Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Екатеринбург 2006 утверждаю декан психологического факультета Глотова Г. А (стр. 56 из 61)

Нестрогое терминологическое пояснение. Самость, как и лич­ность, задается оппозицией Я и не-Я. Но не всегда обращают внимание, что не-Я может иметь два разных смысла. Самость – в рамках этой оппозиции – может рассматриваться в качестве невербализованного представления о самом себе как о внутреннем регуляторе поведения в оппозиции ко всему остальному (включая собственное тело). Нечто подобное имел в виду А. Маслоу, когда писал, что у человека «имеется собственное Я, и то, что мной называлось "прислушиваться к голосу импульса", означает возможность этому импульсу проявиться». К. Роджерс что-то похожее связывает с термином «организмическое чувство», призывая психотерапевтов помочь человеку «стать своим организ­мом – без самообмана, без искажений». Личность – в рамках этой же оппозиции Я и не-Я– выступает как частично вербали­зованное представление о самом себе (отчасти включая внешний облик и другие телесные характеристики), но уже в оппозиции ко всем остальным людям.

Аллахвердов благожелательно цитирует определение В. Н. Куницыной: «Личность – это модель, с помощью которой мы пытаемся составить представле­ние о внутренней жизни индивида, а также объяснить и предска­зать его поведение». Но нельзя сформировать представление о других, не сформировав представление о самом себе. Поэтому логично предположить, что вначале человек формирует модель самого себя, т. е. собственной самости, ведет себя в соответствии с этой моделью, а уже только потом (вопреки стандартному мнению социальных психологов) по аналогии пытается построить модели других. И, сделав выбор самого себя, несет за этот выбор полную ответ­ственность.

Множественность сознаний ­­–

возможный путь решения гносеологической проблемы

Гносеологическая проблема, как мы помним, связана с логи­ческой непонятностью того, как может устанавливаться соот­ветствие данных сознанию представлений с реальностью. Ори­гинальный вариант, объединяющий и подход И. Канта, и подход К. Маркса к решению гносеологической проблемы, пришел В. М. Аллахвердову в голову после открытия им феномена последействия негативного выбора, когда стало ясно, что существует специальный механизм, принимающий решение о том, что осознавать, а что – не осозна­вать. Далее следует изложение сути решения.

Признаем, что содержание сознания, отражающее окружаю­щий мир, не может непосредственно сличаться с реальностью. А потому сличаться между собой могут только разные представле­ния, данные сознанию. Однако эти представления должны фор­мироваться независимо друг от друга, потому что только тогда положительный результат сличения будет характеризовать не внутренние процессы сознания, а то, что в этих процессах едино, а именно – окружающий мир. Но сколь бы разными эти процес­сы ни были, если они протекают внутри одного сознания, они поневоле оказываются взаимосвязаны. Отсюда и возникает главная идея. проблема разрешается, если существуют разные сознания, которые получают разную информацию от внешнего мира, содер­жат собственный канал обратной связи, позволяющий корректиро­вать свои гипотезы, и при этом обрабатывают поступающую ин­формацию разными способами. Если результаты столь разной и не зависимой друг от друга работы в итоге окажутся тем не менее за­висимыми, то эта зависимость может быть объяснена только об­щим фактором, воздействующим на оба процесса одновременно. Естественно считать таким фактором единый для обоих сознаний окружающий мир. Сличение представлений, даже полученных разными сознаниями, уже логически возможно. А сходство ре­зультатов между собой дает приближение к истинному знанию о мире.

Но такая идея ставит много новых проблем.

Проблема первая. Прежде всего, о каких разных способах по­знания может идти речь?

Вариант решения. Методологи науки издавна описывают два разных пути познания: эмпиризм (индуктивизм) и рационализм (дедуктивизм). Эмпиризм трактует познание так: оно начинается с фактов, затем производит их индуктивное обобщение и в итоге формулирует законы; дедукция применяется для выведения из теории след­ствий, объясняющих и предсказывающих новые эмпирические данные. Рационализм видит познание иначе: на основе «рацио­нальной интуиции» конструируются гипотезы, из них дедуктив­но выводятся следствия, которые эмпирически проверяются, а в итоге формулируется целостная логически связанная теоретичес­кая система. Пути познания не противоречат друг другу, говорят методологи, наоборот, только вместе ведут к научному знанию.

А что, если эти разные способы познания реализуются в раз­ных познавательных структурах одного человека и каждая их этих структур, собственно, и образует самостоятельное сознание! Тог­да индуктивистский путь познания может быть представлен, на­пример, сенсорной познавательной структурой (сенсорным сознанием): организм получает зрительную, слуховую и пр. сенсор­ную информацию (факты), строит на их основе гипотезы, а затем проверяет, насколько поступающая в дальнейшем сенсорная ин­формация им соответствует. Моторная деятельность тоже может рассматриваться как отдельная познавательная структура (мо­торное сознание), которая начинает с того, что конструирует представление о мире, на базе этого представления формирует мо­торные команды, а затем – на основе проприоцептивной инфор­мации – проверяет реальную исполнимость этих команд и, тем самым правильность своих представлений о мире. (Например, гипотеза о том, что мир пустой и в нем – следствие гипотезы – можно без ограничений двигать руками во все стороны, будет бы­стро скорректирована, а то и просто опровергнута.) Затем уже результаты работы двух разных познавательных структур можно сравнивать друг с другом (что само по себе непросто, и мы еще обсудим, как это может происходить). Пока важно лишь признать, что сличение когнитивных образований, построенных в разных сознаниях столь разными способами и на основе разной инфор­мации, возможно. Следовательно, можно выкарабкаться из об­суждаемой гносеологической ямы.

Кстати, этот замысел отчасти реализует подход К. Маркса: моторная деятельность (практика) проверяет результаты сенсор­ного познания. Надо только допустить, что столь разные структу­ры действуют абсолютно независимо друг от друга и что результа­ты работы этих разных познавательных структур также не зависят друг от друга. Но разве может быть деятельность без сенсорного отражения? На первый взгляд это выглядит нелепым. Даже из советских психологов – приверженцев марксизма – никто все­рьез эту версию не рассматривал. Да как такое возможно? – удив­ленно спрашивал один оппонент Аллахвердова. Получается, что во время ходьбы глаза видят сами по себе, и ноги двигаются сами по себе, совершенно независимо от зрения? Так же не бывает! Аллахвердов отвечает следующим образом.

В соответствии с обычной точкой зрения у психики две основные фун­кции – отражение внешнего мира и регуляция деятельности. Это точка общего согласия практически всех психологических концепций, в том числе и таких, которые воинственно настроены друг к другу. Из этого делался вывод: раз обе функции взаимосвязаны, то они всегда взаимосвязаны. Поэтому сенсорное отражение и моторная регуляция включены в единый контур регулирования, а потому всегда последовательно соединены друг с другом. Далее идет лишь спор о том, в какой именно последовательности осу­ществляется это соединение.

Одни психологи считают, что вначале создается сенсорный об­раз, который уже затем переводится в моторную реакцию. Счита­ется, что таких психологов большинство. Наверное, поэтому эта позиция даже определяет соответствующую терминологию: при­нято говорить о сенсомоторных связях, а не, например, о мото­сенсорных. Другие психологи (среди них Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Б. Скиннер) подчеркивают, что реакция в ответ на стимуляцию воз­можна только в том случае, если организм уже умеет осуществлять эту реакцию еще до соответствующей стимуляции. Ведь сенсорная стимуляция, полагают они, из скромного набора врожденных ре­акций, имеющихся у новорожденного, не может сама по себе по­родить все богатство человеческого поведения. К тому же существу­ет спонтанная двигательная активность, не обусловленная никакой стимуляцией. Из всего этого они делают противоположный вывод: вначале действие, а потом уже сенсорный образ.