Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Екатеринбург 2006 утверждаю декан психологического факультета Глотова Г. А (стр. 58 из 61)

Вариант решения. Ответ, по-видимому, предопределен: в дру­гих сенсомоторных сознаниях, построенных другими людьми. Однако никто не имеет непосредственного доступа к сенсомоторному сознанию другого человека. Как же тогда сличать сенсомоторный язык одного человека с сенсомоторным языком другого? Остает­ся разве лишь строить догадки и их проверять. Но даже сама воз­можность организации проверочных действий кажется весьма проблематичной. Ведь если нечто сделать, предполагая в ответ определенное действие другого человека, то не известно, действи­тельно ли наблюдаемое после этого поведение партнера является ответным. Конечно, если ответ на проверочные действия строго предопределен физическими законами (партнера толкнули – он упал), биологическими потребностями (дали еду – он ест) или врожденными физиологическими реакциями (обернулся на шум), то поведение партнера можно рассматривать как ответное. Но оно позволяет скорее проверять гипотезы о физических, биологичес­ких и физиологических законах, чем гипотезы о содержании внут­реннего мира другого человека. Б. Ф. Поршнев справедливо счи­тал, что в завязи общественных отношений должны лежать действия, не имеющие непосредственного прагматического или эмоционального значения. Их он как раз и называл неадекват­ными. Поэтому гораздо более информативной была бы ситуация, когда действия первого субъекта не должны были бы вызывать у партнера никакой непосредственной реакции (т. е. были бы для партнера неадекватными действиями), но тем не менее побужда­ли бы его к ответным действиям. Как такое возможно? Ведь если действия субъекта не вызывают никакой реакции партнера, то они ни к чему и не будут его побуждать. С какой стати такие неадек­ватные действия могут вызвать ответную реакцию?

Нужен новый логический трюк. Задумаемся, а что произойдет, если оба партнера начнут свои проверочные неадекватные дей­ствия одновременно? Вполне вероятно, что каждый из партнеров будет склонен приписать причину столь странных действий дру­гого своим действиям, поскольку никакого иного естественного смысла у наблюдаемых действий партнера заведомо нет. Тем са­мым оба должны предположить взаимозависимость своих дей­ствий (каждый ошибочно, но по-разному полагая, какое действие является причиной, а какое – следствием). А далее – в силу уже многократно упомянутого закона работы механизма сознания – будет стараться подтверждать это предположение. Это значит, что, когда один в присутствии другого повторит свое неадекватное действие, тот второй сразу ему ответит своим неадекватным действием. Подтверждение гипотезы о взаимозависимости – это повторение совместных действий. И тут снова оказывается, что допущенная в истоке концептуальная ошибка превращается в истину. Ведь тем самым действия партнеров реально становятся взаимозависимыми. Более того, они вообще не имеют никакого иного содержания, кроме взаимозависимости.

Правда, установление такой взаимозависимости вначале по­чти ничего не даст взаимодействующим субъектам для непосред­ственного сопоставления сенсомоторных языков друг друга. Но если человеку удается правильно предсказывать сенсорно наблю­даемые моторные действия другого, то есть надежда, что постро­енный собственный сенсомоторный язык отражает нечто не за­висимое от структуры самого языка. Со временем же социальное взаимодействие откроет новые и удивительные возможности для проверки сенсомоторных гипотез. Постепенное усложнение вза­имозависимых совместных действий начинает порождать различ­ные социальные явления (сперва ритуалы, социальные нормы, а затем уже и речевое взаимодействие, совместный труд и пр.) и, в конечном счете человеческую историю. Так зарождается еще одно сознание, которое можно назвать вербальным. Результаты рабо­ты этого сознания тоже надо независимо проверять. Когда чело­век соотносит себя с другим человеком, «смотрясь как в зеркало в другого человека», возникает еще одно сознание – самосознание.

Проблема четвертая. Каждое следующее сознание образуется для независимой проверки предшествующих сознаний. Но его работа, в свою очередь, должна сопоставляться с работой другого независимого сознания. И так можно порождать бесконечное количество сознаний. Как вырваться из этого круга?

Вариант решения. Аллахвердов не считает нужным обсуждать вопрос, сколько имен­но сознаний существует у человека, в силу того, что поиски ответа на него являются чисто спекулятивными построениями. Важно лишь констатировать, что сознаний должно быть несколько и что некоторые сознания могут надстраиваться над другими. А для выхода из бесконечного круга достаточно предпо­ложить, что последнее из созданных сознаний (например, само­сознание) может проверять себя, соотнося свои результаты непо­средственно с сенсорикой и моторикой.

Проблема пятая. Итак, допустим, что одно из сознаний прове­ряет деятельность других сознаний и приходит к печальному ре­зультату: созданные в этих сознаниях гипотезы неверны (точнее: не согласуются друг с другом). Как оно может исправить положе­ние? Его решения определяются сравнением работы двух незави­симых сознаний, и оно не может непосредственно вмешиваться в работу этих сознаний, ибо тогда теряется исходная незави­симость этих других сознаний.

Вариант решения. Допустим, во-первых, что существует спе­циальный механизм (именно его Аллахвердов называет механизмом психики), при­нимающий решение, какое из сознаний следует сейчас актуали­зировать (осознавать) и тем самым дать ему приоритет на организацию проверочных моторных действий, а какое – не осо­знавать. Из этого допущения следует, что в каждый момент времени осо­знаются результаты только какого-то одного сознания. Проверя­ющее сознание может дать проверяемым сознаниям только сигнал об эффективности их деятельности (именно такой качественный сигнал от одного сознания к другому субъек­тивно переживается как эмоциональный). Соответственно, созна­ние, получившее уведомление о том, что его гипотезы неверны, будет перестраивать свою деятельность до тех пор, пока в конце концов не получит позитивного эмоционального сигнала – сиг­нала о подтверждении.

Итак, приведенные выше рассуждения позволяют констати­ровать: возможность логического разрешения гносеологической проблемы существует. А если это так, то все декадент­ские идеи о несуществовании Истины или о проникновении в нее исключительно сверхъестественным путем не имеют своего глав­ного логического оправдания.

Разные подходы к решению онтологической проблемы

Онтологическая проблема – самая страшная. Человек с самоочевидностью воспринимает себя хозяином своих поступков, которые он совершает на основе самоочевидных для него представлений об окружающем мире и самом себе. Вопрос: откуда возникает это переживание самоочевидного, «непосред­ственно данного», как появляется субъективное ощущение осо­знанности? Ни один ответ сегодня не может быть доказан (по­скольку у нас нет критериев, позволяющих определить наличие осознанности). Но все-таки, изменив взгляд на функции созна­ния, можно и к этой проблеме подойти с неожиданных сторон.

Метафизическое рассуждение

Среди разных попыток решения онтологической проблемы су­ществует и такое: сознанию приписывается статус особого физи­ческого явления. Назовем данный способ разрешения метафизиче­ским (т. е. буквально: стоящим за физическим). Несмотря на сомнительность этой возможности, ее все же нельзя исключить. Дальнейшее изложение – не столько гипотеза о природе сознания, сколько демонстрация способа построения возможной гипотезы при приписывании сознанию особой физической онтологии. Обычно в основе такого приписывания лежат абстрактные рассуждения, когда авторы подобной идеи сами не знают, что они имеют в виду, говоря о сознании, а в итоге строят сугубо мифологические конст­рукции. В той мере, в какой выше было введено конкретное пред­ставление о работе механизма сознания, данной метафизической идее можно приписать более-менее конкретный смысл.

Перед изложением содержания гипотезы автор предупреждает, что все последующее метафизиче­ское размышление носит исключительно умозрительный характер и заведомо не претендует на истинность, поскольку затрагиваются вопросы, в которых он не является себя специалистом. Ведь предстоит сформулировать физическую гипотезу о некоем пока никому не ве­домом процессе, напрямую вызывающем деятельность сознания. (Ибо только тогда можно надеяться, что сознание окажется онто­логически связанным с физической природой этого процесса.)

Вспомним: сознание придает случайным событиям статус за­кономерных. Оно принимает случайное событие за детермини­рованное и стремится это подтвердить. Как нечто похожее может осуществлять природа? Попробуем придумать физический про­цесс, который делает примерно то же, что, по высказанной ранее гипотезе, делает сознание.

Будем (вслед за К. Поппером) исходить из того, что мир зачи­нается предрасположенностями и что эти предрасположенности являются физической реальностью, определяя возникновение и развитие мира. Это значит, что существует некоторое исходное распределение возможностей, определяющее вероятность реали­зации той или иной истории мира. И это распределение возмож­ностей вполне может трактоваться как реальное основание бы­тия. Оно столь же необходимо, сколь и исходная геометрия мира (полагает же Я. Б. Зельдович, что вначале, до возникновения Все­ленной, образуется классическая трехмерная геометрия), оно в какой-то мере даже предопределяет геометрию мира, поскольку возможности реализуются только в возможных пространстве и времени. Теперь сформулируем метафизическое предположение, переносящее на физический мир выработанное представление о сознании: любое происшедшее случайное событие во Вселенной влияет на возможность осуществления последующих событий и тем самым отчасти детерминирует эти события. Это значит, что случайное событие может a posteriori восприниматься как причи­на последующих событий. Сама история развития бытия (от исто­рии жизни элементарной частицы до человеческой истории) из­меняет исходное распределение вероятностей в сторону выбранного на предшествующих шагах варианта. Это утверждение, замечает Аллахвердов, – лишь метафизическое предчувствие физической гипотезы, а не сама гипотеза. Физическая гипотеза должна быть высказана в та­кой форме, чтобы, во-первых, подлежала экспериментальной проверке, а во-вторых, чтобы могла быть согласована с наличным знанием. И все же, если это предположение верно, оно может иметь важное значение для понимания онтологии сознания.