Экономический базис (содержание) — определяющая причина возникновения и развития государства и права (форма). Категории "содержание" и "форма" объясняют как зависимость государства и права от базиса, так и их относительную самостоятельность.
Теория государства и права, используя уже выработанные понятия (категории), изучая данные институты с помощью этих категорий, прослеживает, какое выражение они получают в исследуемой области. Например, философская категория "сущность" фиксирует определенный уровень знания объективного мира. Сущность предмета—это его основание, которым реаль-но, в действительности определяются другие его свойства. Оперируя этим понятием, теория государства и права вырабатывает свои: "сущность государства", "сущность права". Эти категории не создают новой философской концепции, они диалектически "снимают" содержание философских положений.
Методологическое и теоретическое значение конкретных категорий огромно. Это — "остов", "скелет" знания и инструмент его дальнейшего приобретения. Категории логически связаны между собой, составляют систему знаний. Их применение для всякого нового познания и составляет методологию науки.
Юридические понятия (категории) формулируются в виде определений, кратко раскрывающих существо правовых явлений. Они, несомненно, имеют теоретическое значение для соответствующей отрасли государственно-правовой науки и немаловажны для практики применения права. Чем сложнее соответствующее государственно-правовое явление, тем с меньшим успехом можно выразить в кратком его определении все существенное. Определение в таком случае служит лишь средством для первоначальной ориентировки в предмете.
Теория государства и права, изучая общие закономерности динамики государственно-правовых явлений, вскрывает тенденции и намечает прогнозы развития государства и права, вырабатывая и более конкретные, рациональные практические выводы и рекомендации. Нужно только постоянно помнить, чтобы эти рекомендации опирались не только на общие соображения, но и на конкретный анализ действительности.
Теория государства и права в процессе познания государственно-правовых явлений использует: а) общенаучные методы (формально-логический, социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический и т. п.); б) общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование); в) частнонаучные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования и т. п.).
Методология не может оставаться раз и навсегда данной. Она постоянно обогащается, подчиняясь задачам все более глубокого изучения государства и права, которые в свою очередь тоже находятся в постоянном развитии.
Глава 2. Происхождение государства и права
1. Общая характеристика социальной власти
и норм догосударственного периода
Общество возникло гораздо раньше государства (если первое — около 3-4,5 миллионов, то второе — всего лишь 5-6 тысяч лет назад).
Особенностью социальной власти и норм догосударственного периода являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда — необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и распределении продуктов на основе равенства.
Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и норм первобытного общества.
Признаки социальной власти, существовавшей в догосу-дарственный период:
1) распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали);
3) органами власти выступали родовые собрания, старей шины, военоначальники и т. п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.
Признаки норм, существовавших в догосударственный период:
1) отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного и длительного применения);
2) существовали в поведении и в сознании людей, не будучи, как правило, закреплены в письменной форме;
3) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
4) ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу), отсутствие собственно прав и обязанностей;
5) выражали интересы всех членов рода и племени.
2. Причины и формы
возникновения государства
Государство — политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе социального развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.
Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этом. Отсюда — различные теории возникновения государства: теологическая (божественная сила); договорная (сила разума, сознания); психологическая (факторы психики человека); органическая (биологические факторы); материалистическая (социально-экономические факторы); теория насилия (военно-политические факторы) и т. д.
Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как "азиатский способ производства" (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, выступая организаторами производства.
По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.
Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку оно вырастет непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.
В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против родовой аристократии (патрициев).
Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных территорий, для господства над которыми родовая организация приспособлена не была. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной земельной собственности, а крестьяне сохраняли и свободу, и собственность на землю).
3. Основные теории происхождения государства
Теологическая теория происхождения государства
Теологическая теория получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).
По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчиниться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.
Вместе с тем данная доктрина слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере.
Патриархальная теория происхождения государства
К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др.
Они обосновывают свою теорию на том, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи. Последующий рост семей и объединение под их крылом все большего числа людей приводит в конечном счете к образованию государства.
Отсюда власть государя — продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти "патриарха", подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.