Особое место в перечне великих русских писателей принадлежит Л.Н.Толстому. В своём творчество он неоднократно обращался к теме казачества.
Ни одно из произведений Толстого, написанных до 1863 года, не вызывало такой широкой дискуссии в критике, как «Казаки». Повесть не просто упоминалась среди других произведений, а подробно разбиралась в специально посвященных ей статьях.
Несмотря на простой сюжет, повесть вызвала острую, оживленную полемику. Критика в целом была единодушна в понимании главной мысли произведения.
«Главная, основная мысль новой повести графа Толстого очевидна,— писал один критик. — Это столкновение хорошей, но поломанной искусственной цивилизацией души с бытом грубым, но свежим, цельным, крепко сплоченным,— причем победа остается, конечно, на стороне последнего».
Поэт и критик Я. Полонский в писал о «Казаках»: «Цивилизация не удовлетворяет нас. Не поискать ли этого удовлетворения в простоте полудикой жизни, на лоне природы? Вот задушевная мысль, проводимая автором».
Напряженная работа над повестью, первоначальный замысел которой возник в 1852 году во время пребывания на Кавказе — сопровождалась мучительными поисками. Менялось заглавие кавказской повести (первоначально «Беглец», «Казак»). Результатом становится многоплановое, емкое произведение, разворачивающее героическую историю различных цивилизаций, «слитых» гением писателя.
Во-первых, это мир возвышенный, «горний»: мир удалых казаков и чеченцев, их врагов-джигитов. Женский мир станицы. Затем — срединное царство — «кордон» — граница, где несут службу казаки и вскользь упоминаемая передовая линия, место службы русской армии, в основном, пехоты.
В начале повести Оленин едет на Кавказ полный мнимых чужих представлений и романтических штампов. «Воображение его теперь уже было в будущем, на Кавказе. Все мечты о будущем соединялись с образами Амалат-беков, черкешенок, гор, обрывов, страшных потоков и опасностей. Все это представлялось смутно, неясно». На фоне этого ожидания Оленин «подумал, что горы и облака имеют совершенно одинаковый вид и что особенная красота снеговых гор, о которых ему толковали, есть такая же выдумка, как музыка Баха и любовь к женщине, в которые он не верил, — и он перестал дожидаться гор».
Плавный переход из мира цивилизации в мир дикой природы кроме этих повторяющихся слов написан скорее в стиле военного донесения, чем романтических повестей. К моменту путешествия героя Толстого Кавказ уже был хорошо освоен в русской литературе. «Кавказский пленник» и «Путешествие в Арзрум», лирика Пушкина, «Герой нашего времени» и поэмы Лермонтова создали определенный образ в восприятии Кавказа. Любовь путешественника «к дикарке», вослед Байрону разрабатывали авторы романтических повестей-путешествий на Восток.
Л.Н. Толстой знакомит читателя с замкнутым станичным миром, который находится на части Терской линии. Автор предваряет рассказ географическими и историческими сведениями о владениях казаков, тонко вплетая в деловую прозу авторское мнение. «На север от них начинаются песчаные буруны Ногайской или Моздокской степи… На юг за Тереком — Большая Чечня, Кочкалыковский хребет, Черные горы, еще какой-то хребет, и, наконец, снежные горы, которые только видны, но в которых никто никогда еще не был.». Последнее утверждение является чистой идеализацией, но способствует созданию у читателя ощущения первозданности, в том числе и от описания Кавказа.
В «Казаках» Толстой знакомит читателя с новыми реалиями, пространством и народами. Казаки описаны наиболее полно. Толстой дает курсивом их слова и выражения, снабжая их сносками.
Толстой ставит себе сложную задачу — сохранить яркость красок Кавказа, но рассказать не о горцах, а о русских жителях приграничных мест, перемешавшихся с местным населением, вобравших черты различных народов.
Религиозная принадлежность является главной и для казаков, и для характеризующего их Льва Николаевича Толстого. Несмотря на владение местными обычаями и языками «несмотря на то, этот христианский народец, закинутый в уголок земли, окруженный полудикими магометанскими племенами и солдатами, считает себя на высокой степени развития и признает человеком только одного казака». В наиболее значительные моменты жизни они могут произнести «Отцу и сыну и святому духу», но верят они, скорее, в природу, чем в Бога.
Фольклорный лексический репертуар «Казаков» поддержан несколькими песнями, исполнявшимися в станице. Это и любовные девичьи песни. Это и сатирическая песня своего сочинения дяди Ерошки, который «мастер играть: татарскую, казацкую, господскую, солдатскую, какую хошь» и, самая пронзительная — тавлинская, которая довела исполнителя до слез, поскольку в ней речь идет о том, как «молодец погнал баранту из аула в горы, русские пришли, сожгли аул, всех мужчин перебили, всех баб в плен побрали. Молодец пришел из гор: где был аул, там пустое место; матери нет, братьев нет, дома нет; одно дерево осталось. Молодец сел под дерево и заплакал. Один, как ты, один остался, и запел молодец: ай, дай! далалай!».
Велика казачья душа! И сколько раздолья слышится в казачьих песнях. Воспевая красоты нашего края, писатели всегда обращаются своей мыслью к казачеству. Именно казаки впитали в себя всё многообразие, всю самобытность нашего региона. Здесь тебе и горький запах полыни и величественная красота гор; и молодецкая удаль и непреклонная гордость.
Вопросы к теме
1. Что привлекало выдающихся русских писателей в истории казачества?
2. Составьте портрет казака по произведениям Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.
3. Что писал А.С.Пушкин о происхождении казачества?
4. Охарактеризуйте быт казаков по произведениям Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.
ТЕМА 11. КАЗАЧЬИ РЕГАЛИИ И СИМВОЛЫ.
У каждого народа есть свои символы, в которых как бы раскрывается его сущность - душа. Эти символы называются регалиями. Так же регалии наделяют человека, которому они принадлежат властью и являются священными.
У казаков так же были свои регалии, которые могли символизировать атаманскую власть или дух символику того или иного казачьего войска.
И первое о чём мы узнаем, это - клейноды. Клейноды - войсковые знаки, регалии или атрибуты власти. По малороссийским летописцам, под ними разумелись: «корогва, королевская, златописанная», бунчук, булава, палица, печать «сребная», «котли медные великие с добошем», арматы (пушки), пернач, значки и трости. Впервые клейноды пожалованы запорожскому войску Стефаном Баторием в 1576 г., как признаки независимого существования низовых казаков. Затем клейноды жаловали и русские цари: в 1708 г. - Петр I, в 1734 г. - Анна Иоанновна, в 1763 г. - Екатерина II. Каждый из клейнод составлял принадлежность одного лица. Все они хранились, исключая «палок до литавр» и войсковых армат, или в сечевой покровской церкви, или в войсковой скарбнице, откуда выносились только по особому приказу атамана.
Особое место в ряду казачьих регалий занимают регалии атаманские, так как атаман это лицо войска. И на первом месте в числе атаманских регалий стоят булава и насека. Булава (от общеславянского — шишка, желвак, ком, набалдашник) - холодное оружие ударно-раздробляющего действия с деревянной или металлической рукоятью (стержнем) и шаровидной головкой — ударной частью, нередко снабжённой шипами. Различают обычную шарообразную булаву и шестопёр или пернач, к головке которого приваривались рубящие кромки. Длина булавы около 50—80 сантиметров. Булава донских атаманов состояла из ореховой палки длиной в три аршина (1 аршин- 71см) с серебряным шаром на конце. Разновидностью булавы был шестопер — палка с шестью щитиками-перьями на конце.
Булава как знак начальнической власти становится известной в Европе с X столетия. Сохранилось, например, известие, что на печати франкского короля Лотаря (954—987) было выбито его изображение со скипетром в одной руке и с шестопером (разновидность булавы) в другой. Исстари в казачьих войсках булава олицетворяла верховную власть, служила неотъемлемым атрибутом атамана. Булава - так называется деревянная или металлическая палка, с весьма разнообразно украшенным шаром, или яблоком, на конце, некогда служившая военным оружием — палица, а впоследствии — жезл правления у гетманов польских и запорожских казаков. Булавы разделялись на большие, малые и перначи, или шестоперы (тоже жезл полковничий), и, как знак достоинства, представляли то же, что ныне фельдмаршальский жезл. Булава, издавна принятый знак власти польских гетманов, малороссийским гетманам была дарована впервые польским королем Стефаном Баторием в 1576 г., который этим знаком желал их уравнять с литовскими коронными. Обыкновенная гетманская булава представляла орехового или другого дерева палку, длиною 3/4 аршина, с серебряным вызолоченным шаром (или шарообразным восьмигранником), убранным бирюзой, изумрудом, жемчугом или др. драгоценными камнями; другой конец булавы обделывался в серебряную, большей частью узорчатую оправу. На булаве часто вырезывалась фамилия владельца и пожаловавшего ее или какое-либо изречение из Св. Писания, нередко герб (у Мазепы) или вензель (у Самойловича). В 1649 г. польский король пожаловал Хмельницкому булаву всю из серебра, а булава от турецкого султана была вся осыпана жемчугом и драгоценными камнями. По принятии Малороссии в подданство, малороссийские гетманы стали получать булавы, как бунчуки и знамена, из Москвы. Алексей Михайлович через ближнего боярина Бутурлина послал первую булаву Богдану Хмельницкому, всю из серебра, с надписью 1654 и со своим вензелем, «для того благополучно благочестивому воинству и всем людям начальствуешь, гордящихся на православие и непокоривых да того себе смириши; воинство ж твое благочестивое яко же доныне добре устраивал еси, сице да и прочее время сим пресветлые его Царские державы знамением, булавою тако смотрели вне управляти возможеши». Иногда булава делалась и длиннее обыкновенного и служила вместо палки; с такою булавою был представлен Голицыну арестованный в церкви Самойлович. Вместе с булавою гетманы для доходов получали ранговые имения, называвшиеся булавинскими.