Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие казачество на Ставрополье г. Ставрополь, 2011 г (стр. 24 из 43)

13 марта 1937 года, после смерти Серго Орджоникидзе, для увековечивания памяти революционера Северо-Кавказский край был переименован в Орджоникидзевский.

22 февраля 1938 года в состав края был передан Кизлярский округ, составленный из пяти северных районов Дагестанской АССР. Таким образом, в состав края стало входить 2 автономных области (Карачаевская и Черкесская), 1 округ, 39 районов и 8 городов краевого подчинения.

12 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР административный центр края город Ворошиловск был переименован в Ставрополь, а Орджоникидзевский край - в Ставропольский.

12 октября 1943 года была ликвидирована Карачаевская автономная область.

27 декабря 1943 года из состава упраздненной Калмыцкой АССР был передан Приютненский район.

22 марта 1944 года после упразднения Чечено-Ингушской АССР была образована Грозненская область, в состав которой вошли все районы ликвидированного Кизлярского округа.

9 января 1957 года в составе Ставропольского края были образованы Калмыцкая автономная область и Карачаево-Черкесская автономная область, состоявшая из территории упраздненной Черкесской автономной области и 3 районов Ставропольского края.

19 июля 1958 года Калмыцкая автономная область была преобразована в Калмыцкую АССР и выделена из состава Ставропольского края.

3 июля 1991 года Карачаево-Черкесская автономная область вышла из состава Ставропольского края и преобразована в Карачаево-Черкесскую Советскую Социалистическую Республику.

Вопросы к теме

1. Как происходил процесс включения гребенского казачества в сферу влияние России? Строение крепости Терки. Вклад казаков в истории России в XVI-XVII веках

2. За счёт кого происходило пополнение казачества?

3. Какие изменения происходят в структуре северо-кавказского казачества в XVIII веке?

4. Какие повинности несло казачество в структуре Российской армии?

5. Что такое Линия, по каким рекам она проходила? Как происходило её заселение?

6. Расскажите о подвигах казаков в войнах России XIX века.

7. Каковы были особенности жизни казаков на Кавказской линии? Какова была роль казачества в Кавказской войне?

8. Роль казачества Северного Кавказа в Первой мировой войне.

ТЕМА 9. КАЗАКИ И ГОРЦЫ: ПОИСКИ КОМПРОМИССА.

На протяжении всей своей истории казаки постоянно находились в тесном взаимоотношении с различными народами. Это и понятно, так как казак, в первую очередь, это первопроходец. Именно на его плечи ложилась задачи налаживания отношений с местными народами. К сожалению как мы уже знаем, эти отношения далеко не всегда были мирными, но, всё же, казаки всегда стремились к мирному сосуществованию с гордыми жителями гор. Казачья культура впитала в себя очень многое из горских традиций, и, одновременно, горцы так же обогощались от общения с казаками.

Первые контакты казаков с горским населением относятся к XVI веку, когда в 1577 г. кабардинцы приняли подданство России, а в 1577 г. была основана крепость Терки. Но более тесные контакты с горцами начались уже после первоначального заселения Северо–Западного Кавказа черноморцами, линейцами и русскими, когда Российское государство стало активно осваивать территорию Кавказа. Причина была одна и та же: стремление как можно быстрее заселить это огромное пространство, с тем, чтобы решить проблему нехватки рабочих рук для его освоения, решить отчасти проблему избыточного населения в Центральной России и на Украине, и, самое главное, создать солидную базу в предгорьях Кавказа для дальнейшего продвижения и выхода к Черному морю.

Естественно, сталкиваясь с местным населением казаки не могли не общаться с ним. И в результате этого общения казачья культура обогащалась.

Высокий уровень адыгского коневодства и наезднические навыки оказали сильнейшее влияние на изменение казачьих ценностей. Казаки-черноморцы, пришедшие на Кубань, прежде всего моряками и пешими войсками, под влиянием среды и адыгского этноса постепенно превратились прежде всего в воинов конных, всадников, таких, какими изначально были адыги.

От адыгов казаки заимствовали все то, что было связано с наездничеством: предметы кавалерийского снаряжения, конской упряжи, адыгского костюма (черкесски, бурки, папахи, ноговицы). Как линейцы, так и черноморцы старались приобрести изготовленные адыгскими мастерами седла, знаменитые долговечностью и легкостью.

Адыгская одежда, идеально приспособленная к условиям Западного Кавказа, стала одеждой казаков-пластунов. Это были, прежде всего черкеска, вся в заплатах от постоянного передвижения «по теснинам и трущобам» и вытертая папаха, которые дополнялись чевяками (это такой вид обуви), из кожи дикого кабана щетиною наружу.

Торговые казацко-горские связи потребовали установления меновых дворов, находившихся в ведении. Возникли меновые дворы и на Старой линии. К 1826 году на правом берегу Кубани в пределах Черномории было шесть таких дворов: Редутский, Малолагерный, Екатеринодарский, Великолагерный, Новоекатерининский и Славянский. Кроме них существовали еще два меновых двора на Бугазе: войсковой и казенный и при них карантинная таможня. Открылись меновые дворы и на Старой линии (Баталпашинский и др.).

Кроме меновых дворов на Северо–Западном Кавказе насчитывалось все больше ярмарок и базаров. Все вместе они способствовали все более активным казацко-горским отношениям. Это значит, что в торговых и прочих контактах перенимались какие-то черты поведения того или иного народа в быту, в хозяйстве, в одежде. Насильственное навязывание своих стереотипов поведения было исключено. Даже в разгар Кавказской войны взаимообогащение культур не прерывалось.

Вот что писала об адыго-казацких отношениях в 40-е гг. газета «Кавказ»: «Торговое движение закубанских караванов продолжалось целую неделю (с 25 сентября до 2 октября). Видеть это решительное сближение, без малейшей тени неприязни, или, точнее – смешение двух народонаселений, между которыми проходит порог вооруженной линии, видеть огромный, многолюдный черкесский караван, следующий по глухой степной тропе за одним казаком, беззаботно отбросившим от плеча свою пику,– зрелище истинно утешительное и много предзнаменующее в будущем…

Закубанские посетители ярмарки были преимущественно из отдаленных от Кубани бжедугских и темиргоевских аулов, а также из общества абадзехского и шапсугского племен. Несправедливо было бы напоследок умолчать, что в минувшую ярмарку как в военном отношении не возникло со стороны черкес ни одного покушения против общественной безопасности, так и в отношении полицейском или нравственном… А потому, если бы могли уже однажды сделать вывод, что сближение и знакомство посредством торговли легко возможно даже при преградах, полагаемых самою природою, то теперь представляем себе основательное право присовокупить к нему замечание, что выгоды свободной торговли с горцами, споспешествуя усовершенствованию и улучшению материального быта народов, вместе совершенствуют и облагораживают их нравы».

Как видно из приведенной цитаты, даже абадзехи и шапсуги, еще недавно яростно сражавшиеся против частей генерала Засса, мирно торговали с казаками.

Тесные межэтнические контакты способствовали взаимному заимствованию методов ведения хозяйства, приспособленных к условиям Кавказа. Как известно, у адыгов издавна было развито садоводство, поэтому первые садовые саженцы яблонь, груш, черешни и т.д. казаки получали от них. Черномория постепенно покрылась садами, а ее столица – Екатеринодар, быстро превратилась в город-сад. Вот отрывок из письма 1830 г.: «При каждом доме и домике есть пространный, огороженный досками двор, и в каждом дворе непременно садик. Весною обширный Екатеринодар стоит в саду, что очень веселит въезжающего сюда в первый раз…». Горцы снабжали казаков также местными сортами сельскохозяйственных культур, «которые отличались хорошей всхожестью, устойчивостью к засухе и скороспелостью». Спрос казаков на адыгскую пшеницу способствовал расширению ее посевов. Адыги обращались к войсковому правительству с просьбой пользоваться землей на правом берегу Кубани и получали ее (правда, с оговорками). Черкесы, абазины, карачаевцы и оседлые ногайцы заимствовали у своих соседей более совершенные орудия труда, к примеру, заводскую косу «литовку», которая вытеснила «горскую обоюдоострую косу».

Этот процесс был напрямую связан с мощным продвижением России на Кавказ, вытеснявшей постепенно османские товары. В хозяйствах горцев широко распространилась серая порода украинского скота. Он хорошо прижился на Северном Кавказе и был довольно продуктивным. С первой половины XIX в. усилился поток фабричных изделий из России в горскую среду, в связи с чем начал меняться интерьер горских жилищ. Шкафы, сундуки, котлы, посуда и т.д. занимали все более прочное место в горском быту.

Неудивительно, что при таком развитии событий межэтнические контакты усиливались, приводя как к взаимозависимости, так и взаимовлиянию. Народы сосуществовали в одном регионе Северо–Западного Кавказа, не сливались, и каждый занимал своё место. Дружественные отношения проявляли себя повсеместно в самых различных формах. Адыги использовали самые различные поводы, чтобы войти в контакт с казаками. Это был естественный процесс, обусловленный взаимным расположением народов. Иногда представители адыгов как, например, в 1859 г., приезжали в Екатеринодар, чтобы выразить благодарность за принятие населения их аулов в подданство России. Иногда просто приезжали в гости: «В Екатеринодар приезжали с закубанской стороны черкесы, доброе согласие и приверженность имевшие. Гостей угощали булками, мясом и пшенной кашей за войсковой счет».

Казаки сами нередко приглашали горцев, особенно во время праздников. Так, в 1844 году черноморцы торжественно отметили 50-летие переселения на Кубань. На праздник были приглашены как «мирные», так и «немирные» адыги, жившие недалеко от Кубани. За накрытыми длинными столами они сидели вместе с казаками. На следующий день праздник продолжался. По описанию И.Д. Попко он завершился грандиозной церемонией, «грохотом из шестнадцати орудий и народным гимном, исполненным войсковой музыкой. При этом энтузиазм казаков сообщился и черкесским дружинам. Хамышейцы, стоявшие до той минуты внимательными зрителями на левом берегу Кубани, у аула Бжегокай, подняли гик и пальбу, потом бросились на лошадях в реку и полуизмокшие присоединились к ликующему собранию…».