Следовательно, без правосознания немыслимы и правотворчество, и право. Но право создается не правосознанием, а материальными условиями жизни общества. Правосознание лишь опосредует этот процесс.
Действующее в обществе право оценивается коллективным и индивидуальным сознанием с точки зрения справедливости или несправедливости. В последнем случае формируются представления о необходимости совершенствовать правовую систему.
Политические силы, стоящие у власти, подчас из-за ограниченности своего сознания не способны понять преходящий характер отношений господства, поэтому их правосознание иллюзорно и они ложно понимают "вечность", "естественность", "справедливость" охраняемых правом отношений, т. е. искаженно представляют собственный статус. Их правосознанию присущи и такие черты, как нереальность, авантюризм.
Некоторые представители юридической науки отрицают правосознание как форму общественного сознания, имеющую рациональный характер. Чаще всего в правосознании усматривается "иррационализм", "правовые чувства" и т, п. Очевидно, что ну ясно исходить из единства взглядов политических сил, стоящих у власти, и господствующего правосознания.
Право и правосознание не создают друг друга. Они оба формируются объективными условиями и взаимодействуют. Право влияет на правосознание, складывает представления членов общества об их правах и обязанностях, о должном правопорядке. И, наоборот, правосознание влияет на право, определяет практику правоприменения в интересах политических сил, стоящих у власти, обусловливает нормотворчсскую деятельность государства.
Материальное господство эксплуататорского меньшинства приводит к тому, что его идеология также становится господствующей, навязывается массам; тем не менее и в эксплуататорских обществах правосознание политических сил, стоящих у власти, не может устранить инакомыслия отдельных социальных групп. Так, для буржуазного правосознания характерна индивидуалистическая психология, и она нередко приходит в столкновение с общими интересами буржуазии.
Правосознание эксплуатируемых масс, формируясь и освобождаясь от идеологического влияния эксплуататоров, служит необходимым звеном подготовки коренных социальных перемен.
Таким образом, различные уровни правосознания играют неодинаковую роль как в правовом понимании действительности, так и в воздействии на право.
Правосознание обладает определенной структурой. Общепризнано, что оно складывается из двух основных элементов: правовой идеологии и правовой психологии.
Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и правоприменения, она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового регулирования.
Правовая наука создает теоретические концепции, которые отражают закономерности развития правовой надстройки; является базой для правовой политики и идеологии; содержит методологию изучения государственно-правовой надстройки; формирует пути совершенствования права.
Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы:
общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;
психологический уклад, т. е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;
представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;
чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;
способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.
Юридическая психология, будучи сама по себе сложносо-держательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного — целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правомерного (стереотипы, привычки, автоматизмы и т. д.), так и противоправного поведения. Бессознательное может проявляться как интуиция, аффект.
Правовая психология и по содержанию знаний о праве, и по способу их формирования существенно отличается от правовой идеологии. Наиболее полно она обнаруживает себя при формулировании и детализации правовых норм и в меньшей степени — при определении принципиальных правовых установок,
Структуру правосознания можно рассматривать и по субъектному составу. В этом случае выделяется правосознание индивидуалъное, групповое, общественное, причем при характеристике субъектного состава правосознания обязательно надо иметь в виду те качественно своеобразные стороны, которые обусловливают уровень правовой идеологии и правовой психологии, присущей правосознанию тех или иных индивидов (групп, общества).
В эксплуататорских обществах политические силы, стоящие у власти, не заинтересованы в том, чтобы повышать правосознание народа. Их усилия направлены на то, чтобы держать массы в духовной темноте и невежестве, давать им самые примитивные представления о праве.
Функциями правосознания, т. е. основными направлениями его воздействия на общественные отношения, являются: познавательная, оценочная, регулятивная, ценностная.
Уровни правового сознания зависят от степени понимания права и подразделяются на обыденное, специализированное (его часто называют профессиональным) и научное (теоретическое).
Таким образом, правосознание как объективная реальность — это сложившаяся на основе права и вместе с ним система идей, представлений и понятий о праве, осознанные потребности в праве, содержащие представление (понимание) о сущности, путях его развития и правопорядка в широком смысле слова.
2. Правовая культура: понятие, функции, виды
Ученые не могут найти единый подход к трактовке как самой категории "правовая культура", так и ее структурных компонентов, содержания, функций в силу того, что понятие правовой культуры многоаспектно.
Общепризнано, что правовая культура отражает не только субъективную сторону правового поведения личности, но и материализацию идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности. В самом общем виде правовая культура предстает как система различных отношений, а также как процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов в сменяющихся поколениях людей.
Особенность правовой культуры состоит в том, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.
Правовая культура предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического восприятия правовой реальности; осознание специфических способов деятельности правоохранительных органов; осознание результатов реализации требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка.
Правовая культура связана с правовым сознанием, опирается на него, однако является самостоятельной категорией, так как включает не только социально-психологические процессы, фиксируемые в соответствующих нормах права, но и юридически значимое поведение людей, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов. В правовую культуру входят те элементы общественного сознания, которые формируют определенные варианты правового поведения людей в обществе, в коллективе.
Подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу — систему правовых ценностей, идеалы, нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций. Составными ее элементами следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие правовой системы общества.
В. П. Сальников полагает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов. Что же касается ее содержания, то таковым охватывается не просто правосознание, законность и т. п., но и характер, уровень, степень их развития, т. е, то, что дает им данный этап цивилизации, общественного прогресса.
А. П. Семитко считает, что элементами (подсистемами) правовой культуры являются уровневые состояния, т. е, "степени правового развития" таких компонентов системы правовой жизни общества, как: 1) правовые тексты (акты-документы и тексты, имеющие юридическое содержание); 2) правовая деятельность (теоретическая и практическая); 3) правовое сознание (включая когнитивный, эмоциональный и установочный его компоненты); 4) субъект — носитель правовой культуры (общество, классы, нации, народности, коллективы, отдельные индивиды).
Другие авторы (В. И. Каминская, А. Р. Ратинов, Н. М. Кей-зеров) в состав правовой культуры включают: правотворческую деятельность, правовую науку, право, правоотношения, критерии политической оценки права и правового поведения, правосознание, правовое поведение, правовые учреждения.
Правовая культура во многом выступает связующим звеном между социально-экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, социальных групп, отраженных в правовых нормах, и их правовым поведением. Иными словами, она способствует формированию определенных типов правового поведения в целом, однако данная реальность зависит от множества иных факторов (иллюзий, уклада жизни, стереотипа поведения, сложившихся обстоятельств и условий и т. п.).