В теории государства и права одним из классификационных критериев выступает экономический базис общества. В итоге все богатое многообразие имевшихся в истории конкретных форм государственности и права предстает совершенно в ином виде. Становится очевидным, что есть конкретные сменяющие друг друга типы государства, соответственно существуют и типы права. Процесс смены одного типа государства и права другим в конечном счете не зависит от воли и сознания людей как исторически закономерное явление.
Таким образом, теория государства и права выясняет объективные законы общественного развития, отраженные в государстве и праве, их социально-политические цели, вскрывает весь механизм государственно-правового регулирования общественных отношений и тенденции его развития.
Однако связь государства и права с общественными, прежде всего экономическими отношениями не так проста. Право не есть простой слепок с экономических отношений. Последние отражаются в сознании политических сил, стоящих у власти, формируют у них определенные политические и правовые убеждения, на основе которых затем формируется государственная воля, выраженная как закон.
Поэтому теория государства и права изучает и политические отношения, влияние правовой идеологии на развитие данных институтов, а также правовые отношения, через которые право воздействует на общественные связи.
Теоретические знания необходимы не только для того, чтобы создавать различные материальные и культурные блага, но и, в большей степени, — для самостоятельного и рационального мышления. Без минимума знаний экономического, политического, государственно-правового характера невозможно существование устойчивого свободного и демократического общества.
Предмет теории государства и права, как и всякой науки, не остается неизменным. Социальная практика в нашей стране и за рубежом ставит перед наукой все новые и новые вопросы, требующие теоретического осмысления и решения на основе политического обобщения и практики. В первую очередь должны быть исследованы проблемы:
закономерности формирования и развития аппарата власти и управления, пути повышения его ответственности;
пути развития демократии, совершенствования представительной системы;
пути совершенствования системы права и разработка основ систематизации законодательства, практики его реализации;
анализ проблемы реализации законности в качестве неотъемлемого компонента образа жизни российского общества;
роль права как регулятора общественных отношений в период научно-технической революции;
пределы воздействия государства и права на общественные отношения, функции права и др.
Взгляд на государство и право как исторически закономерные институты является логическим выводом учения об обществе.
Теория государства и права изучает государственно-правовые явления не изолированно от других фактов цивилизованного общества, а в тесной и неразрывной связи с ними. Особое влияние на них оказывают возникновение и развитие классов и классовой борьбы, реализация общих интересов собственников основных средств производства и т. д. Государство и право не являются, однако, пассивным следствием этих процессов, а обладают относительной самостоятельностью, активной силой. Они непосредственно влияют прежде всего на экономику, оказывая тем самым воздействие на весь ход истории. В современных условиях социально-политическое развитие всех стран мира характеризуется возрастанием роли государства и права в жизни общества, усилением государственно-правового вмешательства в различные общественные процессы.
2. Метод теории государства и права
Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает собственный метод. Имеет его и теория государства и права. Методология (от греческих слов "метод" — путь к чему-либо и "логос" — наука, учение) — это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания.
Государственно-правовые явления изучаются с различных философских, мировоззренческих позиций: а) метафизики; б) диалектики (материалистическая и идеалистическая). Одни теории связывают наличие государства и права с божественной силой либо объективным разумом (объективный идеализм); вторые — с сознанием человека, его психикой, переживаниями, ощущениями, объявляют государство и право результатом согласования воли, договора людей (субъективный идеализм); третьи акцентируют внимание на материально-диалектических причинах (объективный материализм); четвертые связывают формы государства и права с географическими характеристиками территории, этническими и национальными особенностями людей (субъективный материализм). Существуют теории, представляющие государство и право явлениями постоянными (они были всегда и будут существовать вечно) и неизменными, глубоко не связанными друг с другом и иными общественными явлениями (метафизические учения о государстве и праве). Религиозные теории отвергают саму возможность познания государства и права (агностицизм), утверждают примат веры над разумом. Каждому из этих методов присущи свои законы, принципы, категории.
Методологической основой теории государства и права является философия, представляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека. Философия изучает наиболее общие законы развития объективного мира, человеческого общества и мышления, позволяет проникнуть за внешнюю сторону явлений общественной жизни, увидеть их связи и взаимосвязи, познать их сущность, законы, которые управляют ими. Как мировоззрение философия вырабатывает идеальные модели развития общества и человека, а также пути их реализации. Она раскрывает смысл человеческого бытия, очерчивает ценностные параметры политического, правового, нравственного, эстетического и научного отношения человека к миру.
Диалектическая логика не существует вне материалистической диалектики. Она раскрывает значение наиболее общих законов развития объективного мира для движения мысли к истине, т. е. является наукой о тождестве содержания знания и объекта, раскрывает формы мышления лишь с позиции их строения, не отвлекается от выраженного в них конкретного содержания, берет их не в застывшем, изолированном виде, а во взаимосвязи, в движении, в развитии.
Если формальная логика анализирует уже сложившиеся теории, то диалектическая вскрывает логические принципы перехода к новому знанию, исследует образование и развитие теорий.
Основные требования диалектической логики: а) всесторонний охват предмета в мышлении; б) рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении; в) привлечение всей человеческой практики для полного определения предмета; г) понимание того, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
Любая юридическая наука, в том числе и основополагающая в этой области — теория государства и права, должна творчески использовать категории философии с учетом специфики своего предмета, вырабатывая собственные специальные приемы и способы.
В теории государства и права главная цель познания — выяснить истину для того, чтобы преобразовать действительность, опираясь на объективный критерий—практику. Во-первых, сами понятия (категории) рассматриваются как такие мыслительные образы, которые выработались в длительной исторической практике познания и преобразования людьми своих жизненных условий. Во-вторых, теоретические выводы сверяются с практикой, т. е. явлениями реальной общественной жизни. В-третьих, проверяется историческая истинность этих выводов в качестве установок на творческое преобразование существующих условий.
Диалектика как методология не сводится к подбору примеров из предметной области для иллюстрации истинности ее положений; в своих категориях диалектика формирует законы познания, и ею нельзя овладеть, обращаясь только к сумме примеров, фактов.
Далее, диалектика не является орудием, инструментом простого доказывания, подобно тому, как при ограниченном понимании проблемы можно было бы считать таким инструментом формальную логику или элементарную математику. Даже формальная логика представляет собой, прежде всего метод для отыскания новых результатов, для перехода от известного к неизвестному.
Доказывает истинность того или иного теоретического положения историческая материальная практика людей, поэтому ссылка на категории диалектики как средство простого доказывания не имеет ничего общего с ее методологическим применением. Она не является универсальной "отмычкой" для решения всех вопросов специальных наук, для открытия новых истин конкретных наук, ибо эти вопросы решают сами специалисты.
Обобщая закономерные связи природы и общества, философские категории выступают и как категории мышления, познания и поэтому имеют всеобщее методологическое значение, играют роль опорных пунктов всякого познания, являются одновременно и логическими категориями.
Таким образом, материалистическая диалектика как методология, т. е. как диалектическая логика, включает: общие категории — понятия о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления (например, "содержание", "форма"; "сущность", "явление", "причина", "следствие"); категории, отражающие специфические связи в процессе познания ("материя" и "сознание"; "эмпирическое" и "теоретическое"; "абстрактное" и "конкретное"; "историческое" и "логическое"); принципы познания (единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному); общелогические и общенаучные приемы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, системный и функциональный анализ, конкретно-социологический анализ).