОТА – образные выражения, преувеличивающие (Шаровары длиною с Черное море) или преуменьшающие (мальчик с пальчик; Ваш шпиц не более наперстка) размеры, силу, красоту, значение описываемого.

ПЕРИФРАЗ описательный оборот, употребляемый вместо какого-то слова ил словосочетания: так, Пушкин вместо слова осень пишет: Унылая пора, очей очарованье, а А.М.Горький называет г. Нью-Йорк городом Желтого Дьявола.

3. Стилистические фигуры

Фигура стилистическаяэто необычный оборот речи, с помощью которого достигается ее особая, необходимая автору выразительность.

К фигурам речи относятся1:

АНАФОРА (единоначатие) – повторение первых слов предложения: Я тот, кого никто не любит;//Я бич рабов моих земных, // Я царь познанья и свободы, // Я враг небес, я зло природы…(Лерм.).

ЭПИФОРА - повторение последних слов предложения: Но царь на все глядел глазами Годунова, Всему внимал ушами Годунова (П.).

ЭЛЛИПСИС – намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается: Мы грады – в пепел, села – в прах (Жук.).

ГРАДАЦИЯ – расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего: Завыл, запел, взлетел под небо камень…(Н.Заболоцкий); Нежалею, не зову, не плачу… (Ес.)

АНТИТЕЗА- резкое противопоставление понятий, состояний, образов и т.д.: В ущелье сыро – горы зноем дышат в небо. (М.Г.).

ИНВЕРСИЯ – перестановка слов в предложении: «…где глаз людей обрывается куцый…» (Маяк.)

БЕССОЮЗИЕ придает речи быстроту, стремител, градацияьность: Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет…(П.)..

МНОГОСОЮЗИЕ замедляет речь, делает ее плавной: И скучно, и грустно, и некому руку подать…(Л.).

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОСвопрос, не требующий ответа: Иль нам с Европой спорить ново?(П.).

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОСКЛИЦАНИЕ и ОБРАЩЕНИЕ служат выделению явлений, на которых автор хочет сосредоточить внимание читателя: Погиб поэт! Невольник чести! (П.); Клен ты мой опавший, клен заледенелый…(Ес.)


ПРАКТИКУМ

Подумайте, можно ли обогатить ваш ораторский монолог художественными выразительными средствами? Если да, то где именно, какими тропами, с какой целью? Помните, что тропы придадут вашей речи красоту и выразительность, но не забывайте о том, что они должны быть доступны для понимания аудитории.

??? Контрольные вопросы

1. Для чего ораторы используют средства художественной выразительности?

2. Назовите основные виды тропов и стилистических фигур.

Тема 9. Приемы подготовки

к устному выступлению

План:

1. Значение подготовительного этапа произнесения ораторской речи. Классическая схема ораторского искусства.

2. Условия успешной подготовки к выступлению.

3. Как работать над устным выступлением (этапы подготовки публичной речи).

Литература:

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С.466-472

2. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для уч.-ся 8-9 классов общеобр.учрежд. –М.: Просвещение, 1996. – С.86-96

3. Михайличенко Н.А. Риторика. Учеб.пособие. – М.:Новая школа, 1994. –С.54-69.

1. Значение подготовительного этапа произнесения ораторской речи.

Классическая схема ораторского искусства

Представьте, что завтра вам предстоит публичное выступление. Конечно, вы начнете волноваться и размышлять, что и как говорить. Достигнет ли ваше ваше выступление цели, справитесь ли вы со своими задачами как оратор – зависит во многом от того, владеете ли вы ораторским искусством.

Оратором не рождаются – им становятся в результате упорного труда. Из чего же складывается содержание публичного выступления? Что для этого нужно? Анализ речей известных ораторов показывает, что способность к импровизации, эрудиция и другие достоинства – лишь предпосылки успеха, который может и не состояться, если не вложен труд в разработку содержания выступления.

Вспомните классическую схему риторического процесса1. В ее основе лежит 5 этапов:

1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления («изобретение речи»);

2. Составление плана, распределение собранного материала в логической последовательности («порядок»);

3. Литературная обработка речи, насыщение ее содержания «словесное выражение);

4. Заучивание текста («память»);

5. Произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами («разыгрывание»).

Как видим, классическая риторика большое значение придавала подготовке публичного выступления: 4 этапа из 5 ораторы отводили на подготовку речи. Сам великий Демосфен говорил, что всегда продумывал и разучивал свои речи «при свете лампады».

Запомните: ленивых красноречие не посещает!

2. Условия успешной подготовки к выступлению

1. Выбор темы: на этом этапе важно понять, интересна ли вам эта тема, близка и лично значима ли она для вас.

2. Регулярность и систематичность работы над подготовкой материала. Это труд кропотливый и незаметный. Вначале накапливаются так называемые «заготовки», выписки из журнальных статей, книг, цитаты, факты, собственные наблюдения; все это систематизируется.

3. Составление списка литературы по теме выступления. Работа с этой литературой. Использование дополнительной справочной информации (иногда возникает необходимость уточнить понятие, термин, сопоставить свою точку зрения с общепринятой и пр.

4. Осведомленность по самой новейшей литературе, последним газетным публикациям, особенно полемическим статьям, которые так или иначе связаны с темой вашего выступления. Эрудиция оратора, его профессиональная компетенция.

5. Упорная работа над композиционно-стилистическим построением публичного выступления, логикой изложения материала и непосредственно речевой культурой оратора. Над речевой культурой следует работать постоянно и повышать ее.

После того, как сбор информации завершен, материал логически выстроен, отредактирован, можно убрать текст и выступить, опираясь на краткий план или тезисы. Не считайте, что проделанный вами труд напрасен. Как утверждают опытные ораторы, ни для кого невидимый труд – основа уверенности лектора!

3. Как работать над устным выступлением1

С чего начать подготовку к речи?

Сначала нужно определить тему, направленность и название выступления. Тему определяет оратор, либо те, кто приглашает его выступить. Она должна быть актуальной, интересной, конкретной, вызванной жизненными потребностями, доступной для понимания, четко сформулированной. Направленность речи бывает различной, она зависит от ее задачи: информировать слушателей, научить их, дать им определенные сведения, взволновать аудиторию. Может быть, цель оратора – сформировать у слушателей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, т.е. призвать к определенным действиям.

Оценка состава слушателей и обстановки

Это важнейший этап подготовки к выступлению. Прежде всего, оратор должен оценить аудиторию. Каков ее социальный состав (дети, студенты, разная публика, пожилые люди, врачи, учителя, рабочие)? Каков уровень их образования, возраст, национальность? Однородна ли аудитория? Многочисленна ли? Каково настроение слушателей, их отношение к теме, к оратору, знакомство с данным вопросом? Хотят ли они удовлетворить свои духовные запросы, повысить свою квалификацию или просто заполнить свой досуг? Где будет происходить выступление? На улице, в зале, в небольшом помещении? Есть ли там стул, трибуна? В какое время будет проходить выступление? После чего оно планируется?

Предварительный план, работа над фактами и теоретическим материалом

Нужно составить предварительный план речи, который затем будет уточняться. Его еще называют рабочим планом. Насыщенность речи фактическим и теоретическим материалом зависит от ее вида, темы и состава слушателей. Умело подобранные факты и цифры обогащают речь, делают ее конкретной, предметной, доходчивой, убедительной. Факты должны быть достоверными и абсолютно точными. Они могут быть результатом наблюдения, изучения жизни, но основная масса фактов черпается из справочников, научной литературы, газет, журналов, документов и других источников.

Как репетировать речь?

Полный текст речи или ее конспект, тезисы, план готовы. Полезно произнести ее устно, уточнив время звучания, Темп, соответствующий нормам публичного выступления - 100-200 слов в минуту). Это так называемая репетиция.. Репетируя, обратите внимание на технику произношения. Прежде всего на орфоэпию – образцовое литературное произношениеи на правильность ударения. Обратите внимание и на дикцию, на темп речи, на громкость голоса. Голос должен звучать ясно, в меру громко, не монотонно. Надо обращать внимание и на паузы, на фразовые и логические ударения, с помощью которых выделяют речевые отрезки или слова. Оратор должен уметь выразить голосом различные чувства и переживания. Этому помогает выразительная мимика, жесты, поза. Нередко ораторы репетируют свое выступление перед зеркалом.

Читать или говорить?

Как произносить речь? Существует 3 способа выступления: