Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие казачество на Ставрополье г. Ставрополь, 2011 г (стр. 12 из 43)

Таким образом, адыгский тип поселений, выработанный в ходе контактов со степняками-кочевниками, монголами, татарами и ногайцами, был теперь взят казаками для освоения новой земли. Вот как, к примеру, вынуждены были хоперцы, принудительно в 1825–1826 гг. переселенные русскими властями в предгорья, приспосабливаться к новой среде и к новому окружению: «Из них 417 душ основали новую станицу на Бекеч-горе в клину между Кабардинцами (аул Бибердей), Абазинцами (аул Кумсколовский) и Карачаевцами (аул Терези). Казаки окружили поселение валом, а каждый двор высокими стенами или плетнями, и от этого времени, с боевыми силами менее одной сотни при одном орудии, четверть века вели непрерывную войну, часто сидели в осадах, гибли от пули, кинжала, шашки и в турецкой неволе. Как и все казаки, служившие на Линии, хоперцы переняли от своих горских соседей многие обычаи, не расставались с оружием кавказского образца, подогнали свои чекмени под крой черкески. Вместе со всем этим, они сохраняли прежний патриархальный быт, казачьи семейные и общественные отношения и привязанность к христианской вере». Таким образом возникла и отстояла свое право на существование казачья станица Бекешевская. У адыгов была взята и тактика защиты такого типа поселениях: на улицах делались завалы, мешавшие проезду всадника.

На Кубани доминировали черты, присущие украинскому южнорусскому жилищу В жилище казаков разных войск под влиянием местных природных условий и заимствований сформировались свои особенные черты. Материалом для строительства в разных регионах служили дерево, камень, глина, камыш и др. В XIX веке строевой лес в Донском, Уральском, Кубанском и Астраханском войсках привозили из других районов. У основной массы казаков этих войск преобладали турлучные (на деревянном каркасе) глинобитные и саманные дома, особенно в южных районах.

Усадьбы средних и богатых казаков отличались сравнительно большими размерами: обычно, кроме переднего (чистого) двора, было несколько задних (хозяйственных) дворов. Хозяйственные постройки (базы, сараи, ледники, навесы, загородки для скота и др.) чаще всего сооружались из местных строительных материалов. В казачьей усадьбе всегда строилась летняя кухня, которой семья пользовалась в теплое время года.

Наиболее распространенным типом дома в XIX - начале XX веках в Донском, Терском, Уральском, Кубанском, Астраханском, Оренбургском и других войсках были двух- и трехкамерные дома (изба — сени, изба — сени — изба).

Внутренний план избы представлен разными вариантами, чаще всего русская печь находилась в заднем углу— слева или справа от входа, устье обращено к боковой длинной стене (в Оренбургском войске также и к передней стене дома). По диагонали от печи — передний угол со столом. Во второй половине XIX века с расширением торговых связей, под влиянием городской культуры увеличивается размер жилой площади дома, выделяются кухня и спальня. В Донском, Кубанском, Терском, Астраханском и Уральском войсках широко распространились многокомнатные дома («круглые», т. е. квадратные); часто с железной крышей и деревянным полом, двумя входами — с улицы и со двора. Богатые казаки (крупные торговцы и скотопромышленники) строили в станицах кирпичные дома (одно- и двухэтажные), с балконами, галереями и большими застекленными верандами.

Интерьер избы обеспеченных казаков отличался подчеркнутой декоративностью. Стены казачьей избы украшали оружием и конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи. Под влиянием интерьера жилища горских народов Кавказа у терских казаков в избах лавки накрывались коврами, постель убиралась в стопу на видном месте.

Неотъемлемой частью, подчёркивающей традиции казачества является одежда.

Одежда всегда зрительно подчеркивала индивидуальность народа. У казаков она всегда отличалась даже от русских, проживающих в соседних губерниях.

В течение первой половины XIX века (в некоторых войсках позже) сформировался комплекс военного костюма. Форма сохранила ряд элементов традиционного мужского костюма (бешмет, черкеска, чекмень, бурка). В то же время отдельные компоненты формы получили широкое распространение в качестве повседневной одежды: китель, гимнастерка, штаны, папаха и др. В мужском костюме прослеживается сильное влияние других народов. В традиционный костюм терских, кубанских и донских казаков вошли бурка, башлык, черкеска, бешмет, заимствованные почти без изменений у народов Кавказа. Уральские казаки в XVIII - первой половине XIX века носили халат, чекмень, бешмет и малахай, мягкие сапоги - ичиги, покрой которых аналогичен крою сапог у татар, башкир, ногайцев и др.

Бурка - безрукавный плащ белого, черного или бурого цвета, сделанный из войлока. Распространён на Кавказе. Башлык - суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Имеет длинные концы для обматывания вокруг шеи. Черкеска - верхняя мужская одежда особого покроя с нашитыми на груди газырями (кожаными гнездами для деревянных трубочек, куда раньше вкладывались ружейные патроны), распространенная в прошлом у многих народов Кавказа. Чекмень — мужской кафтан из сукна у народов Средней Азии, Южной Сибири и Восточной Европы. Бешмет - верхняя мужская одежды распространённая у ряда народов Северного Кавказа.

Верхней одеждой служили тулуп, шуба на меху, полушубок, куртка, кожух, армяк, зипун, бурка. В дорогу надевалась двух- и трехслойная одежда (поверх тулупа — зипун). Во время промысла или охоты предпочитали укороченную одежду (куртка). Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Рабочая обувь — поршни, бахилы. Зимой носили валенки, летом — сапоги, ботинки. Лапти как повседневная обувь почти не использовались.

А. И. Ригельман, посетивший донских казаков в XVIII веке, писал об их одежде: «Платья носят почти совсем татарские, парчевое, штофное и суконное, кафтан или полукафтанье, или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапки черкесские, опоясываются кушаком». В такой одежде они прибыли на Кавказ для строительства крепостей Азово-Моздокской линии в 1777 году.

До 1801 года казаки, находясь на государственной службе, носили свои национальные костюмы. Указом императора Александра I от 18 августа 1801 года для донских полков была установлена специальная форма, которая была приближена к общеармейской форме и состояла из шинели, мундира, синих шаровар с лампасами. Все это казак обязан был приобретать на свои средства.

В 1810 году утверждена форма для запорожских казаков, переселившихся на Кубань, которая в корне отличалась от их традиционной. Черноморский казак обязан был одевать черкеску, сшитую из черного сукна, шаровары темных тонов, бешмет, башлык, бурку, сапоги или ноговицы. В качестве головного убора утверждена папаха, которую он должен носить зимой и летом.

Указ императора появился не случайно, так как к этому времени казаки-терцы, да и переселившиеся с Дона казаки, уже носили подобную форму, во многом перенятую у горцев. Императорский документ стал основой для создания единой формы для кавказских казаков.

Помимо черкески, которая действительно позаимствована у горцев, казаки носили и чекмень. Он являлся старинной казачьей одеждой, в том числе и донцов.

Чекмень и черкеска были довольно схожи по покрою. Он так же, как и черкеска, шился из сукна, в талию и с широкими рукавами. Его длина была до колен, а праздничного на 15-20 см длиннее. Передние полы у чекменя были цельные, спина разрезана до талии, грудь открыта почти до пояса, так же как и у черкески. Полы обшивались широкой парчовой или какой-либо другой узорчатой материей. Рукава разрезались выше локтя для того, чтобы часть рукава при необходимости можно было закидывать за плечо. Праздничный чекмень носился нараспашку, надевался поверх бешмета и холодного оружия, а повседневный уже стягивался поясом, на который навешивалось холодное оружие. Отличительной особенностью чекменя являлось то, что полы его запахивались справа налево, подобно скифским кафтанам, у него на груди не нашивались газыри и другие украшения. С введением новой формы чекмень утратил свое прежнее значение и оставался какое-то время в качестве домашней одежды. В 1840 году для казаков Кавказского линейного казачьего войска была узаконена носимая ими форма, т. е. черкеска, башлык, бурка, шаровары-брюки, сапоги, ноговицы.

Черкеска в отличие от чекменя не имела разрезов на рукавах, а на груди нашивали «патронташи», в которые вставляли патроны, а впоследствии газыри. Количество газырей с каждой стороны строго не регламентировалось. На фотографиях прошлых лет их отмечается от 8 до 14. В последнее время оптимальным вариантом признано иметь 18 газырей - по 9 с каждой стороны. Черкеска шьется по росту каждого казака, длина ее от пола должна быть не менее 30-35 см. Казачьи чины, начиная от есаула, имели право ношения белой черкески.

Под черкеску кубанские и терские казаки надевают бешмет, который напоминает старинную рубаху на выпуск. Он шьется в талию из различных тканей красных, малиновых, синих, белых, розовых, желтых и других цветов; имеет высокий воротничок типа стойки, который обшивается серебряными галунами (иногда другими цветами). На груди у бешмета пришивают небольшие карманы. Допускается шитье бешмета и без карманов. Бешмет в летнюю пору может служить самостоятельной верхней одеждой, подпоясывается казачьим поясом, на который можно навешивать холодное оружие (кинжал). В конце XIX века для артиллеристов всех казачьих войск была установлена форма, в состав которой входила гимнастерка. У кубанских и терских казаков гимнастерки шили из черного материала, с красной и синей окантовкой по стоячему воротничку, карманам и рукавам.