5. Соотношение методов убеждения и принуждения в праве
Данные методы социального управления универсальны; они присущи различным регуляторам, в особенности праву.
Убеждать — значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, расширяя свободу выбора. Убеждение возможно через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т. д. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права, и должно использоваться как основной метод.
К важным формам" убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеют преамбулы нормативных актов, обосновываются цели и задачи их принятия.
Принуждать — значит склонять людей к определенной деятельности путем силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться в правовой сфере через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т. д. Особенности принуждения:
1) это более жесткий метод воздействия права на субъектов;
2) является второстепенным, применяемым после убеждения;
3) реализуется в особой процессуальной форме, установленной в праве;
4) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т. е. включает черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнять правовые предписания.
Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.
Убеждение и принуждение воплощаются в двух соответствующих способах правового регулирования — диспозитивном и императивном.
6. Функции права: понятие и классификация
Функции права — это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
С помощью понятия "функции права" можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие.
Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических или общесоциальных. Если следовать широкому смвгс-лу функций права, то среди них можно выделить, например, такие, как экономическая (право упорядочивает производствен-HBie отношения, закрепляет формы собственности и т. п.), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения}, коммуникативная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).
На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.
Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с ее помощью призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т. и.
Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений — обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений — и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать, когда нормальному процессу развития тех или иных социальных связей что-либо препятствует. Для того, чтобы убрать с пути эти препятствия, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.
Глава 9. Типы права и правовые системы (семьи)
1. Понятие и типы права
При формационном подходе следует исходить из того положения, что каждому типу государства соответствует свой тип права.
Исторически первым в отдельных странах возникает рабовладельческое право. Оно рождается вместе с государством и представляет собой возведенную в закон волю, стоящих у власти рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатацию человека человеком. Характерная его черта — открытое закрепление неравенства людей. Это выражалось в том, что рабы рассматривались не как субъекты права, а как его объекты.
Рабовладельческое право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относительно своего "говорящего" орудия, была разработана сложная система жестоких наказаний рабов за сопротивление господину. В области имущественных отношений раб также был полностью бесправен. Все, что он приобретал, становилось собственностью его владельца.
Рабовладельческое право открыто закрепляло неравенство и среди свободного населения. В Вавилоне это были мушкену, в Риме — плебеи и перегрины, в Афинах — метеки и т. д. Полная правоспособность признавалась лишь за патрициями, сокращенная — за плебеями, еще более ограниченная — за иностранцами. Рабы были полностью неправоспособны.
В рабовладельческом праве открыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчины и женщины, господства отца над детьми. Ни жена, ни дети не имели права приобретать собственность, женщины отстранялись от участия в общественной жизни.
Центральное место в рабовладельческом праве занимает институт частной собственности, детально регламентированный порядок приобретения, пользования, и распоряжения ею. Охрана частной собственности сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Наивысшего расцвета этот институт достиг в нормах римского права, которое было классической формой права, основанного на частном собственности. В римском праве подробно регламентировалось все, что имело отношение к праву собственности (вещное право, обязательственное право, долговое право и т. д.), и это привело к его рецепции (заимствованию) буржуазными государствами (достаточно сослаться на кодекс Наполеона).
С точки зрения формы рабовладельческое право было примитивно. Преобладал правовой обычай. Обычное право было преимущественно неписаным, его нормы устно передавались из поколения в поколение. С развитием рабовладельческого общества возникла потребность ввести право в виде законов, роль которого все более и более возрастала. Немалое значение имела и такая форма, как судебный или административный прецедент. Рабовладельческому государству было известно правотворчество в форме издания общеобязательных постановлений органами государственной власти (сенатом) или должностными лицами.
Рабовладельческое право было систематизировано. Так, римские гористы различали; цивильное право — право, которое каждый отдельный "народ" устанавливал для себя; естественное право — право, установленное самой природой; право народов, по которому аргументировалось рабство во всех его формах.
Цивильное право по чисто формальным моментам делилось на частное и публичное. Впервые такое деление обосновал римский юрист Ульпиан, утверждавший, что публичное право выражает интересы римского государства, частное — отдельных лиц. Публичное право включает святыни, деятельность жрецов, государственные должности; частное делится на три части: предписания собственно правовые, предписания народов и предписания государства. Частное право составляло совокупность норм, регулирующих отношения собственности, наследования, семейное право.
В отдельных странах исторически первым возникает феодальное право, для которого характерен принцип формального неравенства: права и обязанности определялись по принадлежности к тому или иному сословию.
Феодальное право — это право-привилегия. Оно носило партикулярный (местный) характер. Хозяйственной разобщенности, неразвитой технике и медленному развитию сельского хозяйства способствовала политическая децентрализация.
Классовая сущность феодального права заключалась в защите интересов крупных землевладений и личности феодалов, в закреплении крепостной зависимости крестьянства. Земельная собственность — это непосредственные отношения господства и порабощения, отсюда феодальное право — это кулачное право. Ему не присуще деление на частное и публичное. При господстве крупной земельной собственности право принуждения непосредственно вытекает из земельной собственности и является одним из правомочий землевладельца, а политическая власть составляет атрибут земельной собственности. Иммунитеты ограждали частные интересы собственников.
Феодальное право носило религиозный характер, что определялось местом и ролью церкви в средневековом обществе. Церковь как крупный земельный собственник, независимый от светской власти, имела свое право (каноническое), свой суд, свои тюрьмы. Она была идеологической силой, монополизировавшей дело образования. Ее догмы лежали в основе мировоззрения, носившего теологический характер, авторитет феодального законодательства подкреплялся религиозными постулатами. Например, армянский просветитель Мхитар Гош в своем Судебнике пространно объясняет, почему Христос, завещав людям блюсти законы, не изложил их сам письменно, а предоставил это законодателям отдельных стран. Санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом.
Буржуазное право появилось как результат правотворческой деятельности буржуазного государства для укрепления капиталистического общественного и государственного строя.
Буржуазное право устраняет сословное деление общества, провозглашает принцип "священной и неприкосновенной частной собственности", идеи естественных и неотчуждаемых прав человека, деление права на частное и публичное и т. п.