Смекни!
smekni.com

История казахской журналистики (стр. 3 из 15)

9

предприняли попытку издания независимые казахские газеты «Казахская газета», была издана в Троицке под руководством Хайма Шумлих Сосновского, и «Серке», вышла в Петербурге как приложение к издаваемой на татарском языке газете «Ульфат». Редактором ее был Х. Ибраимов. Обе газеты открыто писали о колонизаторской политике царизма, «Казахская газета» объявила против нее политическую борьбу, а газета «Серке» в первом номере опубликовала революционную статью М. Дулатова, направленную против политики правительства, что послужило поводом к закрытию газет после первых же выпусков. Несмотря на непродолжительность своей деятельности, и хотя в первых материалах прослеживалась революционно агитационная направленность, появление этих газет свидетельствует о политической активности казахской интеллигенции. Особенная роль в становлении партийной идеологической прессы в Казахстане принадлежит издававшимся также в 1907 году легальному еженедельнику «Трудовая жизнь» - первому профсоюзному печатному органу в Казахстане, четыре номера его были выпущены в г. Семипалатинске, и первой ежедневной легальной газете большевиков «Степная жизнь», три номера которой вышли в Петропавловске. На содержании «Трудовой жизни» сказалась борьба, которую вели большевики с меньшевиками. Порой материалы еженедельника находились в явном противоречии друг с другом по характеру и направленности, но газета призывала рабочих решительно защищать свои интересы и не идти на соглашения с капиталистами. Газета «Степная жизнь» отличалась умелым подбором и размещением материала, его политической заостренностью. Редактором являлся В.В. Куйбышев, для агитации против царского правительства редакция использовала сообщения о репрессиях против забастовщиков и профсоюзов, использовала заметки из буржуазных газет о политической жизни страны. Особый и интерес к ней демократического читателя был вызван, в частности, тем, что газета появилась в тот момент, когда в административном центре Акмолинской области Омске и других городах Западной Сибири открытая большевистская печать была уничтожена. Несмотря на невозможность издания печатных органов из-за применяемого правительством полицейского террора, местные партийные организации не прекращали выпуска нелегальных листовок. В них освещалась внутренняя и внешняя политика царизма и разъяснялись способы революционной борьбы в условиях реакции. Кроме того, в этот период все большее распространение в городах и селах

10

Казахстана получают легальные российские большевистские газеты, из всех дооктябрьских большевистских газет с 1912 по 1914 годы наиболее прочные связи с Казахстаном имела общественно-политическая газета «Правда». Постоянным корреспондентом газеты являлся Ж. Болганбаев из Семипалатинской области, публиковавший материалы, посвященные проблемам родного края. Подписчики газеты жили в разных городах Казахстана и присылали в редакцию денежные пожертвования. «Правда», как и другие издания, решительно осуждала переселенческую политику царизма, публиковала материалы о жизни казахских крестьян и русских поселенцев, освещала положение трудящихся, их борьбу с властью, вопросы классовой солидарности. Кроме того, большевистская печать пропагандировала среди местного населения партийную национальную политику, так как вряд ли без проработки такого вопроса было возможно становление и распространение идей, необходимых для успешного проведения этапов революционной борьбы.

Годы реакции сказались на партийной печати. Большевики края не создали в этот период ни одного значительного периодического печатного органа. Однако в любом случае нельзя было оставлять незакрытой брешь в идеологической работе, основной силой которой являлось печатное слово. Основной формой агитации и пропаганды становились листовки и брошюры, возникали нелегальные газеты, распространялись легальные и нелегальные большевистские издания, выходившие в России. Печать продолжала выполнять функции идеологического оружия, которому суждено было стать основополагающим в последующем развитии партийной прессы Казахстана.

Тема 5.

Демократическая пресса Казахстана начала века.

Политика, принесшая в степь печатное слово, дала толчок развитию такого важного инструмента идеологии и пропаганды, как пресса, ставшая поистине источником массовой информации. Конечно, в любом случае, газеты и появившиеся затем журналы Казахстана использовали открывшуюся возможность донести до своих читателей отечественную литературную культуру, давая возможность публиковать свои произведения поэтам и писателям, печатая сокровища народного творчества и рецензии. Но в силу сложившихся

11

обстоятельств исторического периода, печать того времени должна была играть особенно важную роль в общественно-политической жизни страны. Недаром практически все представители казахской интеллигенции выступали как публицисты, сотрудники редакций. Единое движение, формирующее их общественно-политические взгляды, было направлено на защиту интересов казахского народа, на возрастание роли национального самосознания, на прогресс в духовном и экономическом развитии страны. Этот период истории, когда большая часть населения была еще экономически отсталой и неграмотной и в политическом смысле, и в образовательном, явился ареной деятельности таких представителей казахской интеллигенции, как К. Кеменгеров, А. Байтурсынов, Ж. Аймауытов, А. Бокейханов, И. Жансугуров, С. Сейфуллин и многих других, чьи судьбы завершились так трагически в годы репрессий, уничтоживших цвет казахской интеллигенции. Важную роль в общественно- политической жизни они отводили печати. Недаром рупором общенациональной связи, возрождения народа, осознания своей роли призвана была стать газета «Казах», издававшаяся в Оренбурге с 1913 по 1918 годы. К работе в редакции были привлечены выдающиеся представители национальной интеллигенции. Редактором стал поэт, переводчик, лингвист, педагог А. Байтурсынов, посвятивший свою деятельность борьбе за свободу и независимость своего народа. Об этом свидетельствуют его произведения, принесшие автору заслуженную славу народного заступника, одаренного переводчика и поэта. Весьма значительные для казахского этноса проблемы поднимал он в сборнике стихов «Комар», в переводе произведений Крылова «Сорок басен», Байтурсынов весьма органично увязывает сюжеты ставших классическими басен, с жизнью казахов, переносит известных персонажей на новую почву и выступает как яркий наследник гуманистических, демократических традиций казахских просветителей. Политическая линия газеты отвечала требованиям реформистской национальной партии. Ее основной заботой был культурный подъем казахского народа, главным делом - развитие национального языка и литературы, освещались проблемы прогресса, просвещения, культуры и науки. На страницах газеты печатались материалы по проблемам школьного образования, события политической и экономической жизни, освещались вопросы литературы и искусства. Газета публиковала научные исследования Алихана Букейханова о фольклоре и Ахмета Байтурсынова о казахском языке и казахской литературе. С другой стороны,

12

возрождая традиции Ч. Валиханова и И. Алтынсарина, издатели газеты проявляли себя как сторонники культурного сотрудничества с русским народом, полагая, что это поможет казахам в приобщении к современной цивилизации. Хотя «Казах» был органом, придерживавшимся левых взглядов, умеренно революционным, объявив себя противником вооруженной борьбы против царского режима, газета исходила скорее не из глубоких убеждений, а из реального положения дел. Газета проявила сдержанность в период восстания 1916 года, опубликовав передовую статью «Обращение к киргизскому народу», где призывала «служить царю». Но осторожность не помогла, в течение 1913 -14 гг. ее арестовывали 26 раз. Воздерживаясь от прямых призывов к неповиновению, газета в то же время противостояла политике русской колонизации. Будучи непререкаемым авторитетом для казахской интеллигенции, газета выражала интересы народа, была его трибуной и правозащитником, имела партийную ориентацию. Именно газета была в большей мере организатором политической работы прогрессивной национальной интеллигенции, итогом которой была выработка тактики и стратегии борьбы за независимость. Либеральная интеллигенция, объединившаяся ранее вокруг газеты «Казах», основала в марте 1917 года государственную политическую партию «Алаш-Орда», которую возглавили А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, Х. Досмухамедов, М. Тынышпаев, О. Омеров, Абдул Хамид Жулдыбаев. До октября партия «Алаш-Орда» управляла политической жизнью Степи и оказывала через прессу определяющее влияние на мнение казахской общественности, в первую очередь благодаря газете «Казах», ставшей после марта официальным органом партии. Редакция газеты неустанно звала соплеменников к духовно-нравственному самоусовершенствованию, к знаниям и свету. Наука и культура, просвещение и прогресс нужны были казахской степи. О необходимости поднимать культуру, добиваясь просвещения народа, приобщаясь к достижениям мировой цивилизации, представители казахской интеллигенции говорили на страницах газеты не только как ученые, поэты, переводчики, но и как талантливые публицисты, журналисты. Выражая общенациональные интересы, интересы казахского народа в условиях его колониального положения, газета имела своего рода союзника и в то же время полемиста в лице первого казахского общественно-политического журнала «Айкап», открывшего новую страницу в истории казахской журналистики. Издавался он в Троицке с 1911 по 1915 годы. Издателем и редактором