Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим вышеназванного постановления, ссылаясь на то, что в нарушение требований ст. 7, ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ, ст. 3 ФЗ от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", ст.ст. 9, 10 Земельного кодекса РФ Правительство Хабаровского края самостоятельно распорядилось лесным фондом в пределах территории природных парков "Вяземский" и "Хосо", принадлежащим Российской Федерации; при решении вопроса об образовании названных природных парков на участках государственного лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации, Правительством Хабаровского края не был решен вопрос с собственником о передаче участков лесного фонда в краевую собственность или о передаче Хабаровскому краю полномочий по управлению данными участками.
В противоречие ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ст. 95 Земельного кодекса РФ оспариваемое постановление принято в отсутствие решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми территориями и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
В нарушение ст. 12 ФЗ "Об экологической экспертизе" материалы об образовании природных парков "Вяземский" и "Хосо" не проходили государственную экологическую экспертизу.
Решением Хабаровского краевого суда от 13 июля 2007 г. прокурору в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении прокурора края поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" создание особо охраняемых природных территорий регионального значения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 18 названного Федерального закона и ч. 8 ст. 95 Земельного кодекса РФ природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.
Согласно ст. 19 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлен судом, постановление Правительства Хабаровского края от 30.06.2006 г. N 105-пр "Об образовании природных парков "Вяземский" и "Хосо"" принято по представлению Управления Росприроднадзора по Хабаровскому краю.
Проект данного постановления согласован в июне 2006 г. с главами Комсомольского и Вяземского районов, Управлением Роснедвижимости по Хабаровскому краю, Управлением Росприроднадзора по Хабаровскому краю, Агентством лесного хозяйства по Хабаровскому краю, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и ЕАО, Амурским бассейновым водным управлением. Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Хабаровскому краю (ранее управление "Росприроднадзора" по Хабаровскому краю) Б.В.Н. подтвердил в судебном заседании факт подписания им листа согласования к проекту постановления.
Создание природных парков "Вяземский" и "Хосо" произведено без изъятия земельных участков и иных природных объектов (пункты 1.3 Положений о природных парках "Вяземский" и "Хосо").
Таким образом суд пришел к правильному выводу о том, что порядок образования природных парков, установленный специальной нормой (статьей 19) ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" соблюден.
Учитывая изложенное, суд обоснованно признал несостоятельными доводы прокурора края о том, что Правительство края распорядилось лесным фондом в пределах территории природных парков "Вяземский" и "Хосо" в нарушение лесного и земельного законодательства.
Ссылка прокурора края на то, что оспариваемое постановление противоречит ст. 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 95 Земельного кодекса РФ, поскольку при его принятии не соблюден установленный порядок (резервирование), как правильно указал суд, основана на неверном истолковании норм права, вследствие чего не является основанием к удовлетворению заявления.
Пунктом 5 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что на основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
Частью 5 ст. 95 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях создания и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
Из содержания данных норм следует, что возможность резервирования земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, названным федеральным законодательством увязана с ограничением хозяйственной деятельности на них. Изъятие земельных участков предусмотрено в качестве исключительных случаев, которые осуществляются в установленном порядке (ст.ст. 19, 22, 26 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ст. 49 Земельного кодекса РФ).
Действующим законодательством не предусмотрен правовой механизм резервирования земель, а само по себе отсутствие решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, не свидетельствует о противоречии оспариваемого постановления федеральному законодательству. Федеральный закон не требует обязательного предварительного резервирования земель во всех без исключения случаях.
Суд обоснованно не усмотрел противоречия требованиям Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и в том, что на момент принятия оспариваемого постановления на территории природного парка "Вяземский" осуществлялась лесозаготовительная деятельность, и участок лесного фонда на данной территории предоставлен в долгосрочную аренду предприятию, осуществляющему лесозаготовительную деятельность.
Согласно преамбуле Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии со ст. 21 данного Федерального закона на территории природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков (п. 1); конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке (п. 6).
Поскольку, на момент создания природных парков "Вяземский" и "Хосо" на этой территории осуществлялась лесозаготовительная деятельность, то режимами о названных природных парках (пункты 5.2 Положений) установлено, что в границах природных парков запрещены рубки главного пользования, исключая участки лесного фонда, переданные в аренду до принятия этих Положений, на срок действия договоров аренды.
Правильно признан несостоятельным и довод прокурора о противоречии постановления Правительства Хабаровского края N 105-пр от 30.06.2006 г. ст. 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Согласно ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ (в ред. от 29.12.2004) "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
В соответствии со ст. 12 данного Федерального закона обязательной государственной экологической экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, а также материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации.