Откуда же на самом деле произошло казачество? На сегодняшний день существуют две теории происхождения казачества. Первая из них возводит казачество к вольнице беглецов из русских земель в Дикое Поле. Бежавшие от феодальной эксплуатации в Степь «искатели воли» (в основном, крестьяне и холопы) и создали по мнению авторов этой теории к середине XVI в. особую организацию – «казачество», постоянно подпитываемую новыми потоками переселенцев из Центральной и Западной России.
Данная точка зрения окончательно сформировалась в советское время и закрепилась в общественном сознании. В данном случае казачество рассматривается как безусловно русская (или украинская) по происхождению группа населения, в ходе особых условий существования (пограничье, постоянные войны и набеги) выработавшая специфические черты: особую военную организацию, уклад, общинный быт и др.
Вторая теория считает казаков особым этносом (национальностью), возникшим еще в античную эпоху (в начале нашей эры) от смешения туранских, скифских, меото-славянских, аланских и прочих племен с торжеством среди них славянской речи. Подобная трактовка казачьей этнической истории позволяет обосновать обособленность казаков от остального русского населения, объясняет их национальную самоидентификацию и культурно-бытовое своеобразие.
По мнению российского историка Р. Скрынникова, казачество возникло из слияния немногочисленных русских переселенцев с населением татарских станиц в степях. Очень смело высказался об автохтонности терского казачества на территории Восточного Предкавказья Л.Н.Гумилёв. Он выводит преемственность терских казаков от православного населения хазарского города Семендер, располагавшегося, по его мнению, в районе нынешней станицы Шелковской.
Говоря об особенностях происхождения северо-кавказского казачества, и в первую очередь терского, атаман О.В.Губенко считает, что анализ развития терско-казачьего социума не возможно провести без учёта культурного многообразия этого сложного объединения, развития которого было обусловлено не только внутренними процессами, но и прямым воздействием государственной власти Российской империи через утверждение в казачьей среде законов и прочих нормативных актов, регламентирующих и подгоняющих под единый правовой механизм все разнородные части населения России. В то же время, следует учесть, что государство, влияя на развитие факторов социально-экономического характера в казачьей среде, делало это, оглядываясь на особенности главной правовой составляющей казачьей жизни - обычного («родового» или «общинного») права, неодинакового в разных культурно-этнических частях Терского казачьего войска.
Самобытность казаков позволяет многим исследователям говорить о них как о чем-то этнически специфическом: будь это - самостоятельный этнос, этнографическая группа русских или особая этносословная группа населения. Ведь замечательно, что при всех своих различиях, практически каждая из названных теорий и гипотез подчеркивает своеобразие казачества, его глубокое отличие от остального русского населения. Когда мы говорим о казаках и казачестве, то должны отдавать отчет в том, что государство видело казаков в сословии. Так было выгодно государству.
Говоря о казачестве, нельзя не пройти мимо точки зрения ещё одного известного казака, внёсшего существенный вклад в дело возрождения казачества на Северном Кавказе. Это- П.С.Федосов. Так он пишет, что значительную часть своего существования казачество боролось со степью. Прошло много веков, пока оно стало на путь объединения, и у казаков появляется скотоводство. К этому времени следует отнести организацию больших казачьих общин, появление постоянных поселений. Условия жизни требовали защиты и самообороны околиц своих населенных пунктов.
Запорожские и донские казаки создали самые оригинальные и неповторимые формы казачьей жизни и быта. Запорожье стало гнездом, где родилась дружная, отважная, холостая ватага вольных казаков, для которых Сечь стала матерью, а необъятная степь - батькой. Сечь была для казаков своего рода монастырем, но в то же время и военным учреждением. Здесь дисциплина и строгое повиновение воле избранного атамана были незыблемы, это неоднократно подтверждалось при столкновении с неприятелем.
Внутреннее устройство внутреннего быта и традиций у казаков было в духе древнего Новгородского вече. Войсковой Круг на Дону напоминал и Запорожскую раду, и Новгородское вече. На Войсковом Кругу каждый казак имел право голоса наравне со всеми. Кругу принадлежала административная, законодательная и судебная власть, он назначал походы и производил межевание земельных угодий и водных ресурсов, ему принадлежали утверждения судебных приговоров и смертной казни. На Кругу избирались казачьи начальники, а главным исполнителем решений Войскового Круга был войсковой атаман. Кроме войскового атамана станицы и казачьи городки избирали своих атаманов. Донское казачество считается практически прародительницей всех войск России. Во всех казачьих войсках есть незначительные отличия в традициях, внутренней жизни, обычаях, быте.
Естественно, не обходили своим вниманием казачество и выдающиеся деятели русской культуры. А.С.Пушкин и М.К.Любавский считали казачество частью русского народа, развившей свою самобытность: «Казаки - не остатки каких-то древнеславянских вольных общин на пограничье русской оседлости, а вооруженные артели промышленников, вытянутых из пределов этой оседлости пустотою степей».
Поэтическим оком увидел процесс образования казачества Максимилиан Волошин, отразив его в стихотворении «Дикое Поле»:
...От Кремлевских тугих благолепий Стало трудно в
Москве дышать. Голытьбу с тесноты да с неволи
Потянуло на Дикое Поле Под высокий степной небосклон:
С топором, да с косой, да с оралом
Уходили на Север- к Уралам, Убегали на Волгу, за Дон.
«Когда бранным пламенем объявляйся древле-мирный славянский дух и завелось казачество - широкая, разгульная замашка русской природы... Это было точно необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городов, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против христианских хищников», - высказал свою версию на возникновение казачества Н. В. Гоголь.
Казак - носитель высших общественных и духовных ценностей человека. Мужество, храбрость, воинственность, отвага, честь, слава, достоинство, благородство, честность, бескорыстность, жертвенность при защите своей Родины, человеческих прав, защита правды, веры, хранение традиций, обычаев своих предков - вот самые главные черты казаков.
Казак ни на минуту не колеблется встать на защиту человеческих ценностей.
Таким образом, в XVI веке, когда на Руси резко усилился процесс закабаления крестьян, на Дон и в степи Северного Кавказа хлынула масса вольнолюбивого люда. Соединившись с немногочисленным коренным населением, эти свободолюбивые беглецы и образовали то славное население, которое в дальнейшем получило гордое название - казаки!
История казачьих войск Северного Кавказа, в первую очередь Терского и Кубанского отличается своей особой историей, культурой и традициями. Переселившиеся в конце XVIII века донские и запорожские казаки, несмотря на Кавказскую войну, установили экономические и культурные связи с рядом живущими горскими народами и заимствовали у них очень много в культуре, быте, одежде, поведении, вооружении и конном бою. Казаки показали себя достойными соседних народов и прижились в новых природно-географических условиях.
Таким образом, культура северо-кавказского казачества это смешение запорожских, донских и горских традиций. Следует отметить, что процессы этнизации, то есть этнического становления казачества, в условиях культурного взаимного обогащения значительно ускорились, по сравнению с этническим становлением любого народа в моноэтнической среде.
Вопросы к теме
1. Охарактеризуйте географические условия мест расселения казачества на Северном Кавказе?.
2. Откуда произошло название- «казак»?
3. Какие вы знаете версии происхождения казачества? Охарактеризуйте каждую. Дайте оценку.
4. Кем являются казаки по вашему мнению - народом или сословием?
ТЕМА 2. ПРАВОСЛАВИЕ КАК ИСТОЧНИК ДУХОВНОСТИ КАЗАЧЕСТВА.
Православная вера является неотъемлемой частью духовной истории казачества. Именно она была основой нравственности казака.
Проникновение христианства на Северный Кавказ имеет очень древние корни. Так в Приазовье вплоть до XII века существовало Тмутараканское княжество, а проникновение христианства в регионе Северного Кавказа начинается еще раньше, о чём свидетельствую сохранившиеся храмы Нижне-Архызского городища.
Естественно, огромное влияние на формирование религиозных взглядов и обычаев северо-кавказских казаков оказали традиции донского и запорожского казачества.. История запорожского и донского казачеств заслуживает особого внимания потому, что запорожцы и донцы создали самые оригинальные формы казачьей жизни и быта, а также потому, что оба эти вида казачества играли решающую роль в судьбах нынешнего северо-кавказского казачества.
Донские казаки, хотя и были христианами, но долгое время (весь XVI и первую половину XVII в.) не имели собственных храмов. Правда, в «Гребенской летописи», составленной в Москве в 1471 году, говорится о том, что в 1380 году казаки имели собственные храмы. Но каким святым были посвящены эти храмы (как назывались) и где находились, неизвестно.. Достоверно известно, что в конце XVI - начале XVII века в Раздорах Верхних появилась первая часовня. О таких же часовнях в Черкасском и Монастырском городках упоминается в документах 1614 года. Богослужение в этих часовнях отправляли преимущественно вдовые священники и иеромонахи. В часовне Монастырского городка, например, служили иеромонахи из Запорожской Сечи. Священническое посвящение донское духовенство получало в Киеве или Москве.