Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Краткий учебник для вузов Рекомендовано Министерством (стр. 56 из 77)

Следовательно, без правосознания немыслимы и правотвор­чество, и право. Но право создается не правосознанием, а мате­риальными условиями жизни общества. Правосознание лишь опосредует этот процесс.

Действующее в обществе право оценивается коллективным и индивидуальным сознанием с точки зрения справедливости или несправедливости. В последнем случае формируются пред­ставления о необходимости совершенствовать правовую сис­тему.

Политические силы, стоящие у власти, подчас из-за огра­ниченности своего сознания не способны понять преходящий характер отношений господства, поэтому их правосознание ил­люзорно и они ложно понимают "вечность", "естественность", "справедливость" охраняемых правом отношений, т. е. искаженно представляют собственный статус. Их правосознанию присущи и такие черты, как нереальность, авантюризм.

Некоторые представители юридической науки отрицают правосознание как форму общественного сознания, имеющую рациональный характер. Чаще всего в правосознании усматри­вается "иррационализм", "правовые чувства" и т, п. Очевидно, что ну ясно исходить из единства взглядов политических сил, стоящих у власти, и господствующего правосознания.

Право и правосознание не создают друг друга. Они оба формируются объективными условиями и взаимодействуют. Право влияет на правосознание, складывает представления членов общества об их правах и обязанностях, о должном пра­вопорядке. И, наоборот, правосознание влияет на право, опре­деляет практику правоприменения в интересах политических сил, стоящих у власти, обусловливает нормотворчсскую дея­тельность государства.

Материальное господство эксплуататорского меньшинства приводит к тому, что его идеология также становится господ­ствующей, навязывается массам; тем не менее и в эксплуата­торских обществах правосознание политических сил, стоящих у власти, не может устранить инакомыслия отдельных соци­альных групп. Так, для буржуазного правосознания характерна индивидуалистическая психология, и она нередко приходит в столкновение с общими интересами буржуазии.

Правосознание эксплуатируемых масс, формируясь и ос­вобождаясь от идеологического влияния эксплуататоров, слу­жит необходимым звеном подготовки коренных социальных перемен.

Таким образом, различные уровни правосознания играют неодинаковую роль как в правовом понимании действительно­сти, так и в воздействии на право.

Правосознание обладает определенной структурой. Обще­признано, что оно складывается из двух основных элементов: правовой идеологии и правовой психологии.

Правовая идеология охватывает весь слой правотворчест­ва и правоприменения, она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкрет­ное содержание правового регулирования.

Правовая наука создает теоретические концепции, кото­рые отражают закономерности развития правовой надстройки; является базой для правовой политики и идеологии; содержит методологию изучения государственно-правовой надстройки; формирует пути совершенствования права.

Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие эле­менты:

общественный интерес, мотивы деятельности определен­ных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

психологический уклад, т. е. привычки, традиции, убежде­ния, свойственные социальным группам общества;

представления о праве, выработанные в социальных груп­пах под влиянием их психического склада;

чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, прису­щие социальным группам;

способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

Юридическая психология, будучи сама по себе сложносо-держательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного — целый мир психи­ческих явлений и процессов, обусловленных фактами действи­тельности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правомерного (стереотипы, привычки, автоматизмы и т. д.), так и противо­правного поведения. Бессознательное может проявляться как интуиция, аффект.

Правовая психология и по содержанию знаний о праве, и по способу их формирования существенно отличается от пра­вовой идеологии. Наиболее полно она обнаруживает себя при формулировании и детализации правовых норм и в меньшей степени — при определении принципиальных правовых уста­новок,

Структуру правосознания можно рассматривать и по субъ­ектному составу. В этом случае выделяется правосознание индивидуалъное, групповое, общественное, причем при характери­стике субъектного состава правосознания обязательно надо иметь в виду те качественно своеобразные стороны, которые обуслов­ливают уровень правовой идеологии и правовой психологии, присущей правосознанию тех или иных индивидов (групп, об­щества).

В эксплуататорских обществах политические силы, стоя­щие у власти, не заинтересованы в том, чтобы повышать право­сознание народа. Их усилия направлены на то, чтобы держать массы в духовной темноте и невежестве, давать им самые при­митивные представления о праве.

Функциями правосознания, т. е. основными направлениями его воздействия на общественные отношения, являются: позна­вательная, оценочная, регулятивная, ценностная.

Уровни правового сознания зависят от степени понимания права и подразделяются на обыденное, специализированное (его часто называют профессиональным) и научное (теоретическое).

Таким образом, правосознание как объективная реаль­ность — это сложившаяся на основе права и вместе с ним сис­тема идей, представлений и понятий о праве, осознанные по­требности в праве, содержащие представление (понимание) о сущности, путях его развития и правопорядка в широком смысле слова.

2. Правовая культура: понятие, функции, виды

Ученые не могут найти единый подход к трактовке как самой категории "правовая культура", так и ее структурных компонентов, содержания, функций в силу того, что понятие правовой культуры многоаспектно.

Общепризнано, что правовая культура отражает не только субъективную сторону правового поведения личности, но и ма­териализацию идей, чувств, представлений как осознанной не­обходимости и внутренней потребности. В самом общем виде правовая культура предстает как система различных отноше­ний, а также как процесс производства и воспроизводства со­ставляющих ее элементов в сменяющихся поколениях людей.

Особенность правовой культуры состоит в том, что она пред­ставляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализа­ции, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура предполагает высокое качество право­творческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического восприятия правовой реальности; осознание специфических способов деятельности правоохранительных органов; осознание результатов реализа­ции требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка.

Правовая культура связана с правовым сознанием, опира­ется на него, однако является самостоятельной категорией, так как включает не только социально-психологические процессы, фиксируемые в соответствующих нормах права, но и юридиче­ски значимое поведение людей, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов. В правовую культуру вхо­дят те элементы общественного сознания, которые формируют определенные варианты правового поведения людей в общест­ве, в коллективе.

Подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни, право­вая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу — систему правовых ценностей, идеалы, нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций. Составными ее элементами следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие правовой системы общества.

В. П. Сальников полагает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической дей­ствительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопоря­док, правомерная деятельность субъектов. Что же касается ее содержания, то таковым охватывается не просто правосозна­ние, законность и т. п., но и характер, уровень, степень их раз­вития, т. е, то, что дает им данный этап цивилизации, общест­венного прогресса.

А. П. Семитко считает, что элементами (подсистемами) пра­вовой культуры являются уровневые состояния, т. е, "степени правового развития" таких компонентов системы правовой жизни общества, как: 1) правовые тексты (акты-документы и тексты, имеющие юридическое содержание); 2) правовая деятельность (теоретическая и практическая); 3) правовое сознание (включая когнитивный, эмоциональный и установочный его компоненты); 4) субъект — носитель правовой культуры (общество, классы, нации, народности, коллективы, отдельные индивиды).

Другие авторы (В. И. Каминская, А. Р. Ратинов, Н. М. Кей-зеров) в состав правовой культуры включают: правотворческую деятельность, правовую науку, право, правоотношения, крите­рии политической оценки права и правового поведения, право­сознание, правовое поведение, правовые учреждения.

Правовая культура во многом выступает связующим зве­ном между социально-экономическими интересами и потребно­стями отдельных личностей, социальных групп, отраженных в правовых нормах, и их правовым поведением. Иными словами, она способствует формированию определенных типов правово­го поведения в целом, однако данная реальность зависит от множества иных факторов (иллюзий, уклада жизни, стереоти­па поведения, сложившихся обстоятельств и условий и т. п.).