7. Проблема «Феодальной революции (X-XI вв.)» в историографии. Мир средневековой деревни (X-XIII вв.).
8. Социально-экономические процессы в западноевропейской деревне в XIV-XV вв.
9. Крестовые походы: предпосылки, развитие крестоносного движения. Государства крестоносцев на Востоке.
10. Четвертый крестовый поход. Основание Латинской империи.
11. Последние крестовые походы. Последствия крестовых походов.
12. Франция в XI-XIII вв. Социально-экономическое развитие, реформы Людовика IX.
13. Начало сословной монархии во Франции и ее особенности. Политика Филиппа IV. Созыв Генеральных Штатов.
14. Причины и начало 100-летней войны, ее ход и сражения.
15. Генеральные Штаты 1356 г. Жакерия.
16. Франция во 2-ой половине XIV – XV вв. Жанна д’Арк. Конец Столетней войны. Завершение политического объединения Франции. Людовик XI.
17. Нормандское завоевание и его влияние на развитие феодализма в Англии.
18. Англия в XII-XIII вв. Реформы Генриха II. Великая Хартия Вольностей и начало английского парламента.
19. Восстание Уота Тайлера: причины, ход, программы восставших крестьян. Последствия и значение восстания.
20. Англия в XV в. Социально-экономическое развитие английской деревни. Война Алой и Белой розы.
21. Германия в XII-XIII вв., особенности ее развития. Немецкие захваты на востоке. Итальянская политика германских императоров.
22. Германия в XIV-XV вв. «Золотая булла» Карла. Упадок империи.
23. Италия в XI-XV вв.: неравномерность развития различных областей. Тирания в итальянских городах-государствах. (Венеция и Флоренция).
24. Испания и Португалия в XI-XV вв. Реконкиста. Объединение Кастилии и Арагона в XV.
25. Византия в XI-XV вв. Причины падения Византийской империи.
26. Церковь, ее положение, организация и социальная роль в феодальном обществе. Клюнийское движение и церковная реформа. Возвышение папства в XIII в. Упадок папства в XIV в.
27. Народные еретические движения. Борьба церкви с ересями. Нищенствующие ордена.
28. Средневековая культура: рыцарская и городская.
29. Развитие образования в средние века. Университеты. Схоластика. Накопление естественнонаучного знания. Р. Бэкон.
30. Средневековое искусство (литература, архитектура, изобразительное искусство).
31. Культура Византии XII-XV вв.
32. Раннее Возрождение и гуманизм в Италии (XIV-XV вв.).
33. Особенности социально-экономического развития Западной Европы в XVI – первой половине XVII вв.
34. Особенности политического развития Западной Европы в XVI – первой половине XVII вв.
35. Развитие производительных сил в западноевропейских странах в XVI – первой половине XVII вв.
36. Развитие капиталистических отношений в Западной Европе. К. Маркс о первоначальном накоплении каптала.
37. Развитие капитализма в Европе. М. Вебер и Ф. Бродель о путях и способах капиталистического обогащения и механизма становления рыночной экономики в Европе.
38. Великие географические открытия и возникновение колониальной системы.
39. Особенности экономического и социально-политического развития Германии в конце XV – начале XVI вв. Гуманизм в Германии.
40. Движение за Реформацию в Германии. Мартин Лютер. Томас Мюнцер.
41. Швейцария в XVI в. Цвингли. Кальвин, его вероучение.
42. Испания в XVI – начале XVII вв. Черты испанского абсолютизма.
43. Нидерландская революция: причины, этапы, движущие силы, характер и значение.
44. Италия в XVI – начале XVII вв. Культура Италии.
45. Англия в XVI в. Развитие промышленности, торговли, начало аграрного переворота в деревне. «Кровавое законодательство».
46. Абсолютизм Тюдоров. Английская реформация. Культура.
47. Франция в XVI – первой пол. XVII в.: экономика, социальная структура, складывание французского абсолютизма.
48. Реформация и религиозные войны во Франции: предпосылки, периоды, Нантский эдикт.
49. Тридцатилетняя война: причины, периоды. Вестфальский мир.
50. Развитие естествознания в Западной Европе. Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, Р. Декарт, Э. Торричелли и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Источники по теме 9 семинарских занятий
«Абсолютная монархия XVI – первой пол. XVII в.»
1. МИКЕЛЕ СУРИАНО
ВЕНЕЦИАНСКИЙ ПОСОЛ МИКЕЛЕ СУРИАНО О ФРАНЦИИ
XVI века (1561 г.)
1. Французское королевство, по общему мнению, считалось первым среди христианских государств как по своему достоинству и силе, так и по тому авторитету, которым пользовался его король. Что касается королевского достоинства, то оно со времени своего возникновения всегда было независимым, и король не признавал над собой никакой другой власти, кроме бога. Эл независимость, хотя и свойственна другим государям, но далеко не всем, потому что одни признавали над собой власть церкви, как некогда Англия или теперь Неаполь, другие — власть императора, как Богемия и Польша...
2. Что касается могущества королевства, то в нем не приходится сомневаться, принимая во внимание обширность страны, число ее обитателей, силу ее воинства и ее богатство, превосходящее богатство всякого другого государства Европы. Его одиннадцать провинций суть одиннадцать могучих органов одного и того же тела, которые, будучи связаны друг с другом, сообщают взаимно друг другу силу и жизненность...
3. Но так как главным фундаментом величия и могущества государства являются его люди, ум и отвага которых имеют и для нападения и защиты большее значение, чем артиллерия, оружие и крепости, то я кратко скажу здесь о жителях Франции, об их числе, их характере, о службе, которую они несут по отношению к королю, и о тех качествах, которые делают эту нацию столь прославленной во всем мире.
Количество народа во Франции чрезвычайно велико, так как она имеет более 140 городов с епископскими кафедрами, затем бесконечное множество угодий, замков и деревень, и каждое из этих поселений полно народа. Один Париж насчитывает, как говорят, от 4 до 5 сот тысяч жителей. По своему положению и достоинству каждый из жителей может принадлежать к одному из трех сословий, откуда и ведут свое начало три чина королевства: первый чин — духовенство, второй — дворянство, третий — не имеет особого названия, и так как он состоит из людей разного положения и занятий, то он может быть назван сословием народа вообще.
Духовенство включает в себя большое количество лиц третьего сословия и много иностранцев, которые или за услуги, оказанные ими королю, или же благодаря королевскому фавору, пользуются церковными бенефициями; но дворянство составляет наиболее важную часть духовенства. Младшие сыновья хороших фамилий, не рассчитывающие на часть отцовского наследства, которое почти целиком переходит к старшим, принимают духовное звание, дабы получить сразу и богатство и авторитет.
Под дворянством подразумевают тех, кто пользуется привилегией не платить налогов и обязан только личной военной службой. В число дворян входят и принцы и бароны. Среди первых наиболее выделяются принцы крови, как возможные наследники короны, хотя среди принцев крови есть такие, бедность которых не позволяет им вести тот блестящий образ жизни, который приличествовал бы их величию.
Принцев крови было много 80 лет назад, но за это время они либо получили корону, либо вовсе угасли; таковы фамилии Орлеанов, Ангулемов,Анжу, герцогов Бургундских, Алансонов и Бурбонов (последние включают в себя Вандомов, Монпасье и де ла Рош-сюр-Ион). Исключение составляет дом Бурбонов. Этот дом был самым младшим, а теперь стал первым по близости к трону, после герцогов Орлеанского и Анжуйского, братьев короля; его могущество теперь велико, как никогда. Главой его является король Наваррский, у него сын восьми лет. Затем идет принц Конде, брат короля Наваррского. Кардинал в счет не идет, как лицо духовное. Герцог Монпасье, у которого нет детей, и принц де ла Рош-сюр-Ион, у которого только один ребенок, тоже принадлежат к этому дому...
Что касается других принцев, не являющихся принцами крови, и баронов, было бы долго и скучно говорить о них всех, потому что их много. Но между ними первым по власти и влиянию является герцог Гиз, между баронами — конетабль.
Третье сословие состоит из людей пера, которых называют людьми длинной мантии, купцов, ремесленников, плебеев и крестьян. Тот из людей мантии, кто имеет степень президента или советника или носит подобное звание, становится дворянином и привилегированным в силу занимаемой им должности и считается таковым в течение своей жизни.
Купцов, которые в наши дни являются господами денежного богатства, всячески ублажают и заискивают у них, но никакими преимуществами и достоинством они не пользуются, потому что всякая торговая деятельность считается предосудительной для дворянства. Они, таким образом, причисляются к третьему сословию; они платят налоги совершенно так же, как и неблагородные и крестьяне, а положение последних наиболее тяжелое, так как их одинаково притесняют и король и дворяне.
Император Максимилиан говаривал про французского короля, что он — король ослов, потому что его народ несет всяческие тяготы и не жалуется.
(пер. С. Д. Сказкина)
Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков. Т. 3. М. 1950. С. 155-156.
2. ЛЮДОВИК XIII
ЭДИКТ ПРОТИВ ДУЭЛЕЙ (февраль 1626 г.)
Людовик и т. д. Так как нет ничего, что нарушало бы более святотатственным образом божеский закон, чем необузданная страсть к дуэлям, и нет ничего вреднее для сохранения и увеличения нашего государства, так как благодаря этому исступлению погибает большое количество нашего дворянства, которое является одним из главных устоев государства, то мы до сих пор изыскивали все возможные для нас средства, чтобы прекратить это угрозой суровых кар и примерных наказаний, налагаемых за это преступление нашими предыдущими эдиктами; но так как качество названных наказаний таково, что некоторые из имеющих честь быть нашими приближенными часто осмеливались докучать нам своими просьбами о смягчении их строгости в различных случаях, благодаря чему виновные, которые в силу милости и снисхождения получили наши грамоты о помиловании, остаются, вопреки нашему намерению, совершенно безнаказанными, и, кроме того, мы недавно должны были уступить настойчивой просьбе, обращенной к нам нашей дорогой и возлюбленной сестрой, королевой Великобритании, и во внимание в ее свадьбе... пожаловать общее прощение за все названные преступления в прошлом, — то мы желаем прийти на помощь и принять снова меры к тому, чтобы впредь подобные преступления не совершались в надежде на безнаказанность, а также заранее воспрепятствовать вольности и исполнению всех просьб и ходатайств, которые могут быть к нам обращены для освобождения виновных от заслуженного наказания.