Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие казачество на Ставрополье г. Ставрополь, 2011 г (стр. 15 из 43)

Казаки-линейцы не регламентируемые законодательно в плане одежды и вооружения, довольно быстро и легко переняли боевой комплекс адыгов. Лишь старики и служилые казаки первое время носили обмундирование донского покроя, а молодежь стала обзаводиться одеждой и оружием черкесов. В 1824-28 годах уже официально было разрешено выходить на службу с оружием и формой черкесского образца.

В эти годы у линейцев отменили пику. Значительно длительнее, сложнее и болезненнее проходил этот процесс у черноморцев. Здесь простой здравый смысл, предписывающий перенимать у противника все лучшее, отступал перед малоубедительными доводами, грузом традиций, капризами начальства. Черноморское войско, поселенное на правом фланге Кавказской линии, имело против себя в черкесских племенах превосходную легкую конницу. Конечно, как и всякая иррегулярная конница, она не могла в открытом бою долго противостоять регулярной кавалерии и тем более пехоте с артиллерией.

Вспомним хотя бы известное замечание Наполеона: «Один мамлюк был сильнее одного француза; он был лучше натренирован и вооружен. Сто мамлюков могли биться со ста французами, имея шансы на успех. Но при столкновении двух отрядов, численность каждого из которых превышала двухсот всадников, шансы находились на стороне французов». Но для черноморцев, представляющих из себя также иррегулярное войско, черкесские всадники таили в себе страшную опасность. По образному выражению автора ХIХ века «казаки увидели, что это были уже не крымские конокрады, а что-то грозное и внушающее». Казачьи седла, сбруя, езда, длинное и тяжелое оружие – все это было хорошо в широких степях, но не годилось здесь, на Кубани. Там опасность видели далеко с кургана, здесь она вспархивала из-под копыт коня. Здесь были реки, леса и горы. А боевой наряд адыгов, к этому времени уже вполне сложившийся, идеально отвечал природным условиям и тактике боевых действий. «Черкесы имели и оружие и все прочее боевое снаряжение несравненно лучшего качества, нежели казаки: азиатская шашка «волчок» или «гурда», кинжал дамасской стали, пистолет с арабским или английским замком и нарезное ружье – составляли предмет зависти и желание для казака, вооруженного довольно худшим и несовершенным оружием, даже по тогдашним временам. По мнению генерал-майора И.Д. Попко, черноморцам следовало бы поспешить взять все у черкесов, но они этого не сделали и остались в накладе. «С первого раза казачья конница должна была уступить коннице черкесской и потом никогда уже не была в состоянии взять над ней преимущество, ни даже поравняться с нею. Те же черноморские казаки, которые били персиян и турок, находясь при армии, во время войны, редко могли побить шапсугов у себя дома. Однако, если били, то уж били на славу и один раз надолго».

Это суждение не применимо к линейным казакам, о которых в то время говорили, что линеец – этот тот же черкес, только русской национальности).

Какое же оружие было у черноморцев по переселении на Кубань? Мы сразу же оговоримся, что история вооружения казаков, описание образцов казачьего оружия (впрочем, как и адыгского), его конструктивные особенности, достоинства и недостатки, выходят за рамки нашей темы и требуют отдельной, самостоятельной работы. Поэтому мы будем оперировать общими понятиями, обозначающими тип оружия и лишь схематично набросаем некоторые этапы перевооружения черноморцев в контексте данной темы.

Наибольшую трудность представляет начальный период жизни черноморского войска на Кубани. «Вооружение составляли: винтовка, пара пистолетов, сабля турецкая и ратище, т.е. пика. Конные казаки употребляли ратище с длинным красным древком, а пешие с коротким суковатым, приготовленным из ясеня или другого крепкого дерева, и не покрытым никакой краской». Эти сведения, в различных вариациях, и кочевали в последующих работах дореволюционных кубанских историков. Согласно нашим данным, в арсенале черноморцев явно преобладало русское оружие, в основном, гладкоствольные ружья и пики. Часть казаков получила гладкоствольные и «винтовальные» карабины, как правило, уже бывшие в употреблении. Пистолеты имелись у незначительного числа казаков. По всей видимости, это были так называемые сборные пистолеты, изготавливавшиеся во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов на Кременчугском заводе. Наличие сабель на вооружение черноморских казаков в этот период не подтверждается документальными материалами. Сабля не входила в разряд обязательного оружия и имелась в основном у представителей старшины.

Проникновение адыгского оружия в среду черноморцев началось с первых же лет переселения последних на Кубань (надо заметить, что оружие и одежда адыгов были хорошо известны казакам и раньше). В описях казачьего имущества конца ХVШ - начала ХIХ вв. встречаются упоминания о «черкесском» оружии. Скажем, поручик Толмачевский владел «черкесской саблей» и «черкесским мушкетом». Войсковой судья А. Головатый посылал в подарок П. Зубову редкие образцы кинжалов и пистолетов. Однако, адыгского оружия среди казаков еще очень и очень мало (несколько чаще в источниках фигурируют предметы снаряжения: жирнички и пороховые рожки). Данными о торговле оружием мы не располагаем. Скрупулезный анализ практически всех документально зафиксированных военных столкновений на черноморской границе, свидетельствует о крайне незначительном количестве черкесского оружия, взятого казаками в качестве трофеев.

Вместе с тем, военно-культурное влияние адыгов в этот период уже неоспоримо и его подтверждает хотя бы тот факт, что при снаряжении в 1811 году Черноморской гвардейской сотни было выдвинуто требование о вооружении ее черкесским оружием. Это свидетельствует о хорошем знакомстве казаков с этим оружием, о признании его боевых и декоративных качеств.

В конце 50-х годов Х1Х века Черноморское войско заключило серию контрактов с ганноверским поданным Германом Таннером на поставку ружей, пистолетов, шашек и кинжалов. Шашки Таннера оставили очень заметный след в истории казачьего оружия. Ее образец утвердил командующий войсками Кубанской области генерал-адъютант граф Евдокимов. Шашку спроектировали по типу черкесских и отличалась она хорошо рассчитанным отвесом («сама идет», как говорили казаки). Изготовленные из «лучшей золингеновской стали», эти шашки представляли из себя на редкость удачное оружие. Лишь только шашечные клинки Златоуста смогли разделить их славу. При каждом заказе в Кубанском войске разрабатывался образец шашки, составлялись чертежи и описание для руководства при изготовлении. В основе всех этих образцов лежала кавказская шашка, с которой казаки давно «свыклись» и считали своим традиционным оружием. Последним аккордом в цели заимствований стало, как мы считаем, официальное утверждение за мундиром казака названия «черкеска».

Произошло это в 1861 году. Факт этот примечателен по двум обстоятельствам. С одной стороны это подтверждение на официальном, государственном уровне факта военно-культурного влияния горцев на кавказское казачество. С другой стороны, мы должны помнить, что еще идет Кавказская война и указ шестьдесят первого года приобретает особую окраску. Вероятно, эта война имела и в русском обществе и в правительственных кругах особый психологический контекст. Нам, воспитанным на примере войн ХХ века, его довольно трудно понять. Это была война, в ходе которой периоды резкой конфронтации сменялись периодами мирных отношений. Почти бесперебойно шла торговля и обмен. Представители противоборствующих сторон нередко становятся кунаками. На войсковые праздники черноморцев приглашались «мирные» и «немирные» черкесы. То есть, длительный военный конфликт не породил атмосферы безоглядной ожесточенности и ненависти. Записки современников не таят в себе никаких оскорблений в адрес противника, а, наоборот, несут дань уважения.

Именно такой характер взаимоотношений и создал возможность взаимного культурного воздействия. Искусственная задержка проникновения в среду казачества образцов кавказского оружия лишь на время задержало этот естественный процесс.

Итак как мы увидели, процесс формирования воинского снаряжения казака происходил в тесной связи с местными кавказскими традициями.

Вопросы по теме

1. Что входило в состав вооружения казаков?

2. Как происходили изменения в составе вооружения казаков?

3. Расскажите о казачьей сабле и шашке.

4. Что такое амуниция? Что входило в её состав?

5. Назовите заимствования казаками элементов горского воинского снаряжения.

ТЕМА 7. ВОИНСКИЙ МИР СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО КАЗАЧЕСТВА.

Мы уже много знаем о казаках. Военная служба Родине и защита её границ были важнейшими обязанностями казачества. И казаки несли этот тяжкий крест с честью, неоднократно совершая подвиги во славу России.

В начале XIX века все казачье мужское население считалось служивым с 15 лет и обязано было нести постоянную Действительную воинскую службу в течение 25 лет. Число служащих казаков определялось количеством семей. Каждая семья отправляла на воинскую службу одного казака.

Благодаря сложившимся за многие века традициям казачество всегда готовило прекрасных и храбрых воинов, которые могли расширять, охранять и защищать границы российского государства. Благодаря казакам российская армия нередко побеждала грозных врагов, которые нападали на Русь. Со времени присяги царю Алексею Михайловичу в казачестве военная составляющая стала преобладающей их постоянной жизни. После подавления ряда казачьих восстаний царям при помощи казачьей верхушки удалось привлечь практически все казачество на свою сторону. Царям пришлось немало уступить казакам. Им стали выплачивать жалование за службу. Взамен они приняли обязательства выполнения возложенных на них военных обязанностей. Без преувеличения стоит отметить большую роль казачества в Семилетней войне 1756-1763 годов, русско-турецкой войне 1769-1774 годов, Отечественной войне 1812 года, Кавказской войне 1817-1864 годов, Крымской войне 1853-1856 годов, русско-турецкой войне 1877-1878 годов, русско-японской войне 1904-1905 годов, Первой мировой войне 1914-1917 годов.