Ученые основывались и на знаниях местных финно-угорских народов, например, знания о лекарственных растениях Средне-Волжской полосы; но и верования и суеверие и мифология финно-угорских народов. Например, т о, что культурологи называют микрокосмом. Космогонические представления об окружающем мире у булгар по большей части переняты у финно-угорских народов. Финно-угры, а за ними и булгары считали, что земная твердь появилась в результате того, что уточка, плавающая по всемирному океану, нырнула, и со дна достала комок земли, из которой образовалась земная твердь. Второй раз нырнула уточка, и достала желудь, из которого появились растения. Все булгарские сказочные персонажи - су анасы, албасты, домовые, бичура , мунча хужасы – приняты у финских народов. Из древнего кочевого прошлого у булгар-тюрок остались только мифы о Тулпар-Ат – сказочном крылатом коне; изображения крылатого Белого Барса – полумифического, полуреального существа; цветовая семантика тюркской полихромии, состоящей их 4 основных цветов: синего (голубого), белого, красного и зеленого цветов, народного костюма и национальных украшений.
Лекция 5. Музыкальное и песенное творчество татарского народа: истоки, традиции и современность. Тюрко-татарские музыкальные инструменты. Народные песни и танцы. Музыкальное образование.
Восточный лад музыки. Самая близкая музыка – китайская, а не музыка древних тюркских народов. По-видимому, еще одно доказательство того, что предки булгар жили на соседних с Китаем территориях Центральной Азии. Музыкальная пентатоника. Самый древний музыкальный инструмент характерен для всех степняков – разные разновидности дудочек. Делали их из дерева, тростника, камыша – курай. В ранние средние века на Востоке появились струнные музыкальные инструменты - саз, домбра. Струны делали из конского волоса. У них было от 3 до 6 струн. Маленькие, обтянутые кожей барабаны. Губной варган – кубыз.
У мусульманских народах не приняты народные танцы. Они появились только в 18 – 19 в.в. Сорнай заимствован татарами у местных марийцев и чуваш. Так же как и многие предметы сельскохозяйственного инвентаря, которые народы Булгарии тоже использовали для извлечения музыки или музыкального сопровождения. Например, доску для стирки белья (рубель – по-русски, или кер тукымасы – по-татарски) пилу, косу. Народы Средней Азии кроме домбры использовали тамбор – духовой инструмент из рогов крупного рогатого скота, этот музыкальный инструмент также был заимствован поволжскими тюрками..
В 18 в. и в начале 19 в. казанскими татарами будут заимствованы следующие музыкальные инструменты: у финно-угорских народов – барабан, у русских гусли (имели распространение в основном у крещенных татар), 7-и-струнная гитара, гармонь, баян, тальянка и губная гармоника.
Якуб ибн Нугман аль-Булгари жил в Х11 веке и писал историю булгар. Богослов и философ Хамид ибн Идрис аль-Булгари.
Прямой преемницей культуры булгар были культуры жителей Казанского ханства. (1438 – 1551 г.г. - годы жизни Казанского ханства), а позже – поволжских или казанских татар. Жители Казанского ханства говорили на том же языке, что и булгары, но заимствовали из кыпчакского и монгольского языков, т.к. Казанское Ханство являлось осколком Золотой Орды. Продолжают оказывать большое влияние на культуру Казанского Ханства жители, народы Средней Азии (Ирана, Арабского мира). Ученые продолжают писать свои произведения на арабском языке, арабскими буквами на татарском языке. Считается, что в Казанском Ханстве окончательно сформировался литературный татарский язык в его современных нормах. В Казанском Ханстве грамотным быть обязательно для правительства, администрации и духовенства, среди горожан в распространенной купеческой среде и ремесленников; феодальная знать была грамотной. В отличие от Волжской Булгарии, до наших дней сохранилось небольшое количество литературных произведений поэтов и писателей Казанского Ханства. Но почему-то не сохранилась деловая документация. Имена поэтов Казанского Ханства, живших при дворе ханов: Мухамедъяр, А.Камал, Мухаммед Ас - поэт-хан, последний скид. Казанского Ханства - Кул Шариф. К сожалению, больше имена мы не знаем.
Продолжает развиваться искусство написания шамаилей и арабская каллиграфия. Ее использовали при оформлении надгробных камней (эпиграфические памятники) и образцах камнерезного искусства. Надписи делали и на ювелирных изделиях, керамической посуде. Как правило, это были какие-то изречения из Корана или имена мастеров или владельцев этих изделий. С времен Волжской Булгарии письменность ведется на булгарском языке. Если бумага была привозная, то в 15 -16 в.в.жители Казанского Ханства научились делать бумагу сами. Учебные заведения были 2-х видов: Мэктэб - низшая школа, мэдрэсэ – средняя или высшая школа ( в мусульманских государствах традиционно распространено 2-х ступенчатое, а не 3-х ступенчатое, как в европейских странах, образование). Специальные школы были для детей верхушки татарского общества. Во времена Казанского ханства формируется разговорный татарский язык в его современных грамматических нормах.
Лекция 6. Древнейшая архитектура г. Казани.
Градостроительные принципы средневековых городов Восточной Европы.
Еще в глубокие древности люди, поселившиеся в бассейне средней Волги не случайно выбрали территорию современной Казани для населения. Это объясняется удобством географического, климатического и экономического положения территории в устье реки Казанки , т.е. на месте слияния Казанки и Волги. Восточно-Европейская или русская равнина всегда диктовала свои условия для желающих поселиться на ее территории. Здесь мало возвышенностей, нет горных местностей, а территория равнины была густо покрыта лесами, многочисленными реками и водоемами, и на большей территории преобладал умеренный климат. Эти природные условия обусловили принципы строительства городов и населенных пунктов на этой территории: старались основаться на возвышенности, чтобы далеко было видно окрестность, желательно на пересечении нескольких рек, чтобы создать естественную преграду на пути врагов. То, что в русской архитектуре называют русским кремлем, крепости наподобие кремля строили все жители Восточно-европейской равнины, независимо от веры и национальности, т.к. данный принцип градостроения был наиболее выигрышным для нашего климата и местности.
Древние булгары пришли на территорию средней Волги в 7 – 10 вв. н.э. и обосновали здесь свои города и населения. Их крепости строились по тем же нормам, что и русские кремли. Типичным примером таких городов-крепостей является Казань и другие крупные города Волжской Булгарии домонгольской эпохи - Булгар, Сувар, Кашан, Ошель, Юкэтау и др.
Существовало два способа образования городов:
1. Когда крупное село, расположенное на удобном для торговли месте, начинает обрастать ремесленными посадами, начинает развиваться торговля с соседними регионами. Возрастают крепостные стены, превращается в крупный торговый и ремесленный центр, т.е. город.
2. Когда появляется небольшая военная крепость на окраине государства для охраны границ. Под защиту крепости стекается местное население, начинают образовываться посады ремесленные и торговые, т.е.военная крепость превращается в город. Большинство булгарских городов (Сувар, Биляр) образовались по первому способу, а Казань – по второму способу, т.е. первоначально это была небольшая укрепленная крепость на самой северо-западной окраине складывающегося Булгарского государства, появившаяся в 10 – 11 в.в. для защиты от соседних финно-угорских племен и русских княжеств. Археологи доказали, что в 10 – 11 вв. Казань уже была булгарской крепостью со всеми нормами средневековых городов, перекрестком международной торговли и ремесла, культурным центром Волжской Булгарии. Найденный под стенами Казанского Кремля группой археологов во главе с С.И.Валиуллиной атрибут – кусок древней деревянной крепостной стены подтвердил, что Казани более 1100 лет. В нескольких лабораториях РФ и Западной Европы подтверждают идею о том, что 1100 лет тому назад и более Казань уже была городом-крепостью. Но чьим городом, кто были его жители? Финно-угры? Булгары? Другие тюркские народы? На эти вопросы еще предстоит ответить. И это подтверждается, как принято у историков, письменными источниками: 2-мя монетами начала Х1 в., найденными археологами на территории Казанского Кремля - чешской монетой основателя Чешского государства короля Вацлава 1 Великого, найденной археологом проф.Ф.Ш. Хузиным, и половинкой арабского дирхема, найденного учеником Хузина, к.и.н, .зав.кафедрой археологии и этнографии А.Г.Ситдиковым. На монетах стоят даты, которые подтверждаются целым комплексом других археологических источников, найденных также на территории Казанского Кремля и датируемых Х–Х1 в.в. н. э.: венгерскими ювелирными украшениями для конской сбруи, которые местными женщинами были превращены в женские украшения; большим количеством иранской (персидской) поливной керамики, фрагментами посуды из китайского фарфора и фаянса, металлическими изделиями и стеклом. Они однозначно доказывают, что 1000 и 1100 лет назад Казань уже была крупным торговым и культурным центром Волжской Булгарии.
Археологи подтверждают, что одним из самых заселенных точек города был кремлевский холм, особенно в своей северо-западной части, там, где сейчас находится Казанский Кремль. Первые поселения на кремлевской возвышенности археологи фиксировали 1 веком д.н.э., скорее всего это были финно-угорские поселения протомарийского, т.е. ананьинского типа. Считается, что у протомарийцев не было городов, поэтому их населенные пункты мы называем селищами, т.е. неукрепленными населенными пунктами. Археологические находки характерны именно для такого рода поселений. Находки археологов как на вершине кремлевского холма, так и под холмом, на территории заливных лугов до Казанки и вдоль реки Казанки (сейчас эти луга оказались затопленными Казанкой в результате строительства Куйбышевского водохранилища в 1957 г., когда разлились воды Казанки и Волги)подтверждают эту теорию. Во всяком случае, археологи фиксировали 2 крупных поселения (селища? Городища?). Первая находится на вершине Кремлевского кряжа, 70 м над уровнем Казанки (где сейчас находится президентский дворец и башня Сююмбеки). Другое поселение находится под Кремлевским холмом недалеко от берега Казанки. Расстояние между ними 1 – 2 км. Это место теперь затоплено разлившимися водами реки Казанки. Эти два населенных пункта, заселенные то ли древними марийцами, то ли булгарами, положили начало современной Казани.