Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие казачество на Ставрополье г. Ставрополь, 2011 г (стр. 10 из 43)

Поэтому три дисциплины связанные с шашкой включены в боевое искусство казаков: джигитка, фехтование, рубка. Все они имели место быть в традиционной культуре казачества. Ведь фехтование в своем боевом виде отличается от спортивного боя, поединок скоротечен, а казаки имели огромный опыт абордажных боев, осад, которые навык владения клинком выработал.

Казаки фехтовали – тому подтверждение не только казачий устав, или фотодокументы, но и записи разного, в том числе этнографического характера. Исторические особенности развития казачества вначале как отдельный народ, затем в рамках сословия империи, оказали влияние и на его искусство, которое к началу 20 века было утилитарно и прагматично, особенно то что касалось холодного оружия. Подчинение быта вначале войне, а затем военной службе не позволили оторваться игре с оружием в спортивный досуг. Так как этот досуг был, в свою очередь, подчинен армейской службе, где у казаков (разного состава) была возможность поупражняться в фехтовании и поучаствовать в специально организованных для этого состязаниях, например, вольный бой по уставу (то есть эта область была довольно регламентирована). Однако известны случаи, когда отставники учили казачат и молодиков приемам фехтования, а среди детских игр мы обнаруживаем любопытные, например, игру «в шашки» (например Цимлянского района), которая заключалась в сражениях казачат между собой легкими деревянными прутами, по форме напоминающие шашки, по специальным правилам. Опять же, по станицам служивые казаки могли позволить себе пофехтовать на шашках в явно игровой манере. Связь оружия с традиционной культурой Дона несомненна. От зачатия ребенка (шашку клали под кровать), инициации (шашку цепляли на казачонка), свадьба (под шашками проходили молодые), похороны (шашку клали на гроб, прибивали на крышку гроба, могли положить в гроб), пику втыкали в могилу и проч. Это только семейная обрядность. То же можно отметить и в общинной, где «домашние игры», шермиции по праздникам являлись неотъемлемой частью праздничной и воспитательной культуры казаков. Шермиции это упражнения с оружием и шашкой и пикой, с которым на примерных боях казаки бросались друг на друга, как в конном так и пешем виде.

Вопросы к теме

1. Какие вы знаете детские казачьи игры? Как они влияли на казачат?

2. Какие основные особенности воинского искусства казаков вы знаете?

3. Как казак должен был воспитывать в себе воинские навыки?

4. Что такое казачьи игры? Что такое «домашние игры» и какова их роль в воспитании казака?

5. Какие вы знаете виды воинского искусства у казаков?

6. Расскажите об особенностях фехтования у казаков.

ТЕМА 5. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОРУЖИЯ.

Материальная культура - это лицо народа. Именно в занятиях, а так же в отдельных предметах можно проследить его особенность и индивидуальность.

Основными занятиями казаков, кроме войны во благо Родины, были земледелие и скотоводство. Вплоть до XVIII века казакам нельзя было заниматься земледелием, так как основным их занятием должна была быть война.

Но постепенно ситуация менялась. Желающие пахать землю и сеять хлеб уходили на хутора. Образование новых хуторов было связано с определенными трудностями.

Порядок их образования был следующим. Желавшие основать и заселить хутор подавали в войсковую канцелярию просьбу с указанием месторасположения хутора и количества занимаемой земли. В канцелярии рассматривали просьбу казака, и если не было особых препятствий, вскорости выдавали разрешительную грамоту на основание хутор. В разрешениях иногда ставились ограничения: например, могли запретить принимать к себе на хутор, на постоянное Жительство, пришлых из центральных районов России или малороссов. Развитие хуторской системы дало возможность освоить незаселенные массивы земли.

Черноморские казаки (потомки запорожских), переселившись на Кубань в конце XVIII века, начали приобщаться к земледелию только в начале XIX века.

Главные сельскохозяйственные культуры на Северном Кавказе были: пшеница, овёс, просо, ячмень, озимая пшеница, гречиха, горох, чечевица, фасоль, лён, конопля, горчица, подсолнечник, табак и другие. Пахотные орудия почти везде - плуг, сабан, для рыхления почвы использовали рало с деревянными и железными зубьями, бороны. Убирали хлеб серпами, косами (литовками). При обмолоте использовали каменные и деревянные катки, обмолачивали зерно при помощи животных — гоняли быков и лошадей по разостланным на току снопам. В хозяйствах богатых казаков с конца XIX века применялись уборочные машины, нередко несколько казаков совместно арендовали или покупали сельскохозяйственную технику.

Преимущественное развитие коневодства и скотоводства у черноморцев привело к тому, что земледелие играло второстепенную роль. Хлеб выращивался только для собственных нужд. Иногда его не хватало, и тогда он либо закупался на Дону или в Екатеринославской губернии, либо обменивался на соль у адыгов. Соль была главным продуктом обмена между черноморцами и горцами. Дело в том, что до прихода черноморцев на Кубань адыги получали соль в обмен на разные товары от татар, на территории которых в Восточном Приазовье находились соляные озера.

Одним из основных занятий казаков было разведение скота. Многие казаки в XVIII веке имели в своем хозяйстве крупный рогатый скот, свиней. Но большей популярностью пользовались те виды скота, которые не требовали особого ухода и затрат: к их числу прежде всего относились овцы. Для овечьих отар и стад крупного рогатого скота летом казаки заготавливали вблизи станиц хуторов стога сена, которые оставались на лугах на зиму.

Скотоводство оставалось ведущей отраслью хозяйства всю первую половину XIX в. С развитием скотоводства связано было развитие хуторского хозяйства и как следствие – медленное развитие городов. Черноморцы разводили частично скот черноморской породы, пришедшей с ними еще из Забужья, а частично адыгской, который был хорошо приспособлен к местным условиям. Особенно хорошо была приспособлена к ландшафту и климату Северо–Западного Кавказа черноморская порода лошадей, полученная от скрещивания адыгской лошади с лошадьми, приведенными казаками из Запорожья. Именно она получила большую известность на русских и иностранных рынках. Во время франко-прусской войны 1870 г. почти вся немецкая артиллерия обслуживалась лошадьми черноморской породы. Коневодство стало, как и у соседних адыгов, одной из процветающих отраслей хозяйства в Черномории. Лошади поставлялись полкам русской регулярной артиллерии и даже различным горским народам. По своим качествам черноморская лошадь могла соперничать с закубанскими породами лошадей, в частности, со знаменитой кабардинской породой известной на всем Северном Кавказе. В Екатеринодаре часто устраивались скачки, собиравшие всегда большое число казаков и адыгов. Источник донес до нас атмосферу этого красочного праздника, близкого их сердцу, – и тех и других прекрасных наездников:

«26 апреля (1862 г.) Фомино воскресенье. В этот день возле леса Круглик (с южной стороны) состоялись скачки, на которых присутствовало более 10 тысяч человек: жители Екатеринодара, ближних станиц, закубанские горцы. Первый приз – 150 рублей серебром – достался лошади закубанской породы, принадлежавшей прапорщику Султан Салат-Гирею, она проскакала шесть верст за десять с половиной минут. Второй пришла лошадь, также закубанской породы, нахичеванского армянина Кузнецова.

Кроме главной скачки, проводились состязания еще трех партий лошадей: две от строевых служебных частей войска, а одна от горских народов. Призы остались за лошадьми местной породы из черноморских табунов.

Эти скачки были устроены по инициативе наказного атамана графа Ф.Н. Сумарокова-Эльстона, озабоченного «поощрением коннозаводства и развитием наездничества в войске». Он же ассигновал собственные средства на призы и в первых скачках.

Животноводство имело товарный характер в Донском, а, с конца XIX века — в Кубанском и Терском войсках. Ведущие отрасли в этих войсках коневодство и овцеводство. В казачьих хозяйствах Дона держали тягловый скот (лошадей и быков), коров, овец, птицу и свиней. В Кубанском войске издавна разводили крупнорогатый скот, лошадей, овец, свиней и птицу.

Серьезным подспорьем для полноценного питания казаков была рыба. Поэтому рыбный промысел получил новое развитие. Рыбу продавали либо живой, либо солили. Кроме того, определенную роль в хозяйстве играла охота. Так, донские казаки должны были поставлять к царскому столу лебедей. Так же важнейшей отраслью хозяйствования было виноградарство.