Смекни!
smekni.com

Российской Федерации «Российский университет кооперации» (стр. 33 из 42)

Кроме того, обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежали материалы, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе, в частности, проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду.

Из материалов дела следует, что проект "Федеральная целевая программа "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)" прошла государственную экологическую экспертизу после утверждения ее постановлением Правительства РФ от 8 июня 2006 г. N 357 (оспоренным по настоящему делу).

Согласно заключению экспертной комиссии представленные на экспертизу проект постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)" и Федеральная целевая программа "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)" по своему составу и содержанию соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных документов в области охраны окружающей среды и природопользования; проекты строительства и реконструкции объектов, поименованных в Федеральной программе "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)", должны быть представлены на государственную экологическую экспертизу в установленном законодательством порядке.

Данное заключение экспертной комиссии утверждено приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26 октября 2006 г. N 402.

С учетом изложенных обстоятельств, а также с учетом того, что Правительство РФ, утверждая данную Программу, не вышло за пределы предоставленных ей законом полномочий, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания данного правового акта Правительства РФ незаконным (недействующим).

Довод в кассационной жалобе о незаконности заключения государственной экологической экспертизы не может свидетельствовать о незаконности судебного решения.

Согласно части 1 статьи 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Требование о признании незаконным заключения государственной экологической экспертизы согласно ст. 27 ГПК РФ не отнесено к подсудности Верховного Суда РФ. Правом на судебное обжалование экспертного заключения в соответствии с установленной подсудностью заявители не воспользовались.

При таком положении Верховный Суд РФ, отказывая в признании постановления Правительства РФ незаконным, правомерно отверг как необоснованный довод заявителей о незаконности заключения государственной экологической экспертизы.

Несостоятельна ссылка в кассационной жалобе на отсутствие Росприроднадзора полномочий по утверждению заключения Государственной экологической экспертизы.

Как пояснили представители Правительства РФ, именно Росприроднадзору (Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, входящей в состав Министерства природных ресурсов РФ) были поручены организация и проведение государственной экологической экспертизы Программы в целом, в том числе и проекта постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)".

Таким образом, Росприроднадзор был уполномочен Правительством РФ провести данную конкретную экспертизу, положительное заключение которой и было утверждено приказом Росприроднадзора от 26 октября 2006 г.

В кассационной жалобе заявители утверждают, что на экологическую экспертизу не были направлены постановление Правительства РФ от 8 июня 2006 г. N 357, утвердившее Программу, и сама Программа.

Однако данный довод опровергается содержанием экспертного заключения (л.д. - 158, 160, 162-171), из которого следует, что предметом экспертного исследования являлась и сама Программа, в отношении которой дано также положительное заключение.

Кроме того, на заседание Кассационной коллегии представлено новое (повторное) положительное заключение государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении проекта федеральной целевой программы "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)". Данное заключение утверждено приказом Росприроднадзора от 16 апреля 2007 г. N 88.

Как следует из содержания данного заключения, помимо самого объекта (Программы) на экспертизу были представлены и материалы обсуждений этого объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и заинтересованной общественностью от 27.01.2007 г.; 28.01.2007 г.; 02.02.2007 г. г. Сочи.

Необоснованным является и довод в кассационной жалобе о том, что экспертизе подлежали раздельно как самостоятельные объекты сама Программа и постановление Правительства РФ об утверждении этой Программы (как проект правового акта).

В рассматриваемом случае правовой акт (постановление Правительства РФ об утверждении Программы) и сама Программа представляют собой единый акт, который в полном объеме был подвергнут экспертизе.

Кроме того, из содержания самого постановления Правительства РФ, которым утверждена Программа, какого-либо объекта для самостоятельного объекта исследования государственной экологической экспертизы, не усматривается.

Не может служить основанием для отмены судебного решения, а, следовательно, и для признания незаконным оспоренного постановления Правительства РФ и довод в кассационной жалобе о том, что проведение государственной экологической экспертизы было осуществлено после принятия Правительством РФ оспоренного постановления.

На день рассмотрения дела судом первой инстанции заключение такой экспертизы имелось, а на день рассмотрения дела кассационной инстанцией имелось и повторное (положительное) заключение экспертизы.

Какие-либо доказательства, которые бы свидетельствовали о фактическом возведении конкретных объектов Программы (о реализации Программы) суду не представлены.

В кассационной жалобе заявители утверждают, что и по существу оспоренный акт Правительства РФ противоречит нормам ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Земельного кодекса РФ, ФЗ "Об охране окружающей среды".

С таким утверждением авторов кассационной жалобы Кассационная коллегия согласиться не может.

В судебном решении приведены нормы названных федеральных законов и изложены мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии противоречий между оспоренным актом и требованиями закона.

С изложенными мотивами Верховного Суда РФ Кассационная коллегия согласна, поскольку судом при вынесении решения дано правильное толкование норм материального права в отличие от предлагаемого заявителями в кассационной жалобе толкования закона.

Довод заявителей в кассационной жалобе о противоречии оспоренного акта требованиям Конвенции об охране природного и культурного наследия ЮНЕСКО является также необоснованным.

Материалы дела свидетельствуют, что оспариваемая Программа не предусматривает строительство каких-либо объектов на территории Кавказского государственного биосферного заповедника. Строительство ряда объектов предполагается в буферной зоне заповедника.

Программа соответствует содержанию ст. 4 Конвенции, согласно которой каждое государство (участник Конвенции) признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, расположенного на его территории, возлагается, прежде всего, на него.

Строительство объектов, предусмотренных Программой, отвечает требованиям, предъявляемым законодательством об особо охраняемых территориях к зонированию территорий национальных парков.

Как пояснили представители Правительства РФ, характер предполагаемого Программой воздействия на охраняемые природные объекты и комплексы будут соответствовать параметрам, исключающим перевод объекта Всемирного наследия из списка всемирного наследия в список "Всемирное наследие в опасности".

Кроме того, как следует из самой Программы и экспертных заключений по ней, при решении вопросов, связанных с выбором площадок и размещением на местности проектируемых объектов возможны варианты. При размещении конкретных объектов с учетом режима охраны природных объектов, они будут также подвергнуты экологической экспертизе.

С учетом изложенных мотивов кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия определила:

решение Верховного Суда РФ от 21 марта 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителей - без удовлетворения.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ

от 30 мая 2007 г. № 65-Г07-2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению прокурора Еврейской автономной области о признании отдельных положений Закона Еврейской автономной области от 20.07.2005 г. N 522-03 "Об особо охраняемых природных территориях" противоречащими закону по кассационной жалобе представителя Законодательного Собрания Еврейской автономной области на решение суда Еврейской автономной области от 13 марта 2007 г., которым заявленные требования удовлетворены.