- Цитата вводится в состав авторского предложения как его часть. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом и входит в состав предложения, то она, как правило, пишется со строчной буквы:
- Говоря о поэзии Пушкина, Н.А.Добролюбов писал, что в стихах поэта «впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир».
- М.Горький призывал молодых писателей «учиться писать просто, точно, четко, тогда сама собой появится настоящая красота художественной правды».
Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:
- перед цитатой (после открывающих кавычек), если цитата
приводится не с начала предложения, например:
Л. Н. Толстой писал: «...в искусстве простота, ясность и краткость есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и при большом труде»;
- в середине цитаты, если пропускается часть внутри нее:
В одной из статей об А. С. Пушкине Белинский писал: «И прежде ... существовали на русском языке хорошие стихи, но, когда явились произведения Пушкина, все увидели, что еще не имели понятия о том, как прекрасны могут быть русские стихи»;
- после цитаты (перед закрывающими кавычками), если цитируемое предложение приводится не до конца, например:
В статье «Общее значение литературы» В. Г. Белинский указывал: «Знание точного значения слов и их различия между собою, хотя бы и самого легкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления...»
ПРАКТИКУМЗАДАНИЕ 1. Введите приведенные ниже цитаты в самостоятельно составленные тексты двумя способами:
- как прямую речь;
- как часть предложения.
Образец: «Его зима облита блеском роскошной поэзии». (В. Г. Белинский.)
1 способ: Говоря о стихах Пушкина, посвященных природе, В. Г. Белинский так писал о мастерстве поэта: «Его зима облита блеском роскошной поэзии».
2 способ: Зима в стихотворениях Пушкина, по словам В. Г. Белинского, «облита блеском роскошной поэзии».
1. Поэзия Пушкина — удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или характеры. (В. Г. Белинский.) 2. Придет время, когда потомство воздвигнет, ему (Пушкину) вековечный памятник. (В. Г. Белинский.) 3. «Капитанская дочка» — нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения — чудо совершенства. (В. Г. Белинский.)
ЗАДАНИЕ 2. Распределите цитаты по двум темам («Красота языка» и «Работа над словом»). Расположите цитаты так, чтобы они отражали последовательность развития мысли. Подготовьте устное или письменное сообщение по одной из тем, используя отобранные цитаты.
На протяжении всей жизни писатель не перестает работать над словом, и самая большая радость в этой жизни - верно найденное слово. (К. А. Федин.)
Марать нужно много, чем больше, тем лучше. Писать без помарок нельзя... Человека должно мучить, если он на странице не найдет ни одного места, чтобы зачеркнуть и переправить. (А. Н. Толстой.)
Подлинная красота языка, действующая как сила, создается точностью, ясностью, звучностью слов, которые оформляют картины, характеры, идеи книг. (М. Горький.)
Для того чтобы говорить хорошо то, что он хочет говорить (под словом «говорить» я разумею всякое художественное выражение мысли), художник должен овладеть мастерством. (Л.Н. Толстой.)
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг... (Н. В. Гоголь.)
Техника литературной работы сводится—прежде всего — к изучению языка, основного материала всякой книги... (М. Горький.)
Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А. Н. Толстой.)
ЗАДАНИЕ 3. Сгруппируйте приведенные ниже цитаты в соответствии с пунктами плана.
1. Содержательность, ясность высказывания, четкое представление о теме, основной мысли и построении высказывания.
2. Убедительность, доказательность выступления.
3. Красочность, эмоциональность речи.
4. К устным выступлениям (сообщениям, докладам, отчетам) нужно готовиться.
Не стыдно молчать, коли нечего сказать. (Пословица.).
Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. (Пословица.)
Раз речь не ясна, она не достигнет цели. (Аристотель.)
Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. (В. Г. Белинский.)
Никогда не выступай, не подготовившись к теме. Посмотри материалы по данному вопросу в газете, брошюре, книге. Выступай всегда с конспектом в руках. (Е. Ярославский.)
Говори... только о том, что сам хорошо понял и в чем убежден. Только тогда тебе поверят. (Е. Ярославский.)
Достойная задача оратора заключается в том, чтобы избежать затасканных и приевшихся слов, а пользоваться избранными и яркими. (Цицерон.)
Зная заранее, о чем ты хочешь сказать, надо говорить свободно... и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома. (И. Андроников.)
ЗАДАНИЕ 4. Введите в текст своего выступления подходящие по смыслу цитаты, пословицы, поговорки. Как изменилось от этого ваше выступление?
??? Контрольные вопросы
1. Что такое цитата?
2. Когда необходимы цитаты?
3. С какой целью используются цитаты?
4. Какие способы цитирования вы знаете?
Тема 11. Составление монолога
для устного выступления
Практическая работа № 2
Цель: научиться составлять монолог для устного выступления.
Оборудование: карточки со схемой подготовки к выступлению.
Инструктаж:
1.Ваш монолог может носить информационный, проблемный либо агитационный характер;
2.Определить тему, цель, название, оценить аудиторию;
3. Составить предварительный (рабочий) план;
4. Подобрать теоретический и фактический материал;
5. Составить окончательный план;
6. Работать над текстом речи;
7. Сдать черновик текста преподавателю для консультации и коррекции.
Тема 12. Завершение работы
над устным выступлением
Конец - делу венец
Литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб.пособие для вузов.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. - С.463-469.
2. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для уч.-ся 8-9 классов общеобр.учрежд. –М.: Просвещение, 1996. – С.111-113.
3. Михайличенко Н.А. Риторика. Учеб.пособие. – М.:Новая школа, 1994. –С.30-33.
В заключении могут, во-первых, подводиться итоги сказанному, обобщаться те мысли, которые высказывались в основной части речи.
Во-вторых, в конце речи могут кратко повторяться ее основные тезисы, еще раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разобранной темы.
В-третьих, в конце выступления оратор может наметить тему следующего или пути развития выраженных им идей. Так, Иван Петрович Павлов свою лекцию из цикла «Физиология пищеварения» завершил словами:
«Итак, вы видите, что под влиянием птиалина крахмал из нерастворимого состояния перешел в растворимое. В следующий раз вы увидите, что изменения пошли гораздо глубже»1.
В-четвертых, оратор может поставить какие-то задачи, пригласить высказать свое мнение, поспорить.
Заключение может быть коротким или отсутствовать вообще. Характер конца речи зависит от цели речи: воздействовать на интеллектуальную или эмоциональную сферу слушателей. Эти сферы могут перекрещиваться, что обусловлено особенностями человеческого восприятия. А.Ф.Кони, разбирая речь о жизненном пути Ломоносова, писал: «Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом. Например, в речи о Ломоносове можно сказать:
«Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина – только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя»2.
Заключение должно быть кратким, сжатым. Не следует эту часть выступления делать слишком пространной - это затрудняет ее восприятие. Помните, что заключение подготавливается всем предыдущим изложением. В его частях не должно быть противоречий с основной частью. Неудачные заключительные слова могут испортить хорошее впечатление от всей речи. Поэтому их следует тщательно продумывать.
ПРАКТИКУМЗАДАНИЕ 1. Проанализируйте примеры заключения речи. Какие приемы привлечения внимания использованы в них? Какие цели (воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы слушателей) ставят перед собой ораторы?
Друзья мои, я изложил вам один из взглядов на проблему, показал вам направление своих поисков, образ мысли. Но я пришел сюда не поучать, а спорить по волнующим всех проблемам, пришел поучиться. Я слишком хорошо помню и разделяю завет великого греческого государственного деятеля и поэта Солона, изрекшего буквально следующее: «Старею, всегда учась!» Как это замечательно! Вот почему хочу почувствовать в нашем научном диалоге биение мысли, услышать другие мнения и точки зрения. Да-да, я пришел сюда спорить, чтобы учиться мыслить!
(А. Ф. Лосев1).
Я думаю, милостивые государи, что, как бы общество ни относилось мягко к своим членам, оно должно помнить, что правосудие есть та же математика. Ни один математик не скажет 3x3 = 9, но для моей подруги = 10: ему 3x3 = 9 для всех.