Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Краткий учебник для вузов Рекомендовано Министерством (стр. 74 из 77)

6. Неразрывная связь законности и культурности. Без куль­турности не может быть и речи о законности; чем выше уро­вень культуры общества в целом, отдельных граждан, тем выше и уровень законности.

Единство права и законности вытекает из свойства права как регулятора общественных отношений. Государство не прив­носит законность в право, а учитывает природу последнего и обеспечивает реализацию его функций посредством законно­сти. Так как законность связана с реализацией права, то из этого вытекает целый ряд свойств, конкретизирующий сказан­ное выше.

Законность, рассматриваемая как режим государственной и общественной жизни, включает не только требование законо­сообразного поведения, но и само такое поведение. Только в единстве этих сторон может быть осуществлен режим законно­сти, который неразрывно связан с демократией, является ее выражением. Если право демократично по своему содержанию, то его нормы обеспечивают действие институтов демократии, прежде всего прав и свобод граждан. Реализация законов есть не только правовое, но и политическое требование, поскольку нарушение законности причиняет ущерб общественным инте­ресам.

Законность включает равенство всех перед законом, ра­венство прав и обязанностей. Выполнение последних есть реа­лизация требований законности и в то же время обеспечение условий использования демократических прав, что способству­ет активному участию граждан в делах общества и государст­ва, прежде всего в демократической процедуре принятия зако­нов и других нормативных актов. Это является залогом того, что принимаемые законы будут восприняты их абсолютным большинством. Демократия, в свою очередь, обеспечивает заин­тересованность людей в исполнении законодательства и под­контрольность деятельности государственного аппарата. Это надежная гарантия законности.

Законность как режим государственной и общественной жизни есть единство объективно необходимых требований строгого и неукоснительного практического осуществления за­конов и иных нормативно-правовых актов, т. е. строжайшей фактической реализации, воплощения в жизнь.

Важным аспектом исследования законности является ее рассмотрение как принципа, как идеологического явления. Со­гласно принципу законности поведение всех субъектов должно отвечать законам и подзаконным актам. Это одна из идей пра­восознания, идеологическая предпосылка режима законности.

В то же время ясно, что нельзя сводить это понятие к прин­ципу законности. Если определять законность как "совокупность определенных требований", "режим требований", то тогда она сводится к одному из своих идеологических проявлений — к принципу или методу деятельности, воплощенному в требова­ниях. Требования — это сфера только сознания, а законность этим не ограничивается, поэтому она представляет собой ре­жим общественных отношений, а не режим требований.

Основной вывод юридической науки по данной проблеме состоит в том, что только с помощью понятия режима можно раскрыть все свойства законности как особого общественного явления (В. М. Левченко).

В современных условиях в процессе формирования право­вого государства, перестройки правового сознания нашего об­щества важным становится определение основных тенденций в разработке теории законности: 1) проведение четких разграни­чений законности как режима и форм ее реализации (как мето­да государственного руководства обществом, как принципа дея­тельности социальных субъектов); 2) изучение законности в связи с другими социально-политическими явлениями (право­творчеством, демократией, правосознанием); 3) анализ закон­ности в механизме правового регулирования, дающий возмож­ность более четко отграничить ее от близких государственно-правовых явлений, исследовать ее структуру, т. е. состав эле­ментов и связь между ними.

Мало исследован вопрос о функциях законности. С учетом ее сущности и роли в жизни общества можно назвать в общей форме три основные функции:

проведение в жизнь государственной воли народа, связь законности с реализацией права;

создание условий для выработки целесообразных, эффек­тивных норм права, связь законности с правотворчеством;

обеспечение реальности правового регулирования, связь законности со всеми элементами его механизма.

Научный интерес представляет анализ структуры закон­ности. К элементам, лежащим в ее основе, относится: а) правомерность субъектного состава участников общественных отно­шений (определяемая их правоспособностью); б) правомерность положения (социальной позиции) участников общественной жизни (определяемая содержанием и объемом их субъектив­ных прав и обязанностей); в) правомерность деятельности субъ­ектов по применению и реализации прав и обязанностей (опре­деляемая "материальными" и формальными ее показателями, закрепленными в соответствующих юридических нормах).

Суть познания внутренних необходимых связей законно­сти состоит в том, что вскрывается механизм конституирова-ния, функционирования и развития общественных отношений.

3. Понятие правопорядка,

его соотношение с общественным порядком

Общепризнано, что порядок — это форма упрочения отно­шений, которые поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам всего общества. Они урегулированы многообразны­ми социальными нормами (морали, обычаев, общественных ор­ганизаций, права и др.).

Общественный порядок является сложившейся системой стабильных отношений между членами общества, утвердившей­ся как образ жизни в результате воздействия всей системы нормативного регулирования, отражающей идеи социальной справедливости.

Правопорядок является частью общественного порядка, но складывается он в результате регулятивного действия не всех социальных норм, а только норм права. Следовательно, право­порядок — это часть системы общественных отношений, урегу­лированных нормами права. Это такая же реальность, как вся­кие фактические отношения, существующие в обществе. По­этому правопорядок выступает его социальной ценностью. Он находится под защитой закона, поддерживается в качестве гос­подствующего и тем самым "воспроизводится".

Правопорядок существует в результате того, что участни­ки юридически регулируемых общественных отношений реа­лизуют свои субъективные права и обязанности, следуют ре­жиму законности. Иными словами, правопорядок складывается в результате соблюдения, исполнения, использования и применения норм права. В его сфере находятся все общественные отношения, регулируемые нормами права.

В юридической литературе не всегда верно определяется соотношение правопорядка с общественным порядком. Не сле­дует сужать объем общественного порядка, понимая под ним лишь систему отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, обеспечивающих охрану жизни, здоро­вья, чести, достоинства и других прав граждан. Такая позиция глубоко ошибочна теоретически и вредна практически. Право­порядок всегда является частью более широкого социального порядка, объемлющего все сферы жизни общества.

До последнего времени большинство ученых интерпрети­ровали правопорядок как систему существующих между чле­нами общества правовых отношений. В. В. Борисов предпри­нял попытку расширить и углубить это понятие, рассмотреть его как социально-политическое и государственно-правовое явление. Его отправная позиция состоит в том, что правопо­рядок есть слияние двух начал: объективного и субъектив­ного (объективных законов развития общества, объективных потребностей упорядоченности и субъективной деятельности людей). Он дает определение правопорядка как состояния со­циальной жизни общества, характеризующегося внутренне со­гласованной и урегулированной государством системой право­вых отношений и связей. Тем самым указывается на одно из существенных свойств правопорядка, что отмечают и другие авторы.

Так, П. М. Рабинович, говоря о соотношении законности и правопорядка, ставит вопрос, не отождествляется ли законность с правопорядком, когда она определяется как режим, как со­стояние правомерности поведения, и дает общий ответ: если понятие "законность" отражает состояние юридической право­мерности общественных отношений, то понятие "правопорядок" включает и другие их свойства, такие, как согласованность, ор­ганизованность, упорядоченность, системность и т. п.

С этим суждением следует согласиться. Состояние право­мерности, свойственное законности, в результате реализации норм права "материализуется", превращается в состояние со­гласованности, упорядоченности общественных отношений.

Правопорядок — это объективная необходимость и зако­номерность развития общества, он является правовой формой образа жизни, обеспечивает нормальное функционирование общества, является эталоном (образцом) для его членов в выбо­ре ими поведенческих решений.

Важная для юридической науки задача — правильно оп­ределить соотношение правопорядка и законности. Эти явле­ния нельзя отрывать одно от другого, они тесно взаимосвязаны и существуют неразрывно, в единстве, в комплексе.

Законность — это в большей степени требование государ­ства к деятельности субъектов права в процессе воплощения правовых норм в социальную действительность, это господство права в общественных отношениях. Говоря философским язы­ком, законность есть область долженствования.

Правопорядок как результат проявления законности есть состояние фактической упорядоченности общественных отно­шений, приобретших форму правовых, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязан­ности. Можно сказать, что правопорядок — это законность в действии. Наиболее существенным моментом в правопорядке является то, что законность должна не только провозглашать­ся, но и реально проводиться в жизнь. Существует прямая за­висимость между правопорядком и законностью: укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопо­рядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.