Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Краткий учебник для вузов Рекомендовано Министерством (стр. 46 из 77)

Отдельную группу составляют организации, которые воз­никают и функционируют на основе индивидуальных склонно­стей и интересов того или иного слоя людей (общества филате­листов, нумизматов, автолюбителей и т. п.). Политический отте­нок они приобретают лишь как объекты воздействия государ­ственных и иных политических органов и организаций, но от­нюдь не как субъекты — носители политической власти и со­ответствующих отношений.

Третий критерий — программность — дает возможность определить степень участия той или иной организации в поли­тической жизни страны, зафиксировать ее политические цели и задачи, а следовательно, включить в политическую систему общества.

Существуют различные подходы в исследовании полити­ческой системы, однако несмотря на их многообразие представ­ляется, что она выступает сложным комплексом отношений между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, личностями и их политическими институтами.

Институциональный подход заключается не только в опре­делении и выделении формирующих политическую систему (организацию) общества институтов, но и в анализе ее элемент­но-структурных, субъектно-институциональных и отчасти фор­мально-юридических сторон.

Функциональный подход связан с рассмотрением полити­ческой системы с позиции направлений ее деятельности, осо­бенностей протекания политического процесса и реализации политического режима как системой в целом, так и ее отдель­ными институтами или группами институтов.

Регулятивный подход отражает особенность функциони­рования политической системы общества на основе всего ком­плекса нормативного регулирования (обычаев, традиций, прин­ципов, воззрений, норм права, морали, корпоративных норм и т. п.).

Идеологический подход отражает особенность взглядов, идей, представлений тех или иных исследователей на пробле­му бытия политической системы общества, направлен на фор­мулирование конкретной политической теории.

Коммуникативный подход представляет собой анализ по­литической системы с позиции системообразующих связей и отношений между различными ее институтами.

В качестве самостоятельного следует выделить личност­ный подход при" исследовании политической системы, тем бо­лее что в философском понимании первичным элементом сис­темы считается человек, сущность которого есть совокупность всех общественных отношений. Личность в политической сис­теме выступает в разных политико-правовых состояниях.

Функционирование любой системы (экономической, поли­тической, социальной, правовой и т. п.) в конечном счете опре­деляется человеком. Люди формируют политическую систему и участвуют в реализации ее возможностей, они же составляют и то гражданское общество, на которое воздействует эта политическая система, поэтому на ее характере, типе, формах влия­ния всегда лежит отпечаток культуры, традиций, психологии людей.

Мыслители прошлого отмечали огромную роль людей как субъектов политики. Личности органически присуще полити­ческое измерение. Еще Аристотель писал, что человек по при­роде своей — существо политическое; кто по тем или иным причинам живет вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении. Отметим, что в современном цивилизованном обществе политика осуще­ствляется для людей и через людей.

В литературе нет единого мнения о понятии политической системы и его соотношении с понятием политической организа­ции общества. Однако следует подчеркнуть, что развитие поня­тия политической системы общества, ее теории особенно ин­тенсивно происходило именно на основе существующей уже теории и понятия политической организации общества.

Утверждая, например, что правильное научное толкование и применение категории "политическая система" позволяет не только преодолеть трудности, которые возникли в связи с ис­следованием политической организации общества, но и свести в единый комплекс все основные категории и понятия, характе­ризующие политическую жизнь общества, некоторые авторы считают, что политическая система как явление и как понятие шире политической организации общества.

Политическая система общества аккумулирует, сводит во­едино как политические институты и отношения, складываю­щиеся прежде всего в виде организаций, учреждений (государ­ственных и общественных), так и практику политической жиз­ни. Политическая же организация общества определяет его по­литическое устройство, взаимосвязь политических институтов и учреждений. Иными словами, политическая организация об­щества дает преимущественно институционную характеристи­ку политической системы.

Основным содержанием понятия политической организа­ции общества является совокупность государственных и обще­ственных учреждений, составляющих институционально-орга­низационную структуру его политической жизни. В данном слу­чае главными объектами исследования выступают политиче­ские учреждения и организации, выполняемые ими задачи, ха­рактер и содержание их деятельности, взаимоотношения меж­ду ними, выражение ими интересов классов, слоев и социаль­ных групп и т. д.

Таким образом, сторонники более широкого понимания по­литической системы подчеркивают, что политическая органи­зация общества является наиболее существенным элементом этой системы, поскольку именно через политические организа­ции происходит выдвижение основных целей и задач общества и определение политической линии, формирование политиче­ских и правовых норм, мобилизация всего общества.

Вторая группа ученых, напротив, считает политическую систему составной частью политической организации общества. Утверждается, что необходимость использования для охраны и развития исторических завоеваний трудящихся государствен­ной власти, государства предполагает существование полити­ческой системы как составляющей политической организации общества.

Третья группа исследователей придерживается мнения, что эти понятия тождественны.

Уважая позиции авторов различных точек зрения, следу­ет, по всей видимости, присоединиться к первой из них и рас­сматривать политическую систему в широком смысле слова как категорию, более богатую, включающую и политическую орга­низацию общества, и все иные проявления политической жизни.

Учитывая сказанное, можно дать следующее определение.

Политическая система общества — это совокупность взаи­мосвязанных государственных, общественных и иных органи­заций, призванных развивать организационную самостоятель­ность и политическую активность личностей в процессе реали­зации ими политической власти.

2. Место и роль государства в политической системе

Огромную теоретическую и практическую значимость, осо­бенно в современных условиях, имеет рассмотрение проблемы взаимосвязи политической системы общества и государства, выявление экономических и социально-политических факторов, определяющих его место и роль в политической системе обще­ства.

Следует сразу же оговориться, что государство нельзя ото­ждествлять с политической системой, его следует рассматри­вать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт.

В отечественной и зарубежной литературе исследованию вопросов, касающихся различных сторон внутренней организа­ции и деятельности государства, уделяется значительное вни­мание. Государство обстоятельно изучается в различных на­правлениях: в структурном и функциональном плане, с точки зрения его статики и динамики, с позиции философских кате­горий формы, содержания, сущности.

Однако при этом нередко остается без внимания ряд во­просов, непосредственно связанных с функционированием го­сударства как составного элемента политической системы об­щества. Рассмотрение государства в этом ракурсе позволяет охарактеризовать государственный механизм через опосредуе­мые им политические отношения и тем самым дает возмож­ность более точно определить место и роль в политической сис­теме общества государства — с одной стороны, правящей пар­тии, — с другой, иных звеньев системы, — с третьей.

Государство не просто самое массовое политическое объе­динение граждан; в него входят все без исключения члены об­щества, находящиеся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. Государство есть выразитель их об­щих интересов и мировоззрения. Следовательно, с деятельно­стью государства, с осуществлением государственного управ­ления связаны реальные и самые широкие возможности участ­вовать в политической жизни общества. Идея участия каждого человека в решении общих дел, ответственности каждой лич­ности за судьбу государства, общества нашла свое конкретное выражение в целом ряде законов, Декларации прав и свобод человека и гражданина.

В юридической литературе встречается понимание госу­дарства как основы политической системы. Следует присо­единиться к точке зрения М. Н. Марченко, что государство не выступает, да и не может выступать в этом качестве. Рассмот­рение государства в качестве основы или главного структурного элемента политической системы привело бы к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, какими представляются действительные экономические, социальные, идеологические основы этой системы.

Место и роль государства в политической системе общест­ва определяются следующими основными моментами:

государство играет немаловажную роль в совершенство­вании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;

государство организует всех граждан, представляет обще­ство в целом; только им и от его имени принимаются властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные дня выполнения каждым. Это, собственно говоря, основная форма политической интеграции общества на строго ограниченной тер­ритории, подчиненной определенному виду политического гос­подства. Государство является носителем власти, юрисдикция которого распространяется на всю территорию страны. Госу­дарство, говоря словами Гегеля, есть действительность субстан­циональной воли, которой оно обладает в возведенном в свою всеобщность особенном самосознании, есть "в себе и для себя разумное". Это субстанциональное единство — абсолютная, не­подвижная самоцель, в которой свобода обладает высшим пра­вом по отношению к единичным людям, чья высшая обязан­ность состоит в том, чтобы быть членом государства. С этой точки зрения правовое государство призвано обеспечить усло­вия для жизнеспособности и функционирования гражданского общества, основных его институтов, принципов и ценностей. Оно, по сути дола, не что иное, как политическая организация граж­данского общества;