Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Краткий учебник для вузов Рекомендовано Министерством (стр. 73 из 77)

Еще Н. Б. Крыленко в свое время определял революцион­ную законность как общественный уклад, режим, строй, скла­дывающийся на основе претворения в жизнь норм, директив советского государства. Н. Г. Александров рассматривал закон­ность как "особенный общественный режим", как "обстановку", в которой правонарушения своевременно вскрываются и пре­секаются, иными словами, законность определялась им как "ус­тойчивый образ правоотношений". П. Е. Недбайло отмечал, что законность есть состояние, которое характеризует соблюдение всем обществом государственно-правовых актов, "свойство об­щественной жизни". В определенной мере синтезируя выска­зывания многих ученых, П. М. Рабинович считает законность определенным режимом (состоянием) общественных отношений, который характеризуется их соответствием законам и подза­конным актам.

На первый взгляд может показаться, что все различия в определениях являются чисто словесными, не касаются существа. Однако главное — это отграничить законность от близких с нем понятий. П. М. Рабинович, пожалуй, прав, когда подверга­ет критике определение законности как неуклонного и точного соблюдения (исполнения) законов.

Сама по себе правоприменительная и правореализующая деятельность еще не является законностью. Коль скоро они со­ответствуют законности, то выступают не элементами ее со­держания, а ее носителями. Законность — это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической право­мерности последней.

Когда говорится о законности, то имеется в виду соответ­ствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин "законосообраз­ность", пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями - законностью и реали­зацией права (Л. С. Явич).

Понятие "режим законности" обозначает определенное со­стояние соответствия общественных отношений законам и дру­гим подзаконным актам, которое может быть зафиксировано, охвачено одним словом — правомерность. Итак, режим закон­ности есть состояние правомерности общественных отношений, законосообразности поведения. Правоприменительная, право-реализующая деятельность выступает ближайшей, непосред­ственной причиной законности. Эта необходимая и существен­ная внутренняя связь законности представляет собой, таким образом, генетическую зависимость (П. М. Рабинович).

Не претендуя на истину в последней инстанции, понимая, что никакое краткое определение не может отразить все сто­роны предмета, предложим следующее понимание законно­сти: это требование общества и государства, состоящее в точ­ной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсе­местно.

Суть этого требования заключается в добросовестном, от­ветственном соблюдении, исполнении, использовании и приме­нении правовых норм, оно предусматривает прежде всего ак­тивное участие в управлении государственными и обществен­ными делами на основе и в рамках закона.

Законность тесно связана с государством и обусловлена такими его специфическими характеристиками, как разделение граждан по территориальному признаку и наличие пуб­личной власти.

Разделение граждан по государственно-территориальным единицам неизбежно ведет к тому, что их поведение подпадает под правовое регулирование, осуществляемое не только феде­ральными, но и органами власти субъектов федерации, местно­го самоуправления. Законность, рассматриваемая в этом аспек­те, обозначает иерархию правовых норм (законов и подзакон­ных актов), известное соответствие и подчинение нормам пра­ва, установленным высшими и центральными органами госу­дарства.

Публичная власть — сложное понятие. Прежде всего это государственная власть, основными формами реализации кото­рой являются правотворчество, управление и правосудие; за­конность заключается в осуществлении всех функций в опре­деленных границах и по определенным правилам.

В условиях законности государственные органы и должно­стные лица призваны в соответствии с действующими нормами права рассматривать и решать конкретные вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, реагировать на жалобы по поводу неза­конных актов применения права. В свою очередь граждане долж­ны исполнять обязанности, возложенные на них правовыми нор­мами.

Законность связана и с государственным суверенитетом. Его законы обладают всеобщей обязательностью. Это значит, что их сила распространяется не только на государственные органы, должностных лиц и граждан, но и на все иные органи­зации и их органы. В этой связи встает очень интересная про­блема соотношения законности и политической системы в це­лях раскрытия особенностей складывающегося политического режима, т. е. рассмотрение законности как явления политико-правовой жизни, как принципа функционирования политиче­ской системы. В настоящее время ведется активный анализ нор­мативной основы функционирования последней.

Право как регулятор общественных отношений выполняет свои функции прежде всего в процессе соблюдения, исполне­ния, использования и применения юридических норм в общест­венной практике, поэтому законность существует, пока суще­ствует право, является правовым режимом общественных от­ношений.

В западной литературе такое состояние стали называть правозаконностью, что свойственно обществу с развитыми гражданскими и демократическими институтами, считая, что соблю­дение великих принципов правозаконности ярко свидетельст­вует об особенностях жизни в свободных странах, отличающихся от стран с авторитарным режимом. Концепция правозаконно­сти сознательно разрабатывалась лишь в либеральную эпоху и стала одним из ее величайших достижений, послуживших не только щитом свободы, но и отлаженным юридическим меха­низмом ее реализации.

Понятие законности как режима вытекает из того факта, что право объективно. Оно порождает и столь же необходимое явление — законность, которое связано с осуществлением права. Поэтому понятие законности как режима нередко употребля­ется в качестве синонима понятия "право", что нельзя при­знать удачным, так как взаимодействие законности и права есть встречное влияние однопорядковых общественно-политических явлений.

Законность оказывает на право обратное влияние, в нем, как в процессе его формирования, так и реализации, объекти­вируются требования законности.

2. Основные идеи законности

Для понимания природы законности нужно выяснить ее основные идеи (свойства, черты).

1. Всеобщность законности заключена в ее обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга. Перед законом все равны и все долж­ны ему подчиняться, в противном случае предполагается неот­вратимость ответственности.

2. Единство законности состоит в распространении этого требования на всю территорию Российской Федерации. В. И. Ле­нин справедливо отмечал, что законность не может быть ка­лужская или казанская, она должна быть единая всероссий­ская, и даже единая для всей федерации советских республик. Единство законности состоит в ее единообразном понимании. Проявление местничества — противозаконное явление. Мест­ные особенности нужно учитывать, но только в рамках закона и на его основе.

3. Верховенство закона является важнейшим свойством законности, связанным с исключительностью закона, означающим иерархию нормативно-правовых актов, что закрепляется в Конституции РФ. Последняя имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Россий­ской Федерации.

Функционирование государства должно осуществляться исключительно на основе законов, при строгой реализации долж­ностными лицами своих обязанностей и прав социальных субъ­ектов. Это свойство распространяется на все правовые формы деятельности государства: правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Оно не позволяет должностным лицам — исполнителям норм права (прежде все­го закона) занимать позицию "свободного усмотрения", произ­вольно принимать решение, исполнять или не исполнять закон по тем или иным мотивам.

4. Неотвратимость реализации законности обозначает пре­сечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое пра­вонарушение есть одновременно и нарушение законности. Пра­ву должны быть чужды "мертвые" нормы, которые только про­возглашаются, но не реализуются. Еще Петр Великий отмечал: "Всуе законы писать, коли их не исполнять". Законность явля­ется проводником, реальностью его, это право в действии, реализация его как социальной ценности, как важнейшего ин­струмента регуляции общественных отношений.

5. Недопустимость противопоставления законности и целе­сообразности. Законность есть высшая целесообразность. Диа­лектика взаимоотношений здесь такова: любое отступление от законности, объясняемое "высшими интересами", "требования­ми народа", "моральными соображениями" и т. п., приводит к дестабилизации в обществе, способствует росту правового ни­гилизма.

Если закон устарел, стал нецелесообразен, то его нужно изменить, дополнить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая также определяется законом. До тех пор, пока изменения не внесены, закон действует, существует. Не зря древние говорили: "Закон суров, но это закон" ["Dura lex, sed lex"].

В то же время законность предполагает учет целесообраз­ности, пользы в процессе применения права, когда назначается конкретная мера наказания за совершенное правонарушение.

Но в любых случаях соображения целесообразности учитыва­ются на основании и в рамках закона.