Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Екатеринбург 2006 утверждаю декан психологического факультета Глотова Г. А (стр. 59 из 61)

Обсуждение метафизической гипотезы с физической точки зре­ния. Физики всегда стремились создать строго детерминирован­ное описание природы. Совершившаяся в физике вероятностная революция вызвала колоссальное сопротивление. Когда Больцман ввел в физику статистические методы, современники восприняли его как «математического террориста». Даже один из со­здателей квантовой механики, Гейзенберг пытался трактовать неопределенность не как объективную составляющую мира, а лишь как отражающую субъективный фактор: случайность – это просто, мол, принципиальная непредсказуемость человеком не­которых явлений в природе. Лишь постепенно укрепилось убеж­дение, что случайность неизбежно должна входить в описание самой природы. Физики оказались вынуждены признать за слу­чаем онтологический статус. В классической термодинамике это привело к обескураживающему утверждению: любая физическая система эволюционирует в сторону хаоса, роль случайности в мире возрастает со временем. Когда С. Вир как-то сказал обратное: мол, «порядок более естественен, чем хаос», он вынужден был пояс­нить: «Это, мне кажется, весьма неожиданное заявление, ибо, когда я недавно опубликовал его, ряд читателей написали письма с указанием на "опечатку"».

Сделанное метафизическое предположение говорит как раз о движении к порядку: детерминированность в мире все время рас­тет, хотя и никогда не достигнет состояния, полностью предре­шенного предшествующей ситуацией. Сегодня, при возрастаю­щей популярности работ Пригожина, с развитием синергетики это кажется не столь вызывающим, как во времена Вира. И тем не менее все равно выглядит противоречащим законам термодина­мики.

Идея возможности возникновения, существующей еще до са­мого возникновения, в какой-то мере реализована в сугубо физи­ческом замысле Фейнмана, развитом Хокингом: история жизни каждой элементарной частицы имеет некоторую вероят­ность и является суммой всех ее возможных предысторий в неко­ем виртуальном (Хокинг говорит: мнимом) времени. Предложен­ная идея восходит также и к «многомировой» интерпретации квантовой механики, которая была высказана в 1957 г. X. Эвереттом и поддержана учителем Фейнмана Уилером: реальность состоит из множества миров, в каждом из которых реализуется одно возможное состояние частицы. Мы существуем лишь в од­ном из этих миров, именно поэтому, измеряя состояние частицы, мы определяем только одно значение – другие состояния нам просто не доступны. Поппер полагает, что изначально существующие предрасположенно­сти реализовать себя внутренне присущи всем возможностям в разной степени, они «в чем-то подобны силам, удерживающим статистические данные в устойчивом состоянии». Аллахвердов же предла­гает рассматривать эти предрасположенности как изменяющиеся во времени и, соответственно, не считает статистические данные столь устойчивыми, как это полагает Поппер.

Аллахвердов допускает, что у сделанного метафизического предположения есть прямые проверяемые в опыте логические следствия. Так иногда физики на­ходят регулярности в протекании вроде бы заведомо случайных процессов. Например, процесс радиоактивного распада, теорети­чески долженствующий соответствовать гауссовой кривой, по некоторым данным, имеет отклоняющуюся от этой кривой регу­лярную составляющую, связанную на Земле со временем суток и географической широтой, на которой распад происходит. Вряд ли данные характеристики были присущи радиоактивному процес­су до возникновения нашей планеты. Но если это так, то случай­ный процесс приобретает регулярность по ходу эволюции Вселен­ной! А некоторые экспериментаторы утверждают, что события, которые априорно оцениваются как крайне маловеро­ятные, случаются еще реже, чем это предсказывает теория (но именно этот эффект предсказывает наше метафизическое пред­положение).

Физики строят сложные теории, чтобы объяснить, почему мир, в котором мы живем, насыщен электронами, а не позитронами – симметричные законы на пер­вый взгляд вроде бы делают появление и тех и других равноверо­ятным (хотя если бы это было так, то вряд ли такая постоянно аннигилирующая Вселенная могла бы развиваться). Однако по­рассуждаем в духе сделанного метафизического предположения: если совершенно случайно вначале появилось несколько элект­ронов, а не позитронов, то это повлияло на дальнейшую эволю­цию, сделав намного более вероятным именно тот вариант, кото­рый ранее уже был выбран, т. е. возникновение электронов. Может быть, даже допустимо говорить о некотором аналоге естествен­ного отбора для Вселенных. Первые (да и последующие) случай­но выбранные события вполне могут оказаться роковыми для Вселенной. Например, если бы разница в массах протона и нейтрона слегка отличалась от действительной, то уже был бы невоз­можен ядерный синтез, а вместе с ним и эволюция Вселенной. Многие неприятности вполне могли бы привести к уничтожению неудачно построенной Вселенной. Выживают только те Вселен­ные, которые оказались удачливее. А если это так, то кто знает, в насколько удачной Вселенной мы живем? Правда, введенное ме­тафизическое предположение позволяет предполагать, что каж­дая следующая реализация возможностей хоть чуть-чуть, но уве­личивает вероятность удачи.

Логические последствия. Сделанное предположение должно смутить поклонников теории вероятностей, ибо оно подрубает самые основы этой теории и ставит под сомнение методы математичес­кой статистики (горе эмпирикам, любящим получать выво­ды лишь в результате сложных статистических расчетов! – восклицает Аллахвердов). Ведь все версии теории вероятностей предполагают независимость разных испытаний друг от друга. Идея независимости испытаний лежит в основе закона больших чисел, в основе гауссова распределения. Метафизическое предположение означает отказ от этой идеи. Следовательно, нормальные распределения фактически вообще не должны встречаться (они могут давать удовлетворительное при­ближение только в предельных случаях). Классическая интерпре­тация вероятностей опирается на принцип индифферентности Лапласа: две возможности тогда и только тогда равновероят­ны, когда нет оснований для предпочтения одной из них. Суще­ствуют, впрочем, непреодолимые логические трудности, связан­ные с этим принципом. Теперь же, исходя из сделанной гипотезы, он вообще заведомо неверен, так как всегда есть основания пред­почитать появление того или иного события. Нарушается также условие иррегулярности (стохастичности), введенное Мизесом и являющееся основанием практически любой эмпириче­ской интерпретации вероятностей: предел относительной часто­ты в любой выборке из бесконечного числа событий отнюдь не обязательно будет стремиться к пределу относительной частоты во всем наборе этих бесчисленных событий. Да и вообще: любое эмпирическое определение вероятности события связано с измере­нием частоты встречаемости этого события. Но если частота са­мого события заведомо не является неизменной, то как оцени­вать вероятность?

Впрочем, настоящей прикладной теории вероятностей еще, собственно, и нет. То, что существует на сегодняшний момент и именуется этой теорией, содержит столь большое количество пря­мых логических изъянов, что ее корректное применение в эмпи­рическом исследовании вряд ли вообще возможно. Термины «слу­чайность» и даже «распределение вероятностей» до сих пор не имеют строгого определения. Я. Хинтикка вообще заявил о неле­пости любого логического определения вероятности. Нет ни од­ного определения, из которого стало бы ясно, что означает ситу­ация, когда вероятность принимает иррациональные значения (а ведь, например, считается доказанным: вероятность того, что при случайной перестановке чисел натурального ряда хотя бы одно число окажется на своем месте, равна 1-е-1). Некоторые специа­листы даже предлагают избавиться от слова «вероят­ность», хотя и признают, что выкинуть это слово из языка крайне трудно. Неудивительно, что появляются весьма убедительные публикации с требованием создать принципиально иную теорию случайных процессов. Поэтому, то, что предложенная метафи­зическая гипотеза противоречит аксиоматике теории вероятнос­тей, еще не делает эту гипотезу заведомо неверной.

Метафизическое предположение и паранормальные явления. Если же еще дополнительно допустить, что само сознание каким-то образом онтологически связано с этим физическим процессом и, например, умеет считывать информацию о распределении веро­ятностей различных событий во Вселенной или хотя бы узнавать об изменении вероятностей наступления будущих событий, то это придает сознанию специфические возможности. Такой взгляд на сознание подкрепляется различными сообщениями о влиянии сознания на частоту радиоактив­ного распада, на работу импульсного генератора случайных чи­сел, о других экстрасенсорных явлениях, включая ясновидение, телепатию и пр. (здесь Аллахвердов обращается с просьбой к любителям паранормаль­ных явлений: не считать данный текст подтверждением суще­ствования этих явлений).